Когда говорят о когнитивных стилях, то имеют в виду особенности познавательных процессов (в первую очередь восприятия и мышления), которые характеризуют отдельных индивидов и устойчиво проявляются в различных ситуациях, при решении разных задач. При этом речь идет о стилистических особенностях познавательной деятельности, рассматриваемых относительно независимо от ее содержания. Пользуясь современной терминологией, можно сказать, что когнитивные стили отражают различия между людьми в характере переработки информации1.
Когнитивные стили являются, прежде всего, процессуальными характеристиками, отвечающими на вопрос, как человек воспринимает и перерабатывает информацию, и именно этот качественный аспект делает когнитивные стили интересными с точки зрения процесса обучения. Ведь знание когнитивных стилей может помочь учителю проникнуть «в кухню» рассуждений ученика.
Интенсивное изучение когнитивных стилей началось в 1950-е гг. в связи с исследованием перцептивных процессов. За короткое время было выявлено и описано более десятка различных стилей. Из них наиболее разработанными и важными для понимания процесса обучения являются стили: дифференцированность поля, обобщенность
1 Соловьев А. В. Исследование познавательных стилей в американской психологии // Зарубежные исследования по психологии познания. М., 1977. С. 235-255.
категорий, стиль концептуализации и тип реагирования (см. обобщенные характеристики в табл. 3.7). Таблица 3.7. Характеристика когнитивных стилей
Стиль
Типичные черты
Дифференциро-ванность поля (полезависи-мость — полене-зависимость) Г. Виткин | Поленезависимый: легко отделяет существенную информацию от второстепенной, не зависит от внешних референтов, ситуации, дифференцированные представления о себе и мире | Полезависимый: неспособный отделить необходимую информацию от «фоновой», зависимый от ситуации, не-расчлененные представления о себе и мире, успешны в общении |
Обобщенность категорий (глобальные-специфичные) Р. Гарднер | Специфичный: нацелен на нахождение различий между объектами, выделяет большое число категорий при классификации | Глобальный: нацелен на нахождение сходства между объектами, выделяет малое число категорий при классификации |
Стиль концептуализации (абстрактный — конкретный) Г. Шродер | Абстрактный: мыслит на уровне концепций, источник включается в общую понятийную систему, которая достаточно подвижна | Конкретный: склонен к тому, «что можно пощупать», прагматичен, жесткая пространственно-временная привязка к источнику, тяга к составлению набора жестких схем |
Тип реагирования (импульсив-ный-рефлексив-ный) Дж. Каган | Рефлексивный тип: требует времени на усвоение и обработку информации, начинает действовать внутренне опробовав гипотезы, взвешенно, осторожно | Импульсивный тип: учится методом проб и ошибок, отличается быстротой реакции, не раздумывает над ответом |
Из существующих определений когнитивного стиля и описанны х выше примеров конкретных стилей М. А. Холодная предлагает выделить несколько общих для них черт:
|
· когнитивный стиль — это процессуальная характеристика интеллектуальной деятельности, определяющая способ получения того или иного продукта;
|
· когнитивный стиль — это биполярное измерение, описывающее реальность за счет обращения к двум крайним формам познавательного реагирования (например, абстрактный — конкретный);
· когнитивный стиль — это устойчив ая во времени хар актеристика субъекта, проявляющаяся на разных уровнях познавательного функционирования. То есть степень выраженности того или иного параметра когнитивного стиля меняется на протяжении онтогенетического раз вития (например, у всех людей до 17 лет наблюдается возрастание поленезависимости), но остается на удивление
· Правда, по мере более тщательного изучения когнитивных стилей и накопления экспериментальных фактов некоторые из этих общих черт ставятся под сомнение. Имеются данные о том, что когнитивный стиль оказывает существенное влияние на результаты учебной деятельности. Ряд исследований показал, что при ярко выраженной полезависимости-поленезависимости, дети проявляют различную успешность в решении задач, особенно, на образном материале; успеваемость поленезависи-мых учащихся, выраженная средней оценкой, оказывается существенно выше. Аналогично при решении достаточно сложных учебных задач рефлексивные ученики действуют эффективнее, чем их импульсивные одноклассники. Таким образом, в ситуации традиционной школы можно поставить под сомнение отсутствие оценочного контекста при работе с учениками, имеющими различные когнитивные стили.
· При этом хочется отметить, что связь успешности учебной деятельности и стилевых параметров не является однозначной. Т ак, В. А. Колга1 показал, что максимальная обучаемость и успеваемость наблюдается при соразмерных параметрах когнитивного стиля, то есть тогда, когда стиль не является ярко выраженным. Иллюстрируя это на примере когнитивного стиля аналитичность-синтетичность, он продемонстрировал, что «синтетичность» познавательных процессов способствует переносу умения решать сходные задачи, а «аналитичность» способствует решению разнотипных задач.