СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ В ДЕТСКОМ САДУ




Тема: Виды музыкальной деятельности в детском саду. Слушание музыки в детском саду.

Количество часов: 2

Цель: Знакомство с видами музыкальной деятельности детей, формирование понятия музыкальное восприятие.

I. Теоретический блок.

ВИДЫДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Слушание музыки(музыкальное восприятие) Музыкально –исполнительская деятельность Творчество Музыкально – образовательная деятельность
*Восприятие музыки, специально созданной для детей. *Восприятие музыки в связи с ее исполнительством. *Музыкально- дидактические игры для развития сенсорных способностей. Пение Песенное творчество *Дети включаются в образовательный процесс: сведения общего характера о музыке, композиторах, муз. инструментах т.д. *Специальные знания о способах исполнительства
Музыкально –ритмические движения Музыкально- игровое и танцевальное творчество
Игра на ДМИ Импровизация на ДМИ

 

Музыкальная деятельность дошкольников – это процесс познания детьми музыкального искусства, в ходе которого осуществляется музыкальное и общее развитие ребенка.

 

В музыкальной деятельности взрослых важен результат в виде исполненного или сочиненного произведения. В музыкальной деятельности детей важен процесс исполнения или творчества, так как именно в процессе этой деятельности происходит музыкальное и личностное развитие ребенка. К исполнительству детей нельзя применить требование художественности, в нем есть лишь элементарная выразительность.

Каждый вид музыкальной деятельности служит средством развития какой-либо музыкальной способности.
-С помощью восприятия музыки, различения эмоциональной окраски, различения эмоциональной окраски формируется ладовое чувство. Тем не менее эмоциональная отзывчивость на музыку проявляется и в пении и движении.
-Звуковысотный слух (музыкально- слуховые представления) развивается в пении и игре на музыкальных инструментах по слуху.
-Ритмическое чувство находит выражение в первую очередь в музыкально – ритмических движениях, в воспроизведение ритмического рисунка в хлопках, на музыкальных инструментах, в пении.

 

Различные виды деятельности взаимообогащают друг друга. Так, например исполнительство само по себе требует творческих действий. В разных видах музыкальной деятельности соотношение творческой и воспроизводящей деятельности бывает различным, в зависимости от возраста детей, самого вида исполнительства.

 

Музыкальные игры также неразрывно связаны с другими видами музыкальной деятельности, в них закрепляются знания и умения исполнительства, развивается слуховое внимание, память и другие способности детей. Музыкальные игры всегда проходят, эмоционально, поддерживают интерес к музыкальной деятельности в целом, т.к. игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. Бывают дидактические, подвижные, хороводные.

Все виды музыкальной деятельности являются средствами музыкального воспитания и развития детей.

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ В ДЕТСКОМ САДУ

«Развитие музыкальной восприимчивости
не является следствием возрастного созревания человека,
а является следствием целенаправленного воспитания»

Н.А. Ветлугина

Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства.

Слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроением.

Известный музыкант психолог Е.В. Назайкинский предлагает различать два термина: Восприятие музыки и музыкальное восприятие.
Музыкальным восприятием он называет состоявшееся восприятие – прочувственное, осмысленное. А просто восприятие музыки может являться как фон, сопровождение, как звуковой сигнал, воспринимаемый органом слуха.

Иными словами музыкальное восприятие музыки – это всегда процесс вслушивания в музыку, прочувственный и осмысленный. Это активный, творческий процесс.

· Бессознательная реакция на музыку характерна для раннего возраста, проявляется в двигательной реакции на музыку (мимика, жесты). Яркие музыкальные впечатления, накопленные в раннем детстве, сопоставимы с восприятием речи взрослого в период, когда сам ребенок еще не может говорить. Отсутствие речевого окружения делает невозможным усвоение языка, это же относится и к музыкальному языку.

· В среднем, и особенно в старшем дошкольном возрасте, по мере обогащения жизненного и музыкального опыта ребенка, у ребенка вырабатывается произвольное внимание в процессе восприятия музыки, формируется умение сосредоточится, умение вслушаться в интонацию, охарактеризовать произведение.

ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ ОБУСЛОВЛЕНЫ:

 

1. Самим воспринимаемым музыкальным произведением. (см. характеристику)

2. Внешними и внутренними (личностными) условиями.

3. Характером музыкальной деятельности ребенка.

4. Музыкальным и жизненным эмоциональным опытом ребенка.

 

Музыкальное восприятие неоднозначно: каждый человек воспринимает музыку в силу своего жизненного опыта, опыта слушания музыки, богатства творческого воображения.
У каждого человека образуется личный запас ассоциаций и образов (набор закрепившихся в памяти у человека следов от прошлых впечатлений, действий и их разнообразных связей и отношений, которые могут снова оживать под воздействием художественного произведения).

 

ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНОГО РЕПЕРТУАРА:


Художественная ценность.

Культурное наследие человечества, наиболее яркое, талантливое, художественное, сохранившееся до наших дней.

Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок накапливает опыт восприятия музыки, различной по стилю, постигает интонацию разных эпох. Б.В. Асафьев подчеркивал, что в музыке разных времен существует свой «интонационный словарь эпохи». Так народная музыка уникальна - имеет свою региональную специфику, в музыке И.С. Баха звучат строгие, возвышенные мелодии, музыка Ф. Шопена романтична и чувственна, современная музыка более конфликтна, полна резких звучаний.

Важно, чтобы ребенок воспринимал музыку в хорошем, качественном исполнении.


Воспитательная направленность


Способность репертуара формировать эстетические чувства ребенка, развивать музыкальное мышление, творческое воображение.


Педагогическая целесообразность


Способность репертуара вызвать у детей положительные эмоции в процессе музыкального восприятия, поддерживать интерес к музыке, развивать музыкально – эстетические потребности.


Доступность репертуара


-Доступность содержания (соответствие эмоционального содержания опыту ребенка)

-Доступность репертуара для воспроизведения его детьми (по диапазону, протяжности, темпу и т.п.)


В детском саду используется репертуар классической, современной и народной музыки.
Народная музыка – неотъемлемая часть музыкального воспитания в детском саду. Традиции русской народной культуры, воплотившись в музыкальном фольклоре, всегда выступали важнейшим средством нравственного, эстетического воспитания детей. Включение ребенка в фольклорную среду позволяет ему с раннего детства усваивать культурные традиции своего народа, его нравственные и эстетические ценности, а в дальнейшем облегчает усвоение музыкального языка классической музыки.

 

 

Ø Важным музыкальным содержанием являются специальные сочинения для детей:


-Классический репертуар (П.И. Чайковский «Детский альбом», Р. Шуман «Альбом для юношества» альбом «Бусинки» А. Гречанинова и т.п.)

 

-Музыкальный репертуар, созданный советскими музыкантами, педагогами, специально для детского сада, с учетом возрастных особенностей детей.

https://primdou74.ru/public/users/993/JPG/211020191953_1.pdf
Д.Б.Кабалевский, А.А.Александров, Р.Г.Бойко, В.Л.Витлин, В.П. Гечик, Т.А. Попатенко, М.И.Красев, М.Р.Раухвергер, М.В. Иорданский, Ю.М. Слонов М.Л. Старокадомский

 

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ СЛУШАНИЯ МУЗЫКИ.

Педагогу – воспитателю необходимо:

1. Знать программу и требования по музыкальному воспитанию детей.

2. Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкального руководителя на музыкальных занятиях и досугах.

3. Проводить регулярные музыкальные занятия в отсутствии музыкального руководителя.

4. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе.

5. Развивать музыкальные умения и навыки детей в процессе проведения дидактических игр.

6. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.

7. Развивать самостоятельную инициативу детей в музыкальной деятельности.

8. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.

9. Быть артистичным, изобретательным, эмоциональным, мобильным.

10. Личным примером воспитывать у детей интерес к музыке, выражать заинтересованность.

11. Следить за дисциплиной.

12. Оказывать помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных средств во время слушания.

 

II. Практический блок.

Прослушивание студентами музыкальных произведений, от начала до конца. Определение характера музыкального произведения, средств музыкальной выразительности в создании сказочных образов, образов животных и природы.

 

Использование словаря музыкальных терминов.

Музыкальное воспитание дошкольников, учебное пособие, Радынова О.П., 1998

https://obuchalka.org/20190816112667/muzikalnoe-vospitanie-doshkolnikov-uchebnoe-posobie-radinova-o-p-1998.html. Стр. 143,144,145.

Список классических произведений, которые нужно прослушать к теме "Слушание музыки", Н.А. Римский-Корсаков «Три чуда из оперы "Сказка о царе Салтане», «Полёт шмеля», К. Сен-Санс «Кукушка в глубине леса»,«Курицы и петухи»,«Аквариум» (Карнавал животных), М.П, Мусоргский «Избушка на курьих ножках», П.И Чайковский. «Вальс цветов» (Щелкунчик), «Осенняя песнь» (Октябрь), «В пещере горного короля».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: