Игра «Хлопки». Вариант игры 1.
Попросите ребенка хлопнуть, если он услышит в слове звук С.
Говорите вперемешку слова со звуком С в разных позициях (в начале, в середине или в конце слов). Например: телефон, сапоги, папа, морс, книга, дождь, соловей.
Ребенок хлопает, когда услышит слово со звуком С (не путайте сами звуки С и СЬ – это разные звуки, хотя буква одна!)
Если ребенку трудно выделить на слух звуки в слове, то говорите слова протяжно, например мммоооорррсссс. Эта игра учит ребенка различать в речи разные звуки, развивает фонематический слух.
Вариант усложнения игры: Можно дать задание хлопнуть, если услышишь звук С и топнуть, если услышишь звук СЬ.
Игра «Хлопки». Вариант игры 2.
Скажите ребенку: «Хлопни, если услышишь слог Са». Далее мы говорим последовательность слогов, например: са, на, ша, са, за, ра, да, са, ца, са, ла, ча. Различает ли звук С и слог СА ребенок в речевом потоке? Не путает ли его с другими похожими звуками? Дети очень часто путают слог са со слогами за или ца, а также с шипящими – со слогом ша. И нам очень важно научить ребят различать эти звуки и слоги. Это важно и для обучения письму в школе, чтобы ребенок не путал данные звуки и буквы, обозначающие их, в письменной речи, когда он начнет писать.
Игра «Эхо».
Повторяйте три слога подряд, а ребенок должен их повторить как эхо, то есть чуть тише, чем говорите Вы. Если ребенок легко повторяет три слога, увеличьте количество слогов в цепочке для повторения. Обязательно хвалите и подбадривайте маленькое «эхо». Если «эхо» ошиблось, повторите цепочку слогов еще раз.
Примеры заданий:
- са-со-сы
- ас-ус-ис-ас
- сам-сад-сав,
- со-су-си-су
- аса-асо-асу-асы и т.п.
Игра «Угадай, что свистит?»
Вам понадобятся две картинки – «насос» и «вода течет из крана». Можно нарисовать их самим (схематично изобразив насос и кран). Главное – чтобы они были узнаваемы для ребенка.
Покажите ребенку картинку насоса. Скажите: «Воздух, выходя из насоса свистит так: ссссссссссссс. Он свистит сердито ссс!»
Покажите вторую картинку и скажите: «Вода льется из крана. Вода свистит мягко, вот так сьсьсьсьсь».
Попросите ребенка сказать, как свистит вода (сь-сь-сь) и показать соответствующую картинку. Затем попросите его изобразить, как свистит воздух из насоса – ссссс – и показать нужную картинку.
Далее скажите: «Сейчас мы будем играть в игру на внимательность. Если ты услышишь песенку насоса — твердый звук ссс — то подними картинку с насосом. А если услышишь песенку воды – мягкий звук сь – то подними картинку с водой». Вы говорите эти звуки вразбивку (с-с-сь-с-с-сь-сь-с), а ребенок поднимает нужную картинку.
Сначала игра проводится со звуками, затем уже со словами. Вы говорите перечень разных слов вразбивку: дверь, соловей, сельдь, мороз, банан, шапка, вода и так далее. Если в слове есть «песенка насоса – твердый звук С», то ребенок поднимает вверх картинку с насосом. А если в слове есть звук сь – мягкий звук, «песенка водички», то нужно поднять картинку с водой. Если нет ни одного, ни второго звука, то картинки поднимать не надо.
Чистоговорки с твердым звуком С для автоматизации звука С:
Ас-ас-ас. Свет в окне погас.
Ас-ас-ас-ас. Мы купили ананас.
Ос-ос-ос. На палубе матрос.
Ос-ос-ос. На столе поднос.
Ус-ус-ус. На елке много бус.
Ыс-ыс-ыс. Кошка ловит крыс.
Сы – сы- сы – у Кати две косы.
Сы-сы-сы – у деда длинные усы.
Са-са-са – Вот бежит лиса.
Со-со-со – Лиса катит колесо.
Са-са-са – Вот летит оса.
Су-су-су- Прогони осу.
Са-са-са – Улетай, оса!
Су-су-су – Ягоды в лесу.
Сы-сы-сы – Тикают часы.
Чистоговорки с мягким звуком Сь:
Си-си-си- воду в дом неси.
Си-си-си – приехало такси.
Се-се-се. Ленточка в косе.
Ась-ась-ась. Плавает карась.
Усь-усь-усь. Вот красивый гусь.
Ось-ось-ось. На полянке лось.
в скороговорках
У Сени и Сани сом с усами.
Сорок сорок съели сыра кусок.
В саду у Дуси утки и гуси.
Саня и Костя идут к Соне в гости.
Саня с невестой месят тесто.
Саня сено косит, а Соня сено носит.
Сеня во сне сидит на сосне.
У соседа – домоседа есть сосед – непоседа.
В миске у киски вкусные сосиски.
Испугали Люсю бабусины гуси.
У Фроси на подносе ананас и абрикосы.
Соня и Стас съели ананас.
Влас у Славы съел сало, а Назар сливки слизал.
У соседа домоседа есть сосед непоседа.
Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Г) в загадках
Если вместе все семь я, Получается … (СЕМЬЯ). | Благоухает третий день В саду персидская … (СИРЕНЬ). |
Любит сало эта птица Желтогрудая … (СИНИЦА). | К стрижу приполз усатый жук, Просил скроить ему … (СЮРТУК). |
Приглашает всех ребят Урожай отведать … (САД). | Налетело много ос, Береги, малыш, свой … (НОС). |
Не боится он жары. Он – любимец детворы, Добродушен и умен Лопоухий этот … (СЛОН). | По ночам она не спит, Очень зорко вдаль глядит. Словно тыква голова Это – хищная … (СОВА). (Загадки Е.Г. Карельской) |
Дифференциация звуков (в случаях замены одного звука другим или смешениях).
Стала старою лиса-то…
Подбежали к ней лисята,
Просят, просят у бабуси
Дать им часики и бусы.
2
Мы судачим: «То ли, сё ли,
Есть салат, да нету соли…»
3
Спросит свинка нас спросонок:
— Где сынок мой, поросёнок?
4
Не узнала что-то сына я…
Стала чёрной майка синяя…