Любая наука всегда находится на границе знания и незнания. Парадокс науки заключается, что чем более развита научная теория, тем шире круг нерешенных проблем, тем яснее, что существующее знание, его понятийный аппарат и стандартные методы недостаточны для решения возникших задач. Следовательно, наличие проблемной ситуации в науке есть ее естественное, нормальное состояние. Искусство постановки научной проблемы состоит в том, чтобы из множества возникших задач выбрать одну, главную, и это, безусловно, творческий процесс, которому порой способствует счастливый случай. Проблемная ситуация носит сложный характер, представляя целую систему связанных между собой задач и вопросов, а решение, очевидно, требует выхода за рамки известных теоретических представлений и методов.
Постановка проблемы всегда связана с научной теорией. В ситуации наличия альтернативных теорий в рамках одной предметной области возможно многовариантное решение одной и той же научной проблемы.
Понятие научной проблемы — одно из наименее разработанных в методологии науки. Так, не вполне ясен вопрос о типологии и классификации проблем. Их делят на два больших класса:
1) проблемы, касающиеся самого предмета исследования, т.е. свойств и закономерностей изучаемого фрагмента реальности;
2) проблемы, касающиеся инструментов исследования, т.е. методологии самого познавательного процесса.
В свою очередь, последние принято делить на два подкласса:
а) проблема выбора методов исследования, способов количественной обработки полученных данных;
б) проблема оценки полученных результатов, выбора адекватной интерпретации, возможных альтернативных гипотез, способов построения теории и т.п.
Иными словами, подклассы образуются по признаку "методы исследования — методы интерпретации полученных результатов".
Научная гипотеза возникает как ответ на вызов окружающей реальности, которая постоянно ставит нас лицом к лицу с проблемами.
Гипотеза — это предположение о наличии определенного типа связи между исследуемыми явлениями, определенной регулярности, закономерности каких-то событий.
• в узком смысле гипотеза — это обозначение некоторого предположения о возможной закономерности или явления;
• в широком смысле гипотеза по своей логической структуре совпадает с теорией, но отличается от нее тем, что в теории исходные положения рассматриваются как истинные, а в гипотезе они имеют вероятностный статус.
Принципиальная особенность научных гипотез в сфере социальных отношений — способность изменять матрицы общественного поведения широких масс населения в зависимости от их веры в истинность тех или иных гипотетических идеологизированных (псевдонаучных) теоретических построений (национал-социализм, марксизм, другие общественные движения). Отсюда вытекает необходимость осторожности в оценках степени достоверности общественных прогнозов.
Виды гипотез
1 Описательная гипотеза служит для описания состава и структуры определенной предметной области и присущих объектам этой области свойств и отношений.
2. Объяснительная гипотеза выдвигается о причинах возникновения какого-либо объекта или явления и о возможном механизме (законе) его функционирования
3. Общие гипотезы формулируют некоторые исходные принципы объяснения тех или иных явлений, наблюдаемых эмпирических регулярностей и др.,
4. Частные гипотезы, как правило, выдвигаются в рамках общего предположения для объяснения какой-то отдельной стороны явления или особенностей некоторого подкласса объектов изучаемой предметной области.
5. Ad hoc-гипотеза - предназначена для объяснения конкретного факта, как правило, не подчиняющегося общей закономерности и нуждающегося для своего объяснения в каком-либо дополнительном допущении.
В построении всякой научной гипотезы принято выделять два условных этапа:
1) сбор и анализ фактов и их взаимосвязи;
2) синтез фактов, их обобщение и на этой основе выдвижение гипотезы.
Логико-методологические требования, предъявляемые к гипотезам:
1. Гипотеза должна быть теоретически и эмпирически обоснована, т.е. опираться на фундаментальные научные представления, учитывать наблюдаемые факты и эксперименты.
2. Гипотеза должна быть семантически и синтаксически непротиворечива.
3. Гипотеза должна быть верифицируема (подтверждаема) или фальсифицируема (опровергаема), т.е. должны быть указаны условия и способы подтверждения ее истинности.
4. Гипотеза должна обладать объяснительной и по возможности предсказательной силой.