«Введение в вероучение»
1. Понятие о вере и о молитве. Значение разума в религиозной жизни человека.
2. Богословие и богословская наука. Цель и задачи догматической науки.
3. Понятие о догматах. Причины появления догматов. Назначение догматов. Свойства догматов. Догматы и богословские мнения.
4. Понятие о Богопознании. Естественное и сверхъестественное Богопознание.
5. Споры о характере и границах богопознания в 4 веке.
6. Споры о характере и границах богопознания в 14 веке.
7. Понятие об апофатическом и катафатическом богословских методах. Основные апофатические свойства Божии. Основные катафатические свойства Божии.
8. Понятие о Священном Предании. Три уровня Священного Предания. Соотношение Священного Писания и Священного Предания.
9. Понятие о Священном Писании. Правила чтения Священного Писания. Канон Священного Писания. Богодухновенность Священного Писания.
10. Формы Священного Предания: правило веры, творения святых отцов, литургическое предание. Их отношение ко всей полноте Божественного Откровения.
11. Основные богословские понятия православной триадологии IV века: лицо (prÒswpon), ипостась (ØpÒstasij), природа (fÚsij), сущность (oÙs…a), энергия (™nšrgeia): их содержание, история и соотношение. Критерии различения ипостаси и сущности: критерий свт. Василия (общее и частное) и критерий свт. Григория (что? и кто?).
12. Догмат о Пресвятой Троице. Догматическое и нравственное значение учения о Пресвятой Троице.
13. Образы и аналогии Пресвятой Троицы в тварном мире.
14. Библейские основания учения о троичности Лиц в Боге.
15. Библейские основания учения о Божественном достоинстве Лиц Пресвятой Троицы. «Уничижительные места» Священного Писания.
|
16. Собственные имена, ипостасные отношения и ипостасные свойства Лиц Пресвятой Троицы.
17. Учение о монархии Бога Отца. Значение учения о монархии Бога Отца для православного богословия. Католическая доктрина Filioque.
18. Монархианство: динамизм и модализм. Богословские достоинства и недостатки триадологии Оригена.
19. Доктрина Ария. Полемика с арианством в IV веке. I Вселенский Собор. Учение о единосущии Лиц Пресвятой Троицы.
20. Духоборчество. II Вселенский Собор.
21. Христианское учение о творении мира из ничего. Пантеистические и дуалистические концепции происхождения мира.
22. Побуждение и цель творения мира. Порядок творения мира и главные виды творения.
23. Понятие о Божественном промысле. Ложные учения о промысле.
24. Сотворение ангельского мира. Ангелы и их служение. Божественный промысл о добрых ангелах.
25. Злые духи и их деятельность. Божественный промысл о злых духах.
26. Предвечный Совет. Сотворение человека. Первозданное состояние человека.
27. Промысл Божий о человеке до грехопадения. Значение заповедей, данных в раю.
28. Состав человеческой природы. Значение тела в составе человеческой природы. Мнения о происхождении человеческих душ.
29. Свойства души человека. Свобода человека.
30. Образ и подобие Божие в человеке.
31. Назначение человека. Священническое, пророческое и царское призвание человека.
32. Сущность грехопадения. Происхождение зла. Понятие о личном и о первородном грехе.
33. Следствия грехопадения для природы человека.
34. Следствия грехопадения для отношений между Богом и человеком, для отношений между людьми и для отношений между человеком и окружающим безличным миром.
|
35. Предвечный Совет Пресвятой Троицы о спасении человека. Участие Лиц Св. Троицы в деле спасения человека.
36. Учение об Иисусе Христе как истинном Боге.
37. Учение об Иисусе Христе как истинном человеке.
38. Заблуждения относительно человечества Иисуса Христа. Отличия Господа Иисуса Христа от нас по человечеству.
39. Сущность несторианства и монофизитства.
40. Православное учение о единстве Божественной ипостаси Господа Иисуса Христа. Образ ипостасного соединения двух природ во Христе.
41. Следствия ипостасного соединения двух природ в Иисусе Христе по отношению к Нему Самому.
42. Следствия ипостасного соединения двух природ в Иисусе Христе по отношению к Пресвятой Троице.
43. Следствия ипостасного соединения двух природ в Иисусе Христе по отношению к Божией Матери.
44. Понятие об искуплении. Библейские и святоотеческие образы искупления.
45. Юридическая и нравственная теории искупления, их переосмысление в православном богословии XX века.
46. Составляющие искупления: Боговоплощение, учение Иисуса Христа, чудеса Иисуса Христа.
47. Составляющие искупления: Крестная смерть Иисуса Христа, сошествие Иисуса Христа во ад и победа над адом.
48. Составляющие искупления: Воскресение Иисуса Христа, Вознесение Иисуса Христа на небо.
49. Спасительные плоды искупительного подвига Иисуса Христа.
50. Основания учения о благодати в Священном Писании. Значение слова “благодать”. Участие Лиц Пресвятой Троицы в раздаянии благодати.
|
51. Благодать как свойство Божие и как сила Божия. Виды благодати: всеобщая (предваряющая) и церковная. Особые дарования благодати.
52. Отношение благодати к свободе: пелагианство, учение блж. Августина, православный взгляд. Значение веры и добрых дел для спасения.
53. Понятие о Церкви Христовой. Церковь Христова на земле. Библейские и святоотеческие образы Церкви. Основание Церкви Иисусом Христом. Цель Церкви.
54. Существенные свойства Церкви.
55. Необходимость принадлежать к Церкви для спасения. Судьба отступников от веры. Судьба находящихся вне Церкви.
56. Связь между Церковью земной и небесной. Ходатайство святых за верующих. Почитание святых. Почитание мощей святых. Почитание святых икон.
57. Понятие о таинствах. Богоустановленность таинств. Действительность и действенность таинств. Отличие таинств от обрядов.
58. Таинства Крещения и Миропомазания.
59. Таинство Евхаристии. Образ пребывания Господа Иисуса Христа в Святых Дарах. Отношение Евхаристии к Голгофской жертве. Выводы литургического характера.
60. Таинства Покаяния и Елеосвящения.
61. Таинства Священства и Брака.
62. Телесная смерть и бессмертие души. Частный суд. Состояние душ после частного суда.
63. Молитва Церкви за умерших. Критика возражений против молитвы за умерших.
64. Признаки второго пришествия Христова.
65. Антихрист и его брань с царством Христовым.
66. Второе пришествие Христово. Воскресение мертвых. Хилиазм.
67. Кончина мира. Всеобщий суд. Кончина благодатного Царства Христова и открытие Царства Славы. Состояние праведников и осужденных после всеобщего суда. Учение об апокатастасисе.