Понятие научной проблемы и проблемной ситуации в науке. Гипотеза




Любая наука всегда находится на границе знания и незнания. Парадокс науки заключается, что чем более развита научная теория, тем шире круг нерешенных проблем, тем яснее, что существующее знание, его понятийный аппарат и стандартные методы недостаточны для решения возникших задач. Следовательно, наличие проблемной ситуации в науке есть ее естественное, нормальное состояние. Искусство постановки научной проблемы состоит в том, чтобы из множества возникших задач выбрать одну, главную, и это, безусловно, творческий процесс, которому порой способствует счастливый случай. Проблемная ситуация носит сложный характер, представляя целую систему связанных между собой задач и вопросов, а решение, очевидно, требует выхода за рамки известных теоретических представлений и методов.

Постановка проблемы всегда связана с научной теорией. В ситуации наличия альтернативных теорий в рамках одной предметной области возможно многовариантное решение одной и той же научной проблемы.

Понятие научной проблемы — одно из наименее разработанных в методологии науки. Так, не вполне ясен вопрос о типологии и классификации проблем. Их делят на два больших класса:

1) проблемы, касающиеся самого предмета исследования, т.е. свойств и закономерностей изучаемого фрагмента реальности;

2) проблемы, касающиеся инструментов исследования, т.е. методологии самого познавательного процесса.

В свою очередь, последние принято делить на два подкласса:

а) проблема выбора методов исследования, способов количественной обработки полученных данных;

б) проблема оценки полученных результатов, выбора адекватной интерпретации, возможных альтернативных гипотез, способов построения теории и т.п.

Иными словами, подклассы образуются по признаку "методы исследования — методы интерпретации полученных результатов".

Научная гипотеза возникает как ответ на вызов окружающей реальности, которая постоянно ставит нас лицом к лицу с проблемами.

Гипотеза — это предположение о наличии определенного типа связи между исследуемыми явлениями, определенной регулярности, закономерности каких-то событий.

• в узком смысле гипотеза — это обозначение некоторого предположения о возможной закономерности или явления;

• в широком смысле гипотеза по своей логической структуре совпадает с теорией, но отличается от нее тем, что в теории исходные положения рассматриваются как истинные, а в гипотезе они имеют вероятностный статус.

Принципиальная особенность научных гипотез в сфере социальных отношений — способность изменять матрицы общественного поведения широких масс населения в зависимости от их веры в истинность тех или иных гипотетических идеологизированных (псевдонаучных) теоретических построений (национал-социализм, марксизм, другие общественные движения). Отсюда вытекает необходимость осторожности в оценках степени достоверности общественных прогнозов.

Виды гипотез

1 Описательная гипотеза служит для описания состава и структуры определенной предметной области и присущих объектам этой области свойств и отношений.

2. Объяснительная гипотеза выдвигается о причинах возникновения какого-либо объекта или явления и о возможном механизме (законе) его функционирования

3. Общие гипотезы формулируют некоторые исходные принципы объяснения тех или иных явлений, наблюдаемых эмпирических регулярностей и др.,

4. Частные гипотезы, как правило, выдвигаются в рамках общего предположения для объяснения какой-то отдельной стороны явления или особенностей некоторого подкласса объектов изучаемой предметной области.

5. Ad hoc-гипотеза - предназначена для объяснения конкретного факта, как правило, не подчиняющегося общей закономерности и нуждающегося для своего объяснения в каком-либо дополнительном допущении.

В построении всякой научной гипотезы принято выделять два условных этапа:

1) сбор и анализ фактов и их взаимосвязи;

2) синтез фактов, их обобщение и на этой основе выдвижение гипотезы.

Логико-методологические требования, предъявляемые к гипотезам:

1. Гипотеза должна быть теоретически и эмпирически обоснована, т.е. опираться на фундаментальные научные представления, учитывать наблюдаемые факты и эксперименты.

2. Гипотеза должна быть семантически и синтаксически непротиворечива.

3. Гипотеза должна быть верифицируема (подтверждаема) или фальсифицируема (опровергаема), т.е. должны быть указаны условия и способы подтверждения ее истинности.

4. Гипотеза должна обладать объяснительной и по возможности предсказательной силой.



 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: