Концепция устойчивого развития в контексте формирования новой научно-технической парадигмы




Современное научно-техническое развитие переживает глубокий кризис. Идея устойчивого развития,высказанная в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, является тому подтверждением. В самом понятии "устойчивое развитие", активно эксплуатируемом сегодня не только философами и политиками, но и экономистами и практиками, заложено коренное противоречие современной эпохи. С одной стороны, общество все еще упорно руководствуется устремлениями к ускоряющемуся саморазвитию на пути к достижению всеобщего блага средствами науки и техники. С другой стороны, все более очевидной становится утопичность такого устремления перед лицом весьма вероятной невозможности достижения в будущем даже стабильного равновесия и сохранения достигнутого благосостояния.

Программы устойчивого развития, принимаемые правительствами, становятся прекрасной сказкой для взрослых, но мировое сообщество так и не продвинулось в разработке этой концепции. Устойчивое развитие зачастую рассматривается как содержательно пустой постулат, с которым все заведомо согласны, но продолжают каждый идти своим путем. Или как идеологический маневр, скрывающий иные общественные и экономические интересы, утопическая надежда, даже иллюзия, поскольку никто не знает, как достичь такого развития, даже если предположить, что смысл данного понятия очевиден.

Реализация такого рода утопии демонстрирует нам, как обещание рая земного "трансмутирует" в воссоздание ада на Земле, отдельные черты которого нам хорошо знакомы из истории научно-технического прогресса (пока, к счастью, в отдельно взятом регионе).

Со всей очевидностью стало ясно, что каждое техническое нововведение имеет не только положительные, но и негативные последствия, которые к тому же нельзя предугадать, а только все время приходится предсказывать, несмотря на неизбежные ошибки подобных предположений. Точный прогноз невозможен, можно лишь высветить некоторые сценарии развития, а какие из этих сценариев реализуются и каким образом, предсказать очень трудно. Главное же заключается в том, что выбранный путь может кардинально изменить ход развития всего человечества, а вернуться к исходной точке и попробовать реализовать иной сценарий не представляется возможным. Решения сегодня должны приниматься в условиях все возрастающей неопределенности, поэтому общество стремится найти опору для своих намерений в сфере науки и по крайней мере с ее помощью обосновать выбор того или иного конкретного пути развития.

Устойчивое развитие — политическое понятие, в разных странах оно трактуется по-разному. Для США и Западной Европы оно означает сохранение уровня и темпов экономического развития, высокого материальн.благосостояния нередко за счет ресурсов других государств и народов. Для стран Центральной Европы под устойчивым развитием подразумевается надежда на достижение того же высокого уровня доходов и социальной защиты населения. Для России концепция устойчивого развития означает надежду на улучшение уровня жизни, отсутствие социальных, техногенных и природных катаклизмов.

Концепцию устойчивого развития можно осуществлять через рефлектирующую деятельность, а не через некую трансцендентальную идею. Именно политике надлежит воплощать нормативные идеи в действие, но при этом она должна быть связана с научными основаниями. Сегодня наука берет на себя то, что ранее делала политика, а современная политика, например в области изменения климата, без науки не может даже сформулировать свои проблемы. Наука в настоящее время становится средством и важным компонентом политики, решающим для достижения устойчивого развития общества. Именно в этом смысле говорят о трансдисциплинарной науке, выходящей не только за рамки отдельных дисциплин, но и дисциплинарной науки вообще, в широкую общественную сферу. Роль науки в современном обществе, с одной стороны, уменьшается, поскольку больше никто не верит в ее всесильность, а с другой — увеличивается, ибо она с неизбежностью становится основой политического консультирования и опорой принятия политических, социальных и хозяйственных решений. Эта роль существенно меняется, и теперь уже самой науке приходится доказывать обществу практическую результативность и необходимость своего существования, что не дает ей замкнуться в узкие академические рамки и не позволяет открещиваться от неспециалистов ссылкой на сложность и непонятность для каждого стоящих перед ней задач и используемых ею методов.

Современное общество и развитые государства не могут существовать без нововведений, поэтому инновационная политика становится одной из важнейших составных частей научно-технической и социально-экономической политики в современном мире. Однако на этом пути общество подстерегают опасности, и в первую очередь не совсем ясно, что, собственно, считать инновациями. Стремление открывать новое и давать ему свое имя — характерная черта современной цивилизации, начиная с эпохи Возрождения.

С ускорением научно-технического и социально-экономического развития инновации стали обычной повседневностью, и нарастающий прогресс зримо переживают уже люди одного поколения. Это выражается не только в стремлении заполучить все новые технические продукты, но и в потребности все время обновлять предметы своего окружения, получать новые знания и искать новейшие книги, из которых можно почерпнуть самые современные и полезные для карьеры и жизни указания. По этой логике старые книги должны быть уничтожены или спрятаны на долгое хранение. Они не пользуются спросом, хотя часто новые учебники переписываются со старых, ставших уже каноническими книг. Отрыв от прошлого, стремление к обновлению становятся нормой жизни и создают иллюзию ускоряющегося прогресса. Однако эта иллюзия рушится под воздействием сопутствующих всяким инновациям не только позитивных, но и негативных последствий, которые часто невозможно предусмотреть или минимизировать.

Современное общество вынуждено стимулировать нововведения, а государство посредством своей инновационной политики поддерживать либо отвергать конкретные инновационные проекты в условиях полной или частичной неопределенности и отсутствия или недостатка знаний о неизбежно сопутствующих им негативных последствиях. Исследования в отношении последствий научно-технического развития носят особый характер, служат определенным заранее сформулированным целям и имеют нестандартную структуру и особенности функционирования.

Развитие науки и техники необходимо рассматривать как целостный процесс, обусловленный не только собственно научными или техническими факторами, но также отражающий социальные взаимодействия. Планирование развития науки в целом или какой-либо ее области, перераспределение средств и капитальных вложений требуют учета тенденций развития науки, прогнозирования появления и отмирания ее различных отраслей. Это возможно, если иметь в виду все поле науки в целом. Однако очевидно, что никакой современный руководитель не может одинаково глубоко и компетентно разбираться во всех областях науки. Чтобы принимаемые решения были обоснованными, необходима выработка системного представления о науке в целом на базе исследования существующих в ней организационных, коммуникационных, рефлексивных и иных систем связей, анализа их корреляции и взаимодействия.

Проблема исследования научно-технического развития и инновационной политики весьма актуальна для современной методологии науки, поскольку рассматривает новую область одновременно и научно-технического, и социально-гуманитарного знания, которая еще не была предметом систематического методологического изучения. Анализ этих явлений особенно важен для России, переживающей преобразование всей системы социальных и экономических отношений, где такого рода оценка научно-технических проектов только формируется, но становится настоятельно необходимой. Однако осмыслить западный опыт и выработать рекомендации для российских условий можно лишь на основе развития методологической базы оценки научно-технических проектов. В то же время методология науки способна внести вклад в осознание и развитие этой новой области знания, используя свой богатый опыт содержательного методологического анализа различных конкретных научных дисциплин.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: