Билет 8. Специфика реализации дидактических принципов в обучении иностранному языку.




 

Принципы обучения – это исходные положения/ дидактические требования, которыми следует руководствоваться для достижения педагогических целей.

Е. И. Пассов предлагает следующую иерархию принципов:

1. принципы первого ранга (общедидактические) – лежат в основе обучения любому предмету, в том числе и иностранному языку.

2. принципы второго ранга (общеметодические) – в основе обучения иностранному языку вообще.

3. принципы третьего ранга (частнометодические) – в основе обучения тому или иному виду речевой деятельности;

4. принципы четвертого ранга – значимы для более узкой сферы обучения, например для использования технических средств обучения, для обучения грамматической стороне речевой деятельности и т.п.

Дидактические принципы – это основные положения, отражающие наиболее общие закономерности, которые выдвигают определенную систему дидактических требований к содержанию, процессу обучения, методам, приемам, средствам и формам организации обучения в целом, любому учебному предмету.

Можно выделить в качестве основополагающих следующие дидактические принципы:

1. Принцип целенаправленности

2. Принцип научности

3. Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения

4. Принцип связи теории с практикой

5. Принцип систематичности и последовательности

6. Принцип сознательности

7. Принцип личностно ориентированной направленности обучения

8. Принцип наглядности

9. Принцип активности

10. Принцип доступности и посильности

11. Принцип прочности

 

1. Принцип целенаправленности. Этот принцип характеризует организационные, методические и содержательные основы проведения в жизнь государственной политики в области среднего образования, требуя соблюдения определенных параметров: достижение главных задач общеобразовательных учреждений; соответствие содержания обучения и воспитания, методов и форм организации обучения учебному плану и программам. Задействуются программы разного уровня – от типовых до частных.

2. Принцип объективности, научности. Учебный процесс должен строиться на научной основе с учетом достижений в таких научных областях, как лингвистика, педагогика, психология, психолингвистика, социология.

3. Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения. Предмет «иностранный язык» должен оказывать воздействие на воспитание и развитие учащихся через содержание и средства обучения: тщательно отобранные тексты, обсуждение фильмов, рассказов на иностранном языке. Изучение иностранного языка в сравнении с родным помогает расширить лингвистических кругозор, соизучение культур вносит существенный вклад в формирование мировоззрения учащегося. Обучение иностранному языку способствует развитию логического мышления, памяти, концентрации внимания, расширению филологического кругозора школьников. Воспитывающие и развивающее обучение помогает достичь личностных и метапредметных результатов, предусмотренных ФГОС.

4. Принцип связи теории с практикой как раз и нацеливает на необходимость постоянного сомнения и проверки теоретических положений с помощью надежного критерия практики. Школьное образование должно предоставлять обучающимся не только само рассмотрение научных решений и проблем, но и раскрытие вариантов их использования в самых различных областях человеческой жизни, в качестве примера сфер применения можно привести промышленность, сельское хозяйство и общественную жизнь. Осуществление данного принципа в педагогике помогает учащимся проще воспринимать концепцию о связи науки с практикой.

5. Принцип систематичности и последовательности, систематичности требует, чтобы преподавание велось в определенном порядке, системе, было построено в строгой логической последовательности. Это означает, что изучаемый материал должен четко планироваться, делиться на законченные разделы, модули, шаги, в каждой учебной теме следует устанавливать идейные центры, главные понятия, подчиняя им все другие части лекции или урока. Психологами установлено, что соблюдение логических связей позволяет запомнить учебный материал в большем объеме, осмысленно и более прочно.

Принцип систематичности и последовательности реализуется, с одной стороны, в содержании программ и учебно-методических комплексов, с другой – в процессе планирования, а именно календарно-тематического, поурочного. Данный принцип конкретизирует следующие правила: от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному.

6. Принцип сознательности. На современном этапе развития методики обучения иностранному языку принцип сознательности часто соотносится с принципом учета когнитивных особенностей учащихся, который предполагает, что ученики не только понимают содержание речи, но и осознают единицы, из которых она состоит, и способы использования этих единиц при продуцировании высказывания на иностранном языке. Сознательность проявляется в умении пользоваться сформированными знаниями, навыками и умениями в решении коммуникативных задач.

