1 - 40
№ | Цитата | Комментарий | Аргументы |
Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки». Ф.И. Буслаев | Словесное окружение помогает читателю установить, в каком именно значении употреблено слово, особенно многознач-ное или омонимы. Значения окончаний и приставок в некоторых случаях тоже определяются в контексте. | ||
«Эпитеты – одежда слов». В.А. Солоухин | Эпитеты – неисчерпаемый резерв вырази-тельности речи. Они дают дополнитель-ную образную характеристику какого-либо лица, предмета или явления в виде скрытого сравнения: - подчеркивают характерные признаки, - уточняют отличительные признаки, - оценивают предмет и выражают авторскую оценку. | ||
«На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения». Н.М. Шанский | Высказывая собственную точку зрения, человек использует СПП с придаточным дополнительным (Считаю, что… Убеждён в том, что…). Аргументировать своё мнение ему помогают СПП с прида-точными причины, цели, следствия и т.п. | ||
«В монологичной речи законченная мысль иногда не умещается в пределах одного предложения, и для её выражения требуется целая группа связанных между собой по смыслу и грамматически предложений». Н.М. Шанский | Стремясь широко охватить тему, говоря-щий использует такую форму речи, как монолог. Монологическая речь характеризуется развёрнутостью и наличием распростра-нённых конструкций, связанных по смыслу и грамматически. | ||
«При помощи тире передаётся высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряжённость». Н.С. Валгина | Тире выполняет в предложении 3 функции: структурную, смысловую и экспрессивную. Придавая речи экспрессивность, тире передаёт динамичность, резкость, быструю смену событий. Разрывая интонационную плавность фразы, оно создаёт эмоциональную напряжённость и остроту. | ||
«В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями». Л.Т. Григорян | БСП отличаются от союзных тем, что в них менее чётко выражены смысловые отношения между простыми предложениями, однако именно смыслом определяются знаки препинания. Смысловые отношения между частями БСП: -одновременность и последовательность (запятая и точка с запятой), - противопоставление (тире), - значение времени и условия (тире), - следствие (тире), -причина (двоеточие), - пояснение и дополнение (двоеточие). | ||
«Задача автора рассуждения – как можно убедительнее обосновать свою точку зрения. Для этого необходимо приводить как можно больше доказательств, располагая их в определённой последовательности». А.А. Аверинцев | При оформлении аргументированного рассуждения на помощь автору приходят вводные слова. Они указывают на порядок мыслей (во-первых, как указывалось…) и способы их оформления (словом, иначе говоря, так сказать…), служат для противопоставления частей рассуждения (наоборот, с одной стороны…), для выражения следствия (следовательно, значит…) и заключения (итак, таким образом…). Вводные слова помогают построить последовательное, логически связанное и обоснованное рассуждение. | ||
Пунктуационные знаки «помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость». Н.С. Валгина | Одна из функций знаков препинания – функция выделения. Выделяющие знаки – это парные запятые, тире, скобки и кавычки. Выделяемые конструкции: -обособленные дополнения, определения, приложения и обстоятельства; - уточняющие члены предложения; - вводные слова и предложения; - обращения и междометия; - прямая речь и цитаты; - утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова. | ||
«При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения». Л.Ю. Максимов | Абзац проясняет композиционно-синтаксическую структуру текста и выполняет экспрессивно-выделительную функцию, выражая динамику, быструю смену событий. Абзац может заключать в себе основные мысли текста или новую информацию по сравнению с предыдущим, может состоять из одного предложения или группы предложений. | ||
«Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться». К.Г. Паустовский | Знаки препинания помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему – понять их. В системе письма каждый знак выполняет опреде-лённую функцию (знаки выделяющие и отделяющие). Назначение знаков препинания – указывать на смысловое членение речи, а также содействовать выявлению её синтаксического строения и ритмомелодики. | ||
«Имя существительное – это как бы дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты – зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним». В.Г. Ветвицкий | В предложении существительное вступает в грамматически организованные соеди-нения с другими словами, образуя слово-сочетания. Выступая в качестве главного слова, оно подчиняет себе зависимые слова. При согласовании формы зависи-мого слова уподобляются формам главно-го (в роде, числе, падеже). При управлении зависимое слово ставится в том падеже, которого требует главное слово. | ||
«Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума». Л.С. Сухоруков | Благодаря языку человек может передать, что он думает, о чем он думает, как относится к тому, о чем думает. Путем передачи речи человек характеризует себя с разных сторон. | ||
«Отношение пишущего к сообщаемому часто может выражаться с помощью "маленьких" слов, слов, которые принято считать служебными, – частиц и союзов». И.Г. Милославский | Служебные слова наряду со знаменатель-ными помогают пишущему передавать свои мысли и отношение к сообщаемому. Союзы играют роль скреп между синтак-сическими единицами и помогают передавать различные смысловые отношения между ними: - сочинительные: соединительные, противительные, разделительные; - подчинительные: временные, причинные, целевые, сравнительные, следственные и т.д. Частицы придают различные дополни-тельные смысловые или эмоциональные оттенки словам и предложениям: вопросительные, восклицательные, усилительные, отрицательные и т.д. | ||
«У каждой части речи свои достоинства». А.М. Пешковский | Части речи –это группы слов, по которым распределяются слова языка на основании общего значения, морфологических и синтаксических признаков. «Достоинства» существительного: обозначает предмет, является одушевлён-ным/неодушевлённым, собственным/ на-рицательным, принадлежит к одному из 3-х родов, изменяется по числам и падежам, в предложении может быть любым членом предложения. | ||
«Высокая культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для данного случая)». С.И. Ожегов | Культура речи является одним из показа-телей общей культуры человека и заклю-чается во владении литературным языком, его нормами и правилами. К отличитель-ным свойствам культурной речи относятся точность, выразительность, уместность используемых языковых средств. | ||
«Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего». И.Г. Милославский | Повтор (полное или частичное повторе-ние корня, основы или целого слова) является одним из способов описательных форм. Сложные слова: - прилагательные со значением усиления признака (= очень), - глаголы со значением непрерывности/интенсивности действия, - наречия с усилительным значением. Лексический повтор используется для -обозначения большого числа предметов/явлений, - усиления признака, степени качества или действия, - указания на длительность действия, - подчёркивания каких-либо деталей в описании, - создания экспрессивной окраски. Повтор звукоподражательный (тук-тук-тук…) | ||
«Слово в речи обладает способностью обобщать и в то же время обозначать индивидуально неповторимое». Л.А. Новиков | Заключённый в слове смысл является отражением в сознании человека предметов и явлений окружающего мира. Понятие как отображение действительно-сти в слове всегда одно, а значений может быть несколько (многозначность слова). Также к значению может добавляться субъективная оценка (книга-книжонка) или экспрессивно-эмоциональная окраска (сын-сынишка). | ||
«Местоимение – удобное звено в устройстве языка; местоимения позволяют избегать нудных повторов речи, экономят время и место в высказывании». А.А. Реформатский | Местоимения могут употребляться в речи вместо существительных, прилагательных, числительных, т.е. являться заместителями имени. Они указывают на предметы и их признаки (свойства, качества, количество) и заменяют в речи непосредственные обозначения понятий, очевидных из контекста высказывания. | ||
«Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как "запасные игроки" …выходят на поле, когда вынужденно "освобождают игру" знаменательные слова». А.А. Реформатский | Наряду со словами, обозначающими определённые предметы или их свойства, качество, количество, есть слова, которые лишь указывают на эти предметы или их признаки. Такие слова называются местоименными (местоимениями). Основная их функция – быть заместителями имени, т. е. заменять в речи непосредственные обозначения понятия, очевидного из контекста высказывания. Местоимения помогают объединять предложения в связный текст, избегать повторений одних и тех же слов. | ||
«Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается». Дж. Свифт | В речи человека находит своё выражение его индивидуальный жизненный опыт, его культура, его психология. Манера речи, отдельные слова и выражения помогают понять характер говорящего / пишущего. | ||
«Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума». Л. Сухоруков | В речи человека находит своё выражение его индивидуальный жизненный опыт, его культура, его психология. Манера речи, отдельные слова и выражения помогают понять характер говорящего / пишущего. | ||
«Грамматика русского языка прежде всего средство выражения мысли». И.Г. Милославский | Язык – это способ осуществления мышления. Он состоит из слов, обозначающих различные предметы и процессы, а также из правил, позволяющих строить из этих слов предложения. Именно предложения, построенные по законам грамматики и оформленные на письме с соблюдением пунктуационных правил, являются средством выражения мысли. | ||
«В синтаксисе передаются связи и отношения между понятиями, предметами, явлениями окружающего человека мира и постигаемого человеком мира». Н.С. Валгина | В синтаксисе, в том числе в предложении как основной единице синтаксиса, отражается внеязыковая действительность. С помощью суждений и умозаключений о мире вещей, облеченных в форму предложений, передается отношение к этому внешнему для языка миру. | ||
«Многоточие - частый и незаменимый знак в текстах большого эмоционального накала, интеллектуальной напряжённости». Н.С. Валгина | Многоточие – один из знаков пунктуации. Употребление его связано с содержательной и эмоциональной стороной речи. Это знак эмоционально наполненный, показатель психологического напряжения, подтекста. Многоточие употребляется при передаче недосказанности речи, прерывистости, разговорных пауз. | ||
«Слова и выражения приобретают в контексте всего произведения разнообразные смысловые оттенки, воспринимаются в сложной и глубокой образной перспективе». В.В. Виноградов | Словами в языке обозначаются конкретные предметы и отвлечённые понятия, описываются действия, выражаются эмоции. Но вне языкового окружения слово в своём значении определимо приблизительно. Именно контекст даёт возможность точно установить значение отдельно входящего в него слова или выражения. | ||
«Для правильного употребления слов в речи недостаточно знать их точное значение, необходимо ещё учитывать особенности лексической сочетаемости слов, то есть их способность соединяться друг с другом». И.Б. Голуб | Лексическая сочетаемость слов – это способность языковых элементов соединяться друг с другом в речи. Слова с прямым значением сочетаются с другими словами предметно-логической связью (например, шея может быть короткой, но не может быть мелкой). Слова, имеющие фразеологически связанные значения, употребляются в речи лишь с определёнными словами в определённых оборотах (найти в тексте фразеологический оборот). | ||
«Как предложение строится по определённым синтаксическим моделям, точно так же и предложения в тексте соединяются по определённым правилам». Г.Я. Солганик | Любой текст представляет собой соединение предложений по определённым правилам. Различают цепную и параллельную связь: при параллельной связи предложения сопоставляются, при цепной – сцепляются различными средствами. К средствам межфразовой связи относятся: - слова-заместители: местоимения (человек-он), наречия (в саду-здесь), синонимы (заяц-трусишка), родовидовые слова (цветы-васильки); - лексические повторы; - вопросительные предложения; - союзы, частицы; - вводные слова. | ||
«Деепричастия… устраняют однообразие в перечне отдельных действий одного и того же лица». А.Н. Гвоздев | В предложении деепричастие поясняет глагол-сказуемое и называет добавочное действие, совершаемое действующим лицом. Умелое употребление глаголов и деепричастий даёт возможность многосторонне и детально описать процесс во всей его сложности, называя разнообразные действия. | ||
«Наилучшие стилистические возможности заключены в словарном составе (лексике) русского языка. Богат ими и синтаксис». А.И. Горшков | Каждый функциональный стиль представляет собой сложную систему, охватывающую все языковые уровни: произношение слов, лексико-фразеологический состав речи, морфологические средства и синтаксические конструкции. Разнообразие стилистических ресурсов можно показать как на лексических, так и синтаксических примерах | ||
«Все средства языка выразительны, надо лишь умело пользоваться ими». В.В. Виноградов | Выразительно-изобразительные качества речи сообщаются ей лексическими, словообразовательными и грамматическими средствами, тропами и фигурами речи, интонационно-синтаксической организацией предложений. Умелое их использование помогает автору передать сложный лабиринт мыслей и переживаний, создать мир образов героев. | ||
