Тема: Виды музыкальной деятельности в детском саду. Слушание музыки в детском саду.
Количество часов: 2
Цель: Знакомство с видами музыкальной деятельности детей, формирование понятия музыкальное восприятие.
I. Теоретический блок.
ВИДЫДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Слушание музыки(музыкальное восприятие) | Музыкально –исполнительская деятельность | Творчество | Музыкально – образовательная деятельность |
*Восприятие музыки, специально созданной для детей. *Восприятие музыки в связи с ее исполнительством. *Музыкально- дидактические игры для развития сенсорных способностей. | Пение | Песенное творчество | *Дети включаются в образовательный процесс: сведения общего характера о музыке, композиторах, муз. инструментах т.д. *Специальные знания о способах исполнительства |
Музыкально –ритмические движения | Музыкально- игровое и танцевальное творчество | ||
Игра на ДМИ | Импровизация на ДМИ |
Музыкальная деятельность дошкольников – это процесс познания детьми музыкального искусства, в ходе которого осуществляется музыкальное и общее развитие ребенка.
В музыкальной деятельности взрослых важен результат в виде исполненного или сочиненного произведения. В музыкальной деятельности детей важен процесс исполнения или творчества, так как именно в процессе этой деятельности происходит музыкальное и личностное развитие ребенка. К исполнительству детей нельзя применить требование художественности, в нем есть лишь элементарная выразительность.
Каждый вид музыкальной деятельности служит средством развития какой-либо музыкальной способности.
-С помощью восприятия музыки, различения эмоциональной окраски, различения эмоциональной окраски формируется ладовое чувство. Тем не менее эмоциональная отзывчивость на музыку проявляется и в пении и движении.
-Звуковысотный слух (музыкально- слуховые представления) развивается в пении и игре на музыкальных инструментах по слуху.
-Ритмическое чувство находит выражение в первую очередь в музыкально – ритмических движениях, в воспроизведение ритмического рисунка в хлопках, на музыкальных инструментах, в пении.
|
Различные виды деятельности взаимообогащают друг друга. Так, например исполнительство само по себе требует творческих действий. В разных видах музыкальной деятельности соотношение творческой и воспроизводящей деятельности бывает различным, в зависимости от возраста детей, самого вида исполнительства.
Музыкальные игры также неразрывно связаны с другими видами музыкальной деятельности, в них закрепляются знания и умения исполнительства, развивается слуховое внимание, память и другие способности детей. Музыкальные игры всегда проходят, эмоционально, поддерживают интерес к музыкальной деятельности в целом, т.к. игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. Бывают дидактические, подвижные, хороводные.
Все виды музыкальной деятельности являются средствами музыкального воспитания и развития детей.
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ В ДЕТСКОМ САДУ
«Развитие музыкальной восприимчивости
не является следствием возрастного созревания человека,
а является следствием целенаправленного воспитания»
Н.А. Ветлугина
Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства.
|
Слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроением.
Известный музыкант психолог Е.В. Назайкинский предлагает различать два термина: Восприятие музыки и музыкальное восприятие.
Музыкальным восприятием он называет состоявшееся восприятие – прочувственное, осмысленное. А просто восприятие музыки может являться как фон, сопровождение, как звуковой сигнал, воспринимаемый органом слуха.
Иными словами музыкальное восприятие музыки – это всегда процесс вслушивания в музыку, прочувственный и осмысленный. Это активный, творческий процесс.
· Бессознательная реакция на музыку характерна для раннего возраста, проявляется в двигательной реакции на музыку (мимика, жесты). Яркие музыкальные впечатления, накопленные в раннем детстве, сопоставимы с восприятием речи взрослого в период, когда сам ребенок еще не может говорить. Отсутствие речевого окружения делает невозможным усвоение языка, это же относится и к музыкальному языку.
· В среднем, и особенно в старшем дошкольном возрасте, по мере обогащения жизненного и музыкального опыта ребенка, у ребенка вырабатывается произвольное внимание в процессе восприятия музыки, формируется умение сосредоточится, умение вслушаться в интонацию, охарактеризовать произведение.
ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ ОБУСЛОВЛЕНЫ:
1. Самим воспринимаемым музыкальным произведением. (см. характеристику)
|
2. Внешними и внутренними (личностными) условиями.
3. Характером музыкальной деятельности ребенка.
4. Музыкальным и жизненным эмоциональным опытом ребенка.
Музыкальное восприятие неоднозначно: каждый человек воспринимает музыку в силу своего жизненного опыта, опыта слушания музыки, богатства творческого воображения.
У каждого человека образуется личный запас ассоциаций и образов (набор закрепившихся в памяти у человека следов от прошлых впечатлений, действий и их разнообразных связей и отношений, которые могут снова оживать под воздействием художественного произведения).
ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНОГО РЕПЕРТУАРА:
Художественная ценность.
Культурное наследие человечества, наиболее яркое, талантливое, художественное, сохранившееся до наших дней.
Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок накапливает опыт восприятия музыки, различной по стилю, постигает интонацию разных эпох. Б.В. Асафьев подчеркивал, что в музыке разных времен существует свой «интонационный словарь эпохи». Так народная музыка уникальна - имеет свою региональную специфику, в музыке И.С. Баха звучат строгие, возвышенные мелодии, музыка Ф. Шопена романтична и чувственна, современная музыка более конфликтна, полна резких звучаний.
Важно, чтобы ребенок воспринимал музыку в хорошем, качественном исполнении.
Воспитательная направленность
Способность репертуара формировать эстетические чувства ребенка, развивать музыкальное мышление, творческое воображение.
Педагогическая целесообразность
Способность репертуара вызвать у детей положительные эмоции в процессе музыкального восприятия, поддерживать интерес к музыке, развивать музыкально – эстетические потребности.
Доступность репертуара
-Доступность содержания (соответствие эмоционального содержания опыту ребенка)
-Доступность репертуара для воспроизведения его детьми (по диапазону, протяжности, темпу и т.п.)
В детском саду используется репертуар классической, современной и народной музыки.
Народная музыка – неотъемлемая часть музыкального воспитания в детском саду. Традиции русской народной культуры, воплотившись в музыкальном фольклоре, всегда выступали важнейшим средством нравственного, эстетического воспитания детей. Включение ребенка в фольклорную среду позволяет ему с раннего детства усваивать культурные традиции своего народа, его нравственные и эстетические ценности, а в дальнейшем облегчает усвоение музыкального языка классической музыки.
Ø Важным музыкальным содержанием являются специальные сочинения для детей:
-Классический репертуар (П.И. Чайковский «Детский альбом», Р. Шуман «Альбом для юношества» альбом «Бусинки» А. Гречанинова и т.п.)
-Музыкальный репертуар, созданный советскими музыкантами, педагогами, специально для детского сада, с учетом возрастных особенностей детей.
https://primdou74.ru/public/users/993/JPG/211020191953_1.pdf
Д.Б.Кабалевский, А.А.Александров, Р.Г.Бойко, В.Л.Витлин, В.П. Гечик, Т.А. Попатенко, М.И.Красев, М.Р.Раухвергер, М.В. Иорданский, Ю.М. Слонов М.Л. Старокадомский
РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ СЛУШАНИЯ МУЗЫКИ.
Педагогу – воспитателю необходимо:
1. Знать программу и требования по музыкальному воспитанию детей.
2. Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкального руководителя на музыкальных занятиях и досугах.
3. Проводить регулярные музыкальные занятия в отсутствии музыкального руководителя.
4. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе.
5. Развивать музыкальные умения и навыки детей в процессе проведения дидактических игр.
6. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.
7. Развивать самостоятельную инициативу детей в музыкальной деятельности.
8. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.
9. Быть артистичным, изобретательным, эмоциональным, мобильным.
10. Личным примером воспитывать у детей интерес к музыке, выражать заинтересованность.
11. Следить за дисциплиной.
12. Оказывать помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных средств во время слушания.
II. Практический блок.
Прослушивание студентами музыкальных произведений, от начала до конца. Определение характера музыкального произведения, средств музыкальной выразительности в создании сказочных образов, образов животных и природы.
Использование словаря музыкальных терминов.
Музыкальное воспитание дошкольников, учебное пособие, Радынова О.П., 1998
https://obuchalka.org/20190816112667/muzikalnoe-vospitanie-doshkolnikov-uchebnoe-posobie-radinova-o-p-1998.html. Стр. 143,144,145.
Список классических произведений, которые нужно прослушать к теме "Слушание музыки", Н.А. Римский-Корсаков «Три чуда из оперы "Сказка о царе Салтане», «Полёт шмеля», К. Сен-Санс «Кукушка в глубине леса»,«Курицы и петухи»,«Аквариум» (Карнавал животных), М.П, Мусоргский «Избушка на курьих ножках», П.И Чайковский. «Вальс цветов» (Щелкунчик), «Осенняя песнь» (Октябрь), «В пещере горного короля».