7. Принцип личностно ориентированной направленности обучения. Согласно Н.Д. Гальской и Н.И. Гез, личностно ориентированная направленность означает, что «исходным при построении учебного процесса является учащийся как субъект учебной деятельности и как субъект межкультурного общения, его индивидуальная картина мира, его мотивы, социокультурные программы развития, его эмоции и настроения, актуальные интересы и потребности». При этом ученик понимается как интеллектуальный (мыслящий) и автономно (самостоятельно) действующий индивид, его речевая деятельность находится под влиянием его общего, постоянно изменяющегося речевого опыта, а также личного индивидуалього опыта в усвоении языка, культуры и общения на изучаемом языке.

8. Принцип доступности. Согласно принципу доступности и посильности обучение должно строиться на уровне реальных возможностей учеников, чтобы они не испытывали перегрузок. Конкретное свое выражение данный принцип находит в строгом отборе языкового и речевого материала и презентации его в речевых единицах, соотнесенных с ситуациями общения; ограничении объема материала и уровня его усвоения; организации комплекса упражнений с учетом принципа одной трудности; обеспечении изучения материала в индивидуальном темпе продвижения и т.д.

9. Принцип наглядности - один из старейших и важнейших в дидактике. Коменский называл его «золотым правилом» обучения. Наглядность – это специально организованный показ языкового материала и его употреблении в речи с целью помочь учащимся осознать предъявленный материал. Выделяются различные виды наглядности:

· Неязыковая (предметно-изобразительная) / языковая (словесно-речевая)

· Языковая (иллюстрирует систему языка) / речевая (относится к речи)

· Статическая (картины) / динамическая (фильм)

· Внешняя / внутренняя

· Зрительная /слуховая / смешанная

· Иллюстративная / ситуативная / тематическая

· Схематическая / ситуативная и др.

В процессе обучения наглядность выполняет процесс презентации и объяснения материала (демонстрационная и иллюстративная функции); служит средством развития восприятия, внимания и мышления (развивающая функция); опорой для создания ситуации общения, задействуется в корпусе упражнений (организационная функция); обозначает определенное содержание, способствуя его анализу и запоминанию (знако-символическая функция); служит опорой для формирования мыслей/замысла сообщения (информирующая функция); используется как средство контроля (контролирующая функция); способствует повышению общей мотивации – побуждает к конкретному речевому поступку (мотивационно-стимулирующая функция).

Е.И. Пассов считает, что языковая наглядность должна реализовываться в таких формах, как 1) постоянная речевая деятельность учащихся на иностранном языке; 2) речь учителя на иностранном языке; 3) стенгазеты и стенды, газеты и журналы; 4) радиопередачи и телепередачи, видеофильмы, кинофильмы и мультипликационные фильмы; 5) кружки; 6) аудиозаписи для самостоятельной работы; 7) библиотека для самостоятельного чтения по интересам; 8) вечера и другие мероприятия на иностранных языках.

10. Принцип активности обучаемых вытекает из двуединого характера структуры образовательной деятельности, которая включает в себя двух участников: преподавателя и учащегося. В педагогике активность — это понятие, обозначающее стремление учащегося к самостоятельному к получению навыков и знаний. Интеллектуальная активность учащихся достигается постановкой проблемных вопросов, которые заставляют их подумать, проанализировать, сравнить, обобщить, подключить мышление.

Эмоциональная активность играет особую роль и проявляется в том, что положительные эмоциональные переживания школьников обеспечивают внутреннюю мотивацию и прочность усвоения материала, а отрицательные обычно снижают результативность обучения. Александр Николаевич Шамов считает, что для успешной реализации данного принципа необходимо:

· Вовлекать каждого ученика в активную речемыслительную деятельность;

· Использовать задания проблемного характера, ролевые игры;

· Предлагать малоактивным учащимся посильные задания;

· Использовать приемы обучения и задания, способствующие поддержанию интереса к иностранному языку, стимулирующие эмоциональную и речевую активность.

11. Принцип прочности усвоения знаний. Реализация данного принципа обеспечивает сохранение в памяти учащихся языкового и речевого материала и дает возможность использовать его в процессе коммуникации.

Прочность усвоения обеспечивается путем: яркого преподнесения учебного материала при ознакомлении с ним учащихся; достаточной тренировки в его воспроизведении; комплексного воздействия различных анализаторов; организации самостоятельного творческого применения учебного материала учащимися; системного контроля усвоения учебного материала для создания благоприятных условий для его сохранения в памяти.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: