Родился 12 сентября 1925 года. Учился в нашей школе с 1938 по 1941 год (с 6 по 8 класс).




Ученик 7-А класса ГБОУ СОШ №112

ДДЮТ Выборгского района, СПб

Руководитель: Фурманова Ирина Борисовна

Педагог доп. образования, методист ДДЮТ

Тел.: 8-911-910-81-97, furmanova133@mail.ru

 

Санкт-Петербург 2019 год

1. Введение ……………………………………………………………………………………....2

Глава 1. Севир Чурин. Тетрадь с письмами и стихами....................3 - 7

3. Глава 2. Всеволод Богораз. Письма с фронта и военные стихи …….8 -12

Заключение.....................................................................................12 – 13

Приложения ………………………………………………………………………………………13 - 16

Введение

Наша школа начала свой первый учебный год 1 сентября 1935 года под номером №38, с 1938 года по 1941 год школа носила №11, а марта 1941 года и по наши дни №112. Школа открылась на Английском проспекте (ныне проспект Пархоменко, дом 13/15. (Фото 1)

Я хочу познакомить вас со страницами писем и дневников, со стихами двух удивительных подростков, почти моих ровесников, учившихся в моей, 112 школе.

Восстанавливая школьный музей, мне и моим друзьям из объединения «Юный экскурсовод» приходится разбирать старые фотографии, документы и письма по годам, огромное количество анкет, собранных "Красными следопытами" с 1967 по 1985 годы.

Цель работы:

- рассказать о двух мальчиках военной поры, двух одноклассниках, поэтах Всеволоде Богоразе и Северине Чурине, об их непростой и типичной для того поколения судьбе.

Задачи:

- изучить переписку Всеволода Богораза к отцу и матери, ксерокопии писем с фронта, переданных «Красным следопытам» в 1970 году родителями В. Богораза;

- познакомится со стихами, написанными в военный период жизни двух учеников моей 112 школы, -Всеволода Богораза и Северина Чурина, одноклассников, друзей и поэтов.

- разобрать фотоархив школы довоенного и военного времени;

-познакомится со списком и фотоальбомом погибших учителей и учеников нашей школы.

Глава 1. Севир Чурин. Тетрадь с письмами и военными заметками

Разбирая школьный фотоархив, я заметил, что два друга всегда на всех классных фотографиях стоят рядом. (Фото 2).

«Письмо.

Я слов могучий ураган, / Мыслей круговорот,

И бурной страсти океан, / И дела поворот

На лист бумаги записал / Послушною рукой,

Чтоб на досуге прочитал / Его товарищ мой". 1941 год.

«Гитлеру.

Живи, наслаждайся минутами власти, / Кусайся в агонии бешенный зверь,

Спеши утолить свои подлые страсти – / Минуты твои сочтены уж теперь.

Ты гнусный плевок на лице человечества, / Ты, чирей на теле прекрасной страны,

В припадке любви- к самому- не к отечеству / Толкнул миллионы на ужас войны!

Хоть бога и нет, но нечистая сила / В твоем воплотилась лице.

Всю пакость и зло и нахрап отразила / В тебе, Сатана, подлеце.

Ты вздумал ограбить весь мир, даже хуже- / Отнять и свободу и честь.

Пусть голод затянет петлю ещё туже… / А сила для этого есть?

Сейчас ты зубами добрался до власти, / народ – забит и дрожит,

но рвутся гнедые кровавые снасти, /корабль государства- трещит…"

Из тетради Севира Чурина

«3 сентября. Мы вернулись с окопов, стали пожарниками и дежурили круглосуточно в школе (по 6 часов каждая бригада). В моей бригаде, где я бригадиром, были Вовка Курьяков, Генка Носов, Лукин (из 6 класса, не знаю как звать) и двое девчат: Владимирова Люся и Романова Дуся (из моего 8 класса). Ребята и девчата хорошие и разные. Генка –артист заядлый, хорошо играет, мы с ним вместе работали в драмкружке: он был Чацким, а я Фамусовым. За время дежурства, мы, за один присест прочли в лицах «Бешенные деньги».

Сентября 1941 года

Пять дней с 8 по 12 я с Севкой Богоразом и Борисом Курьяновым был на трудовой повинности; копали картошку в колхозе “Красный партизан” около станции Грузино, Финляндской ж.д. Грузино лежит в нескольких километрах от старой границы. Немцы с финнами подходили на 3 км потом отступали на 12 км. Ничего особенного не произошло, жили мы там спокойно и удобно в оставленных хозяевами избах.

Мне 16 лет исполнилось 11-го. Паспорт получил сегодня. Доволен, теперь, можно сказать, я взрослый.

Думаю устроится на завод. Мне необходимо работать, быть с людьми, особенно в такое время – война. Кроме того, зарабатывать буду (отец говорил, что принесет получку 240 рублей, или около того, пожалуй мало для нашей семьи, хотя теперь не так уж много денег нужно на еду). Я хотел идти добровольцем, но отец говорит, что пойдем с ним вместе, кроме того, я самый сильный в семье, опора (отца не бывает дома по несколько дней – занят).

Пойду на завод, там будет военное обучение, и я вместе с рабочими пойду в ополчение. Теперь же будет всеобщее военное обучение. Это очень хорошо. Из нас должны будут сделать хороших бойцов.

Теперь начались бомбардировки Ленинграда, немцы также обстреливают из тяжелых дальнобойных орудий.

Есть и жертвы. У нас выбиты стекла из всех первых рам.

Сентября

Утром был налет. прорвалось и налетело над нами около 20 самолетов. Поднялась настоящая молотьба. В парк бросили 4 бомбы. Несколько человек убито и ранено. По небу стлался густой черный дым: что-то горело. Через полчаса пожар ликвидировали. Минут через десять после этой тревоги – другая… а горела свалка около аэродрома, как передает агентство «О.Ж.С.» (Одна Женщина Сказала) а отличие от ТАСС.

Сентября

Сегодня удивительно тихий день. Не было ни одной тревоги. Наши ребята ходили устраиваться копать щели на стадионе «Светлана». Там будут платить, будут обеды по твердой цене, кроме того ребята будут получать без карточек 400 г. хлеба. Я не стал устраиваться, так как хочу на завод. За последние дни я что то не пишу стихов.

Мне должно дьявольски повезти; я должен пережить эту войну. Впереди огромная работа. Мы должны наладить счастливую жизнь.

Сентября

Ночью не было ни одной тревоги. Но сейчас в 7 утра и до часу уже 5 тревог. Сейчас длится 5я. В щели я не хожу. Вчера достал 13 кг картошки. Это мой заработок за труд. Написал частушки Сегодня же пошлю их в газету Народного ополчения. Я думаю, что такая, немножко грубоватая вещь может пройти.

• Прут фашисты, как собаки, /Раздувают жар войны

Но частенько у вояки /Страху полные штаны….

Лезет пьяною походкой /И кричит: «Сдавайся, Рус!»

Это значит: выпил водки; /В трезвом виде немец – трус.

Информацией снабжает /Их фон-Геббельс, первый враль.

Из уборной он черпает /Всю фашистскую мораль

Немец водки, мол не курит /И не пьет он табаку,

В магазинах, мол, не дурит /И не грабит, ни гу-гу.

Это лев, с душой овечки, /Сердцем все стремится в рай…

Геббельс в глотку тебе свечку, /Ври – то ври, да меру знай!

Не отправил, постеснялся. В литературу нужно врываться бомбой!

2 октября.

Поступил 27 сентября на завод Энгельса, учеником токаря. (Рисунок 3)

Поступил, как некоторые говорят, по блату. Я ненавижу блат.

Приняли как бы из милости.

Получилась порядочная путаница; меня приткнули в один из отдаленных углов. На рабочем номере у меня цех 11, на пропуске -2й.

Вместо нужного штампа «2» у меня на пропуске «5». Я до сих пор точно не знаю, кто меня начальник и в каком цеху я числюсь.

Но точно я помню тех, кто меня определил на место, и в случае чего крепко за них уцеплюсь….а в прочем…я волком не выгрыз бюрократизм! К мандатам почтения нету и к любым чертям катись любая бумажка…

На заводе я работаю/ право не очень еще / по пропуску меня пропускают, карточки продуктовые я получил. Чего еще надо?... солнца, правда, не очень много в цеху но все – таки оно радует.

Остаётся только получить зарплату….

Ну, в этом деле, как говорится, что посеешь, то и пожнешь.

Сеял я еще пока не очень много, известно,что пожну.

В разговор на эту щекотливую, можно показать даже, животрепещущую тему я не вступал. Поживем, увидим. Работа интересная. Я думаю поработать месяца 2, приобрести квалификацию, помочь немного семье, пройти военное обучение теперь всеобуч и вступить в ополчение, бить немцев.

Я уже большой, довольно силен.

Не могу же я оставаться позади в это гигантское время!

После работы у меня остается несколько часов. Пока есть свободное время, я буду, вы не смейтесь, нотную грамоту. Мне 16 лет. Я, кажется, взял все. Учился на «отлично». Но жизнь так сложилась, что я не овладел музыкой, а я ее очень люблю. Я считаю, что должен быть по этом и писателем; я умею петь / и люблю / могу ли стать я композитором?

Должен. Надо постичь азбуку звуков. Чтобы мысли, чтобы чувства выражать и стихами и музыкой. Стихи и музыка вместе взятые – вот совершенство и идеал художника. Борца. Нашей великой эпохи нужно великое искусство.19 век породил Пушкина, Байрона, Лермонтова, Гоголя, Герцена, Некрасова, Шевченко и др.

Кого же должен породить наш век?!...

Наши герои должны подняться над всем, что было до сих пор. Вчера была большая тревога. Она длилась 3 часа. Шуму было много, не знаю сколько вреда. Я изрядно померз в подъезде.

31 октября.

Уже месяц как я на заводе, а положение моё не улучшилось, т.е. не изменилось. (Фото 3)

Учился я у одного старого токаря - Абрамова В.А. Этот маленький такой человечек и физически и морально, с птичьим носом и очками. Работал он на этом заводе еще до революции.

Я помогаю слесарям, делать шпильки из проволоки на точиле.

Со станком я уж, пожалуй справлюсь.Но его еще не нет для меня и не знаю когда будет.

С едой сейчас плоховато. В столовой больше одного супа не съешь. Хлеба я ем немного, и все так же. В общем сыт не бываю.

Завтра выходной. Карточки получил опять 15-ого числа, я получил 34 руб, а 29-ого- 140

Ноября.

Праздник. Не очень хороший, правда, но все таки. Угощаться нечем.

Много раз 6-ого и 7-ого прилетали немцы, но этой ночью, а днём они опасаются. Стрельба стоит все время, тяжелые разрывы снарядов и бомб, но мы привыкли, и черт возьми, этот шум надоедает. Кончилась бы эта проклятая война, закончил бы я 10 классов. А там университет! Подкоплю немного денег и куплю микроскоп…

ЧУРИН СЕВИР ДМИТРИЕВИЧ

Родился 12 сентября 1925 года. Учился в нашей школе с 1938 по 1941 год (с 6 по 8 класс).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: