Никто в Советском Союзе не чувствует себя в безопасности. Никто, ложась спать, не знает, удастся ли ему избежать ночного ареста. Никому нет пощады. Правый и виноватый, герой Октября и враг революции, старый большевик и беспартийный, колхозный крестьянин и полпред, народный комиссар и рабочий, интеллигент и Маршал Советского Союза – все в равной мере подвержены ударам Вашего бича, все кружатся в дьявольской кровавой карусели.
Как во время извержения вулкана огромные глыбы с треском и грохотом рушатся в жерло кратера, так целые пласты советского общества срываются и падают в пропасть.
1. О какой черте сложившейся в СССР тоталитарной системы идет речь в документе?
2. Как вы думаете, какую социально-политическую функцию выполняла система массовых репрессий?
3. В чем вы видите принципиальное различие между «красным террором» времен гражданской войны и «большим террором» 30-х гг.?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ТЕМА 2
«Конец 30-х – 1953г. (смерть Сталина)»
ЭПОХА НА ЛИНИИ ВРЕМЕНИ
1939г. 1940г.
1941 1942 1942-43 1043 1944г. 1945г. 1946 1947 1949 1953г.
Внимательно рассмотрите схему. Выполните задание к линии времени.
1) Желтым цветом закрасьте период расширения территории Советского государства накануне Великой Отечественной войны.
2) Черными кружками обведите даты, связанные с Великой Отечественной войной.
3) Штриховкой выделите время проведения международных конференций глав держав СССР, Великобритании, США.
4) Отметьте на схеме красной точкой дату начала «Холодной войны».
|
КАРТЫЭПОХИ
Задание 2. Выполните задания к картам.
1.Укажите на карте западные границы СССР к началу 40-х гг. ХХ в.
2.Отметьте зеленым цветом территории, вошедшие в состав СССР в 1939 и 1940 гг. ХХ в.
3. Закрасьте красным цветом территории, вошедшие в состав СССР в 1940 году после окончания Советско-Финляндской войны.
3адание 3. Работаем с документом:
Прочитайте документ и запишите ответы на вопросы.
Из воспоминаний К. Симонова
Сталин несет ответственность не просто за тот факт, что он с непостижимым упорством не желал считаться с важнейшими донесениями разведчиков. Главная его вина перед страной в том, что он создал гибельную атмосферу, когда десятки людей, располагавших неопровержимыми документальными данными, не располагали возможностью доказать главе государства масштаб опасности и не располагали правами для того, чтобы принять достаточные меры к ее предотвращению.
1.Согласны ли вы с мнением известного писателя? Проиллюстрируйте высказывания К.Симонова конкретными историческими примерами.
2.Как вы думаете, почему Сталин столь упорно игнорировал все предупреждения о готовящемся немцами ударе против СССР?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Заполните пропуски в тексте.
Важнейшим стратегическим объектом в наступательных планах вермахта была _________________.Захватить ее должна была _____________________________________________.Наступательная операция по взятию ______________называлась «___________________________». Для ее проведения были созданы три ударные группировки. Две из них должны были огромными клешнями охватить _________________________ с севера и юга и отрезать ее от тыла страны, а третья, центральная группировка – нанести удар непосредственно на__________________.
|
Наступление началось____________________________силами южной группировки противника, действовавшими в направлении ________________против войск Брянского фронта. Центральная и северная группировки немецких войск перешли в наступление __________________________.
Регулярные части Красной Армии и дивизии народного ополчения оказались _____________________в двух огромных котлах окружения в районах ___________________ и ____________________. К ________________гитлеровцы захватили города _________________________________________________.
В _____________________, после небольшой паузы, немецкие войска перешли в наступление на ________________. Используя значительное превосходство в живой силе, танках и артиллерии, гитлеровцы прорвались к ________________.
СЛОВАРЬ
Задание1. Сформулируйте определения следующих понятий:
1)Пакт - _____________________________________________________________
2)Блицкриг - __________________________________________________________
3)Оккупация-___________________________________________________________
4)Эвакуация-___________________________________________________________
5)Коалиция-____________________________________________________________
6)Капитуляция-_________________________________________________________
Задание 2.
Соедините стрелками термины, понятия и их определения.
«Барбаросса» | Штаб, официально сконцентрировавший всю полноту государственной и военной власти в годы Великой Отечественной войны |
Ставка (ГКО) | Распоряжение (указание) |
Коренной перелом | Разработанный германским генштабом в июне 1940г. план войны против СССР. |
Директива | Передача взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, продовольствия и др. |
Ленд - лиз | Перехват стратегической инициативы, переход от обороны к стратегическому наступлению, изменение соотношения сил. |
Задание 3. Заполните таблицу
|
Дата | Событие | Персоналии |
30.09. 1941г. – 20.04.1942г. | Х | Жуков Г.К. |
Х | Операция «Кольцо» | Х |
05.07.1943г. | Х | Конев И.С. |
Х | Х | Егоров, Кантария |
А)23 ноября 1042г.
Б)Битва за Москву;
В)2 мая 1945г.;
Г)Генерал-фельдмаршал Паулюс;
Д)Прохоровка
Е)Берлин.
Задание 4. Дайте определение понятию и заполните схему:
Партизанское движение-________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Центральный штаб партизанского движения создан ? |
Формы борьбы
Наиболее известные командиры
Партизанских соединений
ЛИЦА ЭПОХИ
Задание1. Соотнесите имена исторических персонажей, изображения и краткие характеристики. Напишите цифры и буквы под соответствующими изображениями.
1.И.В.Сталин, 2.Г.К.Жуков, 3.У.Черчилль, 4. И.В.Панфилов, 5.В.М.Молотов, 6.Ю.Б.Левитан, 7.Ф.Рузвельт, 8.К.Симонов, 9.С.А.Ковпак, 10.К.К.Рокоссовский.
А) командир Сумского партизанского соединения в Вов, дважды Герой Сов. Союза, генерал-майор.
Б) Советский, государственный и партийный деятель. В 1939-49гг., 1953-56гг. министр иностранных дел СССР.
В) Маршал Сов. Союза, Маршал Польши (1949г.), дважды Герой Сов. Союза. В 1941-45гг. командующий армией, фронтами.
Г) Маршал Сов.Союза, четырежды Герой Советского Союза. В 1941-45гг. заместитель Верховного главнокомандующего. Под его руководством осуществлены крупнейшие операции Вов. 8 мая 1945г. принял капитуляцию фашистской Германии.
Д) Генерал-майор, под чьим командованием воины 316-й стрелковой дивизии героически сражались в Московской битве.
Е) Политический деятель. Герой Сов.Союза. Генералиссимус Советского Союза. В 1922-53гг. Генеральный секретарь ЦК партии. Установил в стране тоталитарный режим.
Ж) Диктор Всесоюзного радио, народный артист СССР.
З) Русский, советский писатель, поэт. Автор романа-трилогии «Живые и мертвые», стихов «Жди меня».
И) 32-й президент США.
К) Премьер-министр Великобритании в 1940-45гг. Автор речи «Мускулу мира» 5 марта 1946г. в г. Фултон, положившей начало «Холодной войны».
Задание 2. Рассмотрите карикатуры Кукрыниксов (творческий коллектив советских художников М.В.Куприянова, П.Н.Крылова и Н.А.Соколова) и определите к событиям какого года войны относится каждая из них. Какие фрагменты карикатуры помогли вам определить год.
Задание 3. Допишите предложения.
1. «Демократический импульс» Великой Отечественной войны проявился в общественно-политической жизни страны в _________________________________________________________________________________
2. Основными альтернативами общественно-политического развития СССР в эти годы были_____________________________________________________________________________________
3. Тоталитарная тенденция развития советского общества после войны нашла свое выражение в __________________________________________________________________________________________
4. ___________________________ альтернатива победила в силу следующих причин:______________________________________________
5. Выразителями «демократической альтернативы» были _____________________________________________
6. Представителями тоталитарной альтернативы являлись ______________________________________________________________________________________________
Задание 4. Дайте определение понятиям:
Экономическая дискуссия-___________________________________________
Дефицитная экономика-_____________________________________________
Диспропорция-_____________________________________________________
Конверсия-_________________________________________________________
Репарация-_________________________________________________________
Хозрасчет-__________________________________________________________
Агрогород-__________________________________________________________
Задание 5.
Составьте фишбоун «Оценка деятельности И.Сталина. На верхних ребрах поместите примеры политики, направленные на укрепление тоталитарного режима, на нижних – характерные условия превращения СССР в сверхдержаву (из приведенного ниже списка) Самостоятельно сформулируйте вывод с оценкой деятельности И.Сталина в целом.
ВЫВОД: |
Проблемы ? |
ОЦЕНКА ? |
1)Организация публичных политических процессов против партийных оппозиций;
2)Ускоренная индустриализация в СССР;
3)Достижение экономической независимости;
4)Массовые репрессии;
5)Сплошная коллективизация сельского хозяйства;
6)Окончательный разгром фашистской Германии во Второй мировой войне;
7)»Культурная революция».Сплошная грамотность населения;
8)Краткосрочное восстановление разрушенного хозяйства в ходе Великой Отечественной войны;
9)Идеологическое закрепощение общественного сознания;
10)Создание СЭВ, расширение влияния СССР в мире;
11)Создание советской атомной бомбы;
12)Героизм и сплоченность советского народа.
Задание6. Историческое сочинение.
1. Общая характеристика периода |
3. Явление, процесс |
5. Причины явления, процесса |
3. Явление, процесс |
5. Причины явления, процесса |
4. Исторические факты |
6. Результат, значение |
4. Исторические факты |
6. Результат, значение |
2. Исторический деятель |
2. Исторический деятель |
7. Оценка периода |
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ТЕМА 3
КОНЕЦ 1950-х гг. – 80-е гг. ХХ в.
Эпоха на линии времени
Г.
Внимательно рассмотрите схему. Выполните задания к линии времени.
1)Выделите на линии времени разным цветом хронологические рамки правления Н.С.Хрущева, Л.И.Брежнева, Ю.В.Андропова, К.У.Черненко, М.С.Горбачева.
2) Зелеными кружками отметьте события, относящиеся к периоду «оттепели».
3) Красными кружками отметьте события времен «Перестройки».
Задание 1. Работа с графиком.
Рассмотрите график «Численность в исправительно - трудовых лагерях и колониях МВД СССР за 1953-1955гг.», ответьте на вопросы и выполните задание.
А) Какой вывод об изменении количества заключенных можно сделать непосредственно на основании данного графика?
Б) С какими процессами, происходившими в стране, связано это изменение?
В) Используя график, выразите в процентах (приблизительно) изменение количества заключенных к 1956г. по сравнению с 1953г.
СЛОВАРЬ
Задание 2. Напишите термины и понятия на месте пропусков:
1)Процесс перевода вооруженных сил и экономики государства с военного положения на мирное-____________;
2)Земли, покрытые естественной растительностью, которые веками не распахивались- ____________________;
3)Название периода в истории советского государства, относящиеся ко времени правления Н.С.Хрущева-___________________;
4)Произвольные политические решения, игнорирующие объективные законы, реальные условия и возможности-_____________________________________.
Задание 3. Сформулируйте определение понятий:
Дезинтеграция - ________________________________________________;
Диссидент - ____________________________________________________;
Доктрина - _____________________________________________________;
Иерархия - _____________________________________________________;
Конформизм - __________________________________________________;
Космополитизм -________________________________________________.
Задание 4. Заполните пропуски в таблице:
Сентябрь 1953г. | Х | Х |
Х | Х | комсомольцы |
Х | «Карибский кризис» | Фидель Кастро |
Экономическая реформа | Х | |
Х | Хельсинки | |
Х | Первый полет человека в космос | Х |
А) 1954г.;
Б) Косыгин А.Н.;
В) Хрущев Н.С.;
Г) Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе;
Д) начало освоения целинных земель;
Е) 1962г.;
Ж) Первый Секретарь ЦК КПСС.
Задание 5. Определите, какие из данных изображений относятся к периоду 1964 – 1985гг.
Задание 6. Работаем с картой.
« Экономика СССР в 1966 – 1991гг.» Выполните задания.
1) Найдите на карте важнейшие промышленные объекты, построенные в 1966-1991гг.(Волжский автомобильный завод, Братская ГЭС, Красноярская ГЭС, места добычи нефти и газа в Западной Сибири, Ленинградская атомная электростанция, Саяно-Шушенская ГЭС, Усть-Илимская ГЭС, Камский автомобильный завод, Байкало-Амурская железнодорожная магистраль.
2) Напишите названия промышленных районов.
3) Прочитайте отрывок и впишите название, пропущенное в тексте. Найдите на карте объект, о котором идет речь. 26 апреля 1986г. в 1:23 проводилось плановое выключение реактора, длившееся 20с., но спустя несколько секунд в результате резкого скачка напряжения в 4-м энергоблоке ______________________________ АЭС произошел тепловой взрыв, в результате которого в атмосферу было выброшено около 520 опасных радионуклидов.
Задание7. Сгруппируйте термины, названия по двум (сформулированными вами) критериям, напишите их определения.
Атомный ледокол- ______________________________________________________________-;
МТС- __________________________________________________________________________;
Искусственный спутник- __________________________________________________________;
Аграрный сектор- _______________________________________________________________;
НИИ- __________________________________________________________________________;
«Совнархоз»- ___________________________________________________________________.
_______________________________________ _________________________________
_______________________________________ _________________________________
_______________________________________ _________________________________
_______________________________________ _________________________________
_______________________________________ _________________________________
_______________________________________ _________________________________
ЛИЦА ЭПОХИ
Сгруппируйте имена исторических деятелей по предложенным критериям. Запишите выбранные цифры в соответствующие колонки.
Руководители партии и правительства в 1960-е-1980-егг. | Ученые СССР | Деятели культуры |
1.Хрущев Н.С.,2.Косыгин А.Н., 3.Брежнев Л.И., 4.Горбачев М.С., 5. Андропов Ю.В., 6.Громыко А.А., 7.Пастернак Б., 8.Неизвестный Э., 9.Суслов М., 10.Сахаров А.Д., 11. Королев С.П., 12. Курчатов И.В., 13. Солженицын А.И., 14.Ростропович М.Л., 15. Чухрай Г.Н., 16. Капица П.Л., 17. Тамм И.Е., 18. Ландау Л.Д.
А) Советский, партийный и государственный деятель, Первый секретарь ЦК КПСС в 1953-1964гг. Председатель Сов. Мин.в 1958-1964гг. На ХХ съезде КПСС выступил с осуждением Сталина.
Б)Советский государственный деятель, Генеральный секретарь ЦК КПСС в 1982-1984гг. В первые месяцы своего правления провозгласил курс, направленный на социально-экономические преобразования.
В) Советский и политический деятель. Отвечал за все вопросы идеологической политики в стране. Им была разработана теория «развитого социализма».
Г) Советский физик, академик Ан СССР и политический деятель, диссидент и правозащитник, один из создателей советской водородной бомбы. В 1979г. публично выступил против ввода советских войск в Афганистан. Был лишен всех правительственных наград, выслан в Горький. В марте 1989г. был избран народным депутатом СССР.
Д) Российский физик, организатор и руководитель работ по атомной науке и технике в СССР, академик АН СССР с 1943г.
Е) Российский кинорежиссер, народный артист СССР с 1981г.; фильмы: «Сорок первый», «Баллада о солдате», «Чистое небо» и др.
Ж) Российский физик, теоретик, основатель научной школы, академик АН СССР с 1946г., Нобелевский лауреат в 1962г.
З) Советский государственный и партийный деятель, Председатель Совета Министров СССР в 1964-1980гг., инициатор проведения экономической реформы.
И) Русский писатель. Автор известного романа «Доктор Живаго», Нобелевский лауреат в 1958г.
К) Русский скульптор, график.
Л) Организатор ракетной и космической программы в СССР, основоположник практической космонавтики, академик АН СССР с 1958г.
М) Русский виолончелист, дирижер. С 1974г. работал за рубежом. В 1977-94гг. возглавлял Национальный симфонический оркестр в Вашингтоне.
Н) Российский физик, теоретик, основатель научной школы, академик АН СССР с 1953г. Один из авторов теории излучения Черенкова-Вавилова. Нобелевский лауреат в 1958г.
О) Советский политический и государственный деятель. Первый(1964-66гг.) и Генеральный (1966-82гг.) секретарь ЦК КПСС, Председатель ВС СССР (1960-64гг, 1977-1982гг). Автор воспоминаний «Малая земля», «Возрождение».»Целина». Для стиля его правления характерен консерватизм. При нем ВПК достиг своего апогея.
П) Крупный дипломат и государственный деятель СССР, министр иностранных дел в 1957-1985гг. В международных дипломатических кругах его называли «Господин «НЕТ».
Р) Российский физик, академик АН СССР с 1939г. Нобелевский лауреат в 1978г. за фундаментальные открытия в области физики низких температур.
С) Писатель, общественный и политический деятель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1970г., диссидент.
Т) Советский и российский государственный общественный деятель, Генеральный секретарь ЦК КПСС в 1985-1991гг. Президент СССР в 1990-91гг., инициатор Перестройки в СССР, лауреат Нобелевской премии мира 1990г.
Задание1. Работа с документом.