«Все абзацы и вся пунктуация должны быть сделаны правильно с точки зрения наибольшего воздействия текста на читателя». И.Э. Бабель | Абзац проясняет композиционно-синтаксическую структуру текста и выполняет экспрессивно-выделительную функцию, выражая динамику, быструю смену событий. Абзац может заключать в себе основные мысли текста или новую информацию по сравнению с предыдущим, может состоять из одного предложения или группы предложений. | ||
«То, что в устной речи достигается с помощью пауз и логических ударений, в письменной – с помощью знаков препинания». Н.С. Валгина | Смыслы и эмоции устной речи, которые передаются с помощью пауз и логических ударений, на письме фиксируются знаками препинания. Ориентируясь на них, читатель восстанавливает и воспроизводит интонацию говорящего. | ||
«Изложение „от первого лица”, употребление слов и оборотов разговорного характера дают автору возможность влиять на сознание и чувства читателя». А.А. Кузнецов | В художественном произведении повествование может вестись не «от автора», а от лица рассказчика. Образ рассказчика раскрывается в его точке видения происходящего, в оценках, в манере выражения мыслей. Такой приём позволяет писателю использовать разговорную лексику и разговорные формы синтаксиса, формировать сознание читателя и воздействовать на его чувства. | ||
«Авторская речь обладает не только изобразительностью, но и выразительностью и характеризует не только объект высказывания, но и самого говорящего». О.Н. Емельянов | Авторская речь не связана с речью какого-либо персонажа, её носителем в прозаическом произведении является образ повествователя. Своеобразие его языка определяется вложенным в произведение смыслом и речевой тканью и характеризует самого говорящего. | ||
«Пунктуация достигла такого уровня развития, когда она стала выразителем тончайших оттенков смысла и интонации, ритма и стиля». Н.С. Валгина | Мы воспринимаем текст соответственно расставленным в нём знакам препинания, потому что знаки эти несут в себе определённую информацию. Выбор знака препинания основывается на смысловых связях, фразовой интонации, эмоциональной направленности высказывания. | ||
«Современная русская пунктуация – это очень сложная, но чёткая система. В разностороннем богатстве этой системы таятся большие возможности для пишущего. И это превращает пунктуацию… в мощное смысловое и стилистическое средство». Н.С. Валгина | Современная русская пунктуация системно организована. Основой этой системы является синтаксический строй русского языка: его структурные и языковые закономерности, которые тесно взаимосвязаны. Те или иные знаки препинания выбираются в зависимости от строя предложения, эмоциональной или стилистической стороны текста. | ||
«Смешение или соединение выражений, принадлежащих к разным стилям литературного языка, в составе художественного произведения должно быть внутренне оправдано или мотивировано». В.В. Виноградов | В художественном стиле речи, кроме типичных для него языковых средств, используются и средства всех других стилей, в особенности разговорного. В языке художественной литературы могут употребляться просторечия и диалектизмы, слова высокого, поэтического стиля и жаргонизмы, профессионально-деловые обороты речи и лексика публицистического стиля. Все эти средства подчиняются эстетической функции и должны употребляться оправданно и мотивированно. | ||
«Абзац, или красная строка, которую тоже надо считать своего рода знаком препинания, углубляет предшествующую точку и открывает совершенно иной ход мыслей». Л.В. Щерба | Абзац служит для выделения основной микротемы и для перехода от одной микротемы к другой. Каждый новый абзац отражает новый этап в развитии действия, характерную особенность в описании предмета или лица, новую мысль в рассуждении или доказательстве. | ||
«Основной приём, выражающий желание говорящего внедрить в сознание слушающего именно свою оценку ситуации, – это выбор слов, содержащих оценочный элемент». И.Г. Милославский | Слова могут иметь экспрессивную окраску, если в них выражается отношение говорящего к предмету речи. Палитра эмоционально-оценочных оттенков разнообразна: презрение, пренебрежение, неодобрение, ирония; слова могут содержать шутливую или ласкательную оценку. | ||
«Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения». Ф.И. Буслаев | Существуют два организующих центра двусоставного предложения – подлежащее и сказуемое, соотносительные между собой. Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Основной центр предложения заключён именно в сказуемом. |
41 - 60
Цитаты | Комментарии | Аргументы | |
41. | «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань». М. Н. Кожина | Труд читателя заключается в общении с писателем, при котором художественный текст становится понятным во всей своей многогранности. Речевая ткань (слова и грамматический строй) произведения помогает читающему понять сложный лабиринт мыслей, переживаний, оценок автора, проникнуть в мир образов его героев. Примеры: лексические явления, изобразительно-выразительные средства языка. | |
42. | «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». Л. В. Успенский | Слово называет предметы и явления действительности, обозначает признаки и действия. Грамматика изучает строй языка и его законы. Наши мысли оформляются в предложение при помощи слов и по законам грамматики. Примеры: лексическое и грамматическое явления. | |
43. | «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются» М. Е. Салтыков - Щедрин | Язык – это способ осуществления мышления. Он состоит из слов, обозначающих различные предметы и процессы, а также из правил, позволяющих строить из этих слов предложения. Именно предложения, построенные по законам грамматики и оформленные на письме с соблюдением пунктуационных правил, являются средством выражения мысли. Примеры: лексическое и синтаксическое явления, обоснование пунктограммы. | |
44. | «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев». Из Литературной энциклопедии | Во время диалога происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. Тема общения характеризует литературный персонаж с той или иной стороны (общекультурной, социальной, профессиональной и т. п.). При воспроизведении разговора писатель воссоздаёт типические особенности речи говорящих: подбор особых для каждого | |
45. | «Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса». Б. В. Шергин | Письменная речь – это речь зафиксированная, графически оформленная, написанная или напечатанная. Для передачи особенностей устной речи на письме автор использует различные языковые средства и знаки препинания. Средства письменной речи: - звучание слов передаётся с помощью букв, - интонация автора передаётся с помощью знаков препинания, - абзацный отступ, который помогает регулировать читательское восприятие, - различные шрифты и выделения, чтобы обратить внимание читателя на определённую часть текста. Примеры: функции знаков препинания (многоточия, вопросительного и восклицательного знаков). | |
46. | «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы». Г. Я. Солганик | Притягательная сила художественного слова – в его образности, носителем которой является речь (словесное выражение). Образы будят у читателей яркие представления о прочитанном. Художественный образ создаётся автором с помощью лексических явлений и изобразительно-выразительных средств. Примеры: лексические явления, изобразительно-выразительные средства | |
47. | «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?» Б. Н. Головин | Языковые единицы: фонема (звук), морфема, слово, словосочетание и предложение. Удачно отобранные автором, они позволяют ему выразить в тексте свои мысли и чувства. Примеры: использование языковых единиц. | |
48. | «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый „характер” » С. И. Львова | Знаки препинания помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему – понять их. В системе письма каждый знак выполняет определённую функцию (знаки выделяющие и отделяющие). Назначение знаков препинания – указывать на смысловое членение речи, а также содействовать выявлению её синтаксического строения и ритмомелодики. Примеры: функции знаков препинания. | |
49. | «Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи» Поль Рикёр | Язык - универсальный материал, который используется людьми при объяснении мира. Для этого употребляются слова, обозначающие различные предметы, признаки, действия, а также применяются правила, позволяющих строить из этих слов предложения. Именно предложения являются средством выражения мысли. Примеры: лексическое и грамматическое явления. | |
50. | «Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах». И. Н. Горелов | Язык заключает в себе возможности художественного, эстетически осмысленного и направленного употребления. В художественном произведении удачно и точно подобранные слова, связанные грамматически, под пером писателя-мастера позволяют ему образно передать разнообразные оттенки мыслей и чувств. Примеры: лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка. | |
51. | «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано». Е. В. Джанджакова | При работе над текстом писатель пользуется большим арсеналом средств: лексическими, словообразовательными и грамматическими, тропами и фигурами речи. Для восприятия текста важно не только его содержание (что сказано), но и разнообразие способов передачи мысли на письме (как сказано). Примеры: лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка. | |
52. | «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов». А. А.Зеленецкий | Эпитет – образная характеристика какого-либо лица, явления или предмета посредством метафорического слова (чаще прилагательного). Эпитеты могут усиливать, подчеркивать какие-либо характерные признаки предметов, уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество), передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления. Примеры: использование эпитетов. | |
53. | «Язык не есть только говор, речь; язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных». И. А. Гончаров | В речи человека находит своё выражение его индивидуальный жизненный опыт, его культура, его психология. Манера речи, отдельные слова и выражения помогают понять характер говорящего / пишущего. Примеры:лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка. | |
54. | «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление». А. И. Горшков | Выразительно-изобразительные качества речи сообщаются ей лексическими, словообразовательными и грамматическими средствами, тропами и фигурами речи, интонационно-синтаксической организацией предложений. Примеры: изобразительно-выразительные средства языка. | |
55. | «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла». К. А. Федин | Точность – такое качество речи, которое требует от говорящего / пишущего соответствия фактов действительности и соответствия слов, употребляемых автором, их значениям, а также соблюдения грамматических норм. Примеры: лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка. | |
56. | «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис» А. А. Реформатский | Функция общения заключается во взаимном обмене высказываниями членов языкового коллектива. Высказывание как единица сообщения обладает смысловой целостностью и строится в соответствии с синтаксическими нормами. Примеры: содержание и структура предложений (члены предложения, обращения, вводные слова и конструкции, виды придаточных предложений, предложения с чужой речью и др.). | |
57. | «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете». Л. В. Успенский | В языке всё взаимосвязано: слова имеют лексическое значение, но если они употреблены не по грамматическим законам, то представляют собой набор слов. Только будучи организованными грамматически, они становятся предложением и приобретают смысловую и интонационную законченность. Примеры: лексическое и грамматическое явления. | |
58. | «Русский язык... обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». В. Г. Короленко | Язык позволяет выражать самые разные мысли, описывать чувства и переживания людей. Главнейшее требование к тексту – использование таких средств, которые с максимальной полнотой и эффективностью выполняют поставленную автором задачу эмоционального воздействия на читателя Примеры: лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка. | |
59. | «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста». Н. С. Валгина | Абзац - это часть текста между двумя отступами, или красными строками. Функции абзаца в диалогической и монологической речи различны: в диалоге абзац служит для разграничения реплик разных лиц, т.е. выполняет чисто формальную роль; в монологической речи - для выделения композиционно значимых частей текста (как с точки зрения логико-смысловой, так и эмоционально-экспрессивной). Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста и его стилистической окрашенностью, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста. Примеры: функции абзаца. | |
60. | «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения» Л. В. Успенский | Слова называют предметы, их признаки, действия, но сами по себе не выражают мысль. С помощью законов грамматики мы можем правильно связать их в предложения, которые обладают смысловой и интонаци-онной законченностью. Примеры: лексическое и грамматическое явления. |