История развития психологии творчества.





Вопросы для подготовки к зачету.

Какова этимология слова «творчество»? Провести сравнительный анализ этимологического и содержательного значения понятия «творчество».

Наиболее адекватное определение творчества дано, по нашему убеждению, С. Л. Рубинштейном, согласно которому творчество — это деятельность, «созидающая нечто новое, оригинальное, что притом входит не только в историю развития самого творца, но и в историю развития науки,искусства и т. д.» [16; 482]. Критика этого определения со ссылкой на творчество природы, животных и т. п. [13; 14] непродуктивна, ибо порывает спринципом культурно-исторической детерминации творчества. Отождествление творчества с развитием (которое всегда являет собой порождение нового) не продвигаетнас в объяснении факторов механизмов творчества как порождения новых культурных ценностей. Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности.

Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей. Творчество является основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ.

Чем отличаются творческая и созидательная деятельность?

Творческая деятельность – требующая нестандартных, нешаблонных действий, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Творческая деятельность – это форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей.Предпосылки к ней заложены в природе человека:

· воображение

· интуиция

· мышление

· вдохновение

это наши способности, таланты, гениальность.

Употребляя понятие созидательный, подразумевают создающий что-нибудь. Разница: Созидательная деятельность предполагает создание чего либо (созидание), творческая предполагает создание чего либо нового, доселе неизвестного.

История развития психологии творчества.

Тк мыслить – главное условие творчества, то началось изучение еще до Н.Э. в рамках философии, которая первой предприняла попытки изучения творческого мышления. П.т. раздел психологии, изучающий созидание человеком нового, оригинального в различных сферах деятельности, прежде всего в науке, технике, искусстве, а также в обыденной жизни; формирование, развитие и структуру творческого потенциала человека.

П. т. — один из самых трудных разделов психологии из-за расплывчатости критериев нового и оригинального, строго говоря, вся жизнь есть творчество, т. к. нельзя дважды войти в одну и ту же реку, дважды одинаково выполнить самое простое движение или одинаково произнести одно и тоже слово. Упражнение есть повторение без повторения

Этой проблемой занимались еще античные философы (Гераклит, Демокрит, Платон). Платон представляет, что божественное творчество, плодом которого является мироздание, есть момент божественного созерцания. З.Фрейд считал, что творческий продукт является результатом косвенного выражения сексуальной и агрессивной энергии, которой не дали выразить себя более прямым путем.

А. Адлер смещает акценты с сексуальной сферы на социальную, а творчество трактовал как специфический способ компенсации комплекса неполноценности.

К. Юнг рассматривал стремление к творчеству как часть базовой энергии либидо. В самом же феномене творчества он видел проявление архетипов коллективного бессознательного, пропущенных сквозь призму индивидуального опыта и восприятия творца. В психологии творчество связывалось с естествознанием и с психопатологией В психологии творчество связывалось с естествознанием и с психопатологией. Представители первого течения изучали творческое воображение, интуитивное мышление, вдохновение, творчество первобытных народов, толпы, изобретателей, детей, особенности бессознательного творчества во сне, и др. Во втором случае рассматривались проблема гениальности и помешательства, влияние наследственности, пола, суеверия и т.д.

К середине XX века в изучении проблемы творчества произошли заметные перемены. Выделяется термин "проблемная ситуация" и творчество как феномен отталкивается от нее. Трудность заключалась в том, что не выявилась еще закономерность между умственными способностями и творческой отдачей. Возникло противоречие, которое и привело к кризису в изучении феномена творчества. А именно, в 50-е г. нашего века оформилось стремление выделить специфическую способность к творчеству, не сходящуюся только к интеллекту, что и сделал Д. Гилфорд, выделивший специальный фактор, соответствующий, как он считал, собственно творческой способности, обеспечивающий "боковое" (дивергентное) мышление. Таким образом, появляется еще один термин - дивергентность, означающий способность мыслить в разных направлениях, оригинальность. Возникает другое представление о творческих способностях, а именно: об их существовании параллельно и независимо от общих и специальных способностей. И здесь мы сталкиваемся с другой крайностью: то, что раньше считалось частью (или, выражаясь точнее, следствием) упомянутых способностей, теперь потеряло всякую связь с ними.

В общем – началось все как обычно в Риме с Грецией у тамошних философов. Кто видел в этом божественное проявление, кто демоническое – кому что ближе. Потом отпочковалась психология в отдельную науку и все, кому не лень пытались исследовать природу креативности. Тут были замечены и вюрцбургская школа, и психоанализ(Адлер, Фрейд, Юнг), и гештальтпсихология с ихним инсайтом и гуманисты с теорией мотиваций(Маслоу), и бихевиоризм, психометрия(Гилфорд, Торренс) и тд и тп. В общем – можно назвать кого угодно – все пытались это исследовать в рамках своего направления(кто не верит могу дать почитать курсовые за 2 года, как раз про креативность писала). Но это на западе, у нас как обычно все куда хуже. Пытался исследовать Выготский на детях, но не сильно успешно. Потом вообще умер зачем то(шутка))). Из современных это Пономарев и Богоявленская. Но ни один из подходов до сих пор не решил вопросов: что же есть творческие способоности(их природа, генезис) и что считать творчеством – с одной стороны творчество это все новое, с другой – каждый миг жизни неповторим, поэтому уникален, поэтому творчество.





Читайте также:
Группы красителей для волос: В индустрии красоты колористами все красители для волос принято разделять на четыре группы...
Книжный и разговорный стили речи, их краткая характеристика: В русском языке существует пять основных...
ТЕМА: Оборудование профилактического кабинета: При создании кабинетов профилактики в организованных...
Русский классицизм в XIX веке: Художественная культура XIX в. развивалась под воздействием ...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.012 с.