Индивидуальных особенностей усвоения учебного материала




Когда говорят о когнитивных стилях, то имеют в виду особенности по­знавательных процессов (в первую очередь восприятия и мышления), которые характеризуют отдельных индивидов и устойчиво проявляются в различных ситуациях, при решении разных задач. При этом речь идет о стилистических особенностях познавательной деятельности, рас­сматриваемых относительно независимо от ее содержания. Пользуясь современной терминологией, можно сказать, что когнитивные стили от­ражают различия между людьми в характере переработки информации1.

Когнитивные стили являются, прежде всего, процессуальными ха­рактеристиками, отвечающими на вопрос, как человек воспринимает и перерабатывает информацию, и именно этот качественный аспект делает когнитивные стили интересными с точки зрения процесса обучения. Ведь знание когнитивных стилей может помочь учителю проникнуть «в кухню» рассуждений ученика.

Интенсивное изучение когнитивных стилей началось в 1950-е гг. в связи с исследованием перцептивных процессов. За короткое время было выявлено и описано более десятка различных стилей. Из них наиболее разработанными и важными для понимания процесса обу­чения являются стили: дифференцированность поля, обобщенность

1 Соловьев А. В. Исследование познавательных стилей в американской психо­логии // Зарубежные исследования по психологии познания. М., 1977. С. 235-255.

категорий, стиль концептуализации и тип реагирования (см. обобщен­ные характеристики в табл. 3.7). Таблица 3.7. Характеристика когнитивных стилей

Стиль

Типичные черты

Дифференциро-ванность поля (полезависи-мость — полене-зависимость) Г. Виткин Поленезависимый: легко отделяет существенную ин­формацию от второстепен­ной, не зависит от внешних референтов, ситуации, диф­ференцированные представ­ления о себе и мире Полезависимый: неспособ­ный отделить необходимую информацию от «фоновой», зависимый от ситуации, не-расчлененные представления о себе и мире, успешны в об­щении
Обобщенность категорий (гло­бальные-специ­фичные) Р. Гарднер Специфичный: нацелен на нахождение различий меж­ду объектами, выделяет большое число категорий при классификации Глобальный: нацелен на на­хождение сходства между объектами, выделяет малое число категорий при класси­фикации
Стиль концепту­ализации (абс­трактный — кон­кретный) Г. Шродер Абстрактный: мыслит на уровне концепций, источ­ник включается в общую понятийную систему, кото­рая достаточно подвижна Конкретный: склонен к тому, «что можно пощупать», праг­матичен, жесткая пространс­твенно-временная привязка к источнику, тяга к составле­нию набора жестких схем
Тип реагирова­ния (импульсив-ный-рефлексив-ный) Дж. Каган Рефлексивный тип: требует времени на усвоение и об­работку информации, начи­нает действовать внутренне опробовав гипотезы, взве­шенно, осторожно Импульсивный тип: учится методом проб и ошибок, от­личается быстротой реакции, не раздумывает над ответом

Из существующих определений когнитивного стиля и описанны х выше примеров конкретных стилей М. А. Холодная предлагает выде­лить несколько общих для них черт:

· когнитивный стиль — это процессуальная характеристика интел­лектуальной деятельности, определяющая способ получения того или иного продукта;

· когнитивный стиль — это биполярное измерение, описывающее ре­альность за счет обращения к двум крайним формам познаватель­ного реагирования (например, абстрактный — конкретный);

· когнитивный стиль — это устойчив ая во времени хар актеристика субъекта, проявляющаяся на разных уровнях познавательного функционирования. То есть степень выраженности того или иного параметра когнитивного стиля меняется на протяжении онтогене­тического раз вития (например, у всех людей до 17 лет наблюда­ется возрастание поленезависимости), но остается на удивление

 

· Правда, по мере более тщательного изучения когнитивных стилей и накопления экспериментальных фактов некоторые из этих общих черт ставятся под сомнение. Имеются данные о том, что когнитивный стиль оказывает существенное влияние на результаты учебной деятельности. Ряд исследований показал, что при ярко выраженной полезависимости-поленезависимости, дети проявляют различную успешность в решении задач, особенно, на образном материале; успеваемость поленезависи-мых учащихся, выраженная средней оценкой, оказывается существенно выше. Аналогично при решении достаточно сложных учебных задач рефлексивные ученики действуют эффективнее, чем их импульсив­ные одноклассники. Таким образом, в ситуации традиционной школы можно поставить под сомнение отсутствие оценочного контекста при работе с учениками, имеющими различные когнитивные стили.

· При этом хочется отметить, что связь успешности учебной де­ятельности и стилевых параметров не является однозначной. Т ак, В. А. Колга1 показал, что максимальная обучаемость и успеваемость наблюдается при соразмерных параметрах когнитивного стиля, то есть тогда, когда стиль не является ярко выраженным. Иллюстрируя это на примере когнитивного стиля аналитичность-синтетичность, он продемонстрировал, что «синтетичность» познавательных процессов способствует переносу умения решать сходные задачи, а «аналитич­ность» способствует решению разнотипных задач.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: