На тему: Развитие торговой сети X5 RetailGroup




Факультет Экономики Торговли и товароведения

Кафедра Торговой политики

ДОКЛАД

На тему: Развитие торговой сети X5 RetailGroup

 

 

Выполнила:

Студентка магистратуры

Группы 26Д-МТ-01/16

Аткнина Е.Р.

 

Преподаватель:

Куренкова В. П.

 

Москва 2017 г.


Торговая сеть «Пятёрочка»​ (универсам)дискаунтер

Федеральная торговая сеть «Пятёрочка» - крупнейшая российская сеть продуктовых магазинов «у дома»

Магазины рядом с домом для покупки товаров повседневного спроса

Выгодное расположение в непосредственной близости от жилых домов

Широкий товарный ассортимент, удовлетворяющий любым требованиям покупателей

Качественные товары эконом-класса и продукция собственных торговых марок

10 481 маг​азин

До 4 500 наименований товаров в каждом магазине

Средняя торговая площадь магазина — 396 кв. м

Универсальный ассортимент продовольственных и ограниченный ассортимент непродовольственных товаров повседневного спроса, в том числе под собственными торговыми марками, от 200м2 площадь (ГОСТ 2009)

​​​​ Торговая сеть «Перекрёсток»

Ведущий супермаркет высококачественной свежей продукции в России

Премиальное обслуживание покупателей

Выгодное расположение в черте города, в том числе на пересечении транспортных потоков

Основной приоритет — свежесть и высокое качество, а также уникальность ассортимента, в том числе экзотическая продукция

Превосходное обслуживание покупателей и привлекательная программа лояльности

10 000 - 15 000 наименований товаров в каждом магазине

Средняя торговая площадь магазина — 1 003 кв. м

Универсальный ассортимент продовольственных и неширокий ассортимент непродовольственных товаров, в том числе под собственными торговыми марками от 600м2 (ГОСТ 2009)

​​​​​​ Торговая сеть «Карусель»

Лучший выбор продуктов питания и товаров для дома

Возможность приобретения необходимых товаров по справедливым ценам в черте города

Расположение магазинов в непосредственной близости от жилых районов или в составе объектов с удобным подъездом и обустроенной парковкой

Широкий выбор продуктов питания (групповая упаковка, продукция отдела кулинарии, обслуживание через прилавок) и специализированный ассортимент непродовольственных товаров

15 000 - 20 000 наименований товаров в каждом магазине

Средняя торговая площадь магазина — 4 184​ кв. м

Универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров преимущественно повседневного спроса, в том числе под собственными торговыми марками от 4000м2(ГОСТ 2009)

Перекресток Экспресс Минимаркет

Средняя площадь 202,6м2

Узкий или ограниченный ассортимент продовольственных товаров, в том числе гастрономические, кондитерские, винно-водочные товары; безалкогольные напитки, а также сопутствующие непродовольственные товары повседневного спроса от 40 до 50 м2 (ГОСТ 2009)

 

X5 RetailGroup – одна из ведущих российских мультиформатных продуктовых розничных компаний. Управляет магазинами нескольких торговых сетей: дискаунтером под брендом «Пятёрочка», супермаркетами «Перекрёсток», гипермаркетами «Карусель» и магазинами «шаговой доступности» под брендом «Перекресток Экспресс».

Компания основана в 2006 году в результате слияния рознично-торговых сетей «Пятёрочка» и «Перекрёсток». При слиянии объединенная компания получила опцион на право покупки сети гипермаркетов «Карусель» в 2008 году, принадлежавшей тогда акционерам «Пятёрочки».

 

Основные моменты в истории развития торговой сети X5 RetailGroup

В 1995 AlfaGroup основывал сеть «Перекрёсток»(открытие первого супермаркета в Москве)
В 1998 ​Число супермаркетов «Перекрёсток» достигло 20.Был открыт собственный распределительный центр компании «Перекрёсток», первый в истории российских розничных сетей​
В 1999 Основание сети «Пятёрочка»(открытие первого магазина в Санкт-Петербурге).
В 2006 Слияние торговых сетей «Пятёрочка» и «Перекрёсток», переименование объединённой компании в X5 RetailGroup.
В 2008-2010 X5 приобрела сеть гипермаркетов «Карусель» (2008 г.), сеть универсамов «Патэрсон» (2009 г.) и сеть магазинов «Копейка» (2010 г.).
В 2013 Началась программа трансформации (переход к децентрализованной мультиформатной операционной модели).
В 2014 Были запущены масштабные программы обновления торговых сетей «Пятерочка» и «Перекресток».
В 2016 X5 установила отраслевой рекорд по приросту количества магазинов(+2167 в 2016 году).

 

Таблица 1 – Товарооборот торговой сети X5 RetailGroup по форматам за 2008-2017 годы, млрд. руб.

Формат                    
Пятерочка   148,3 194,8 282,9 317,8 348,4 435,8 585,4 775,6 961,0
Перекресток 67,2 73,2 83,1   105,5 110,7 115,6 130,1   154,6
Карусель 41,7 53,5 61,1 66,6 61,5 64,3 69,4 77,4   89,3
Перекресток Экспресс     1,9   4,9 6,5 10,1 11,1 11,0 14,1
Интернет-магазин - 0,1 0,6 0,2 0,5 1,4 0,95 - - -
Итого 219,9 275,1 341,5 452,7 490,2 534,6 633,9 808,8 1033,7 1252,8

 

Таблица 2 – Темпы прироста товарооборота торговой сети X5 RetailGroup по форматам за 2010-2017 годы, %.

Формат                
Пятерочка 31,4 45,2 12,3 9,6 25,1 34,3 32,5 23,9
Перекресток 13,5 20,3 5,5 4,9 4,4 12,5 19,1 -0,2
Карусель 14,2 9,0 -7,7 4,6 7,9 11,5 8,5 6,4
Перекресток Экспресс - 57,9 63,3 32,7 55,4 10,3 -0,9 27,7
Интернет-магазин 500,0 -66,7 150,0 180,0 -32,1 - - -
Итого 24,1 32,6 8,3 9,1 18,6 27,6 27,8 21,2

 

Выручка торговой сети X5 RetailGroupв 2016 году составила 1033,7 млрд. рублей, что больше аналогичного показателя в 2015 г на 27,8%. Такой рост является рекордным для компании, начиная с 2011г (тогда прирост составил 32,6%).

За счет такого роста X5 RetailGroup с 4 квартала 2016 года является лидером рынка продуктовой розницы в России с рыночной долей 8,0% по итогам года (в 2015 г доля составляла 6,3%).

Исходя из данных, приведенных в таблицах 1, 2 можно видно, что основной вклад в рост выручки X5 RetailGroup внесла торговая сеть «Пятерочка». Рост её выручки составил 32,5% относительно 2015 года, а среднегодовой темп роста на 4,4% выше, чем в сети X5 RetailGroup в целом, тогда как сеть «Перекресток Экспресс» показала снижение выручки на 0,9% или на 95 млн. руб..

 


Таблица 3 – Среднегодовые темпы роста торговой сети X5 RetailGroup по форматам за 2012-2016 годы, %.

Формат CAGR 2012-2016
Пятерочка 124,9
Перекресток 110,1
Карусель 108,1
Перекресток Экспресс 122,5
Итого 120,5

 

Таблица 4 – Структура товарооборота торговой сети X5 RetailGroup за 2010-2017 годы, %.

Формат                
Пятерочка 57,0 62,5 64,8 65,2 68,7 72,4 75,0 76,7
Перекресток 24,3 22,1 21,5 20,7 18,2 16,1 15,0 12,3
Карусель 17,9 14,7 12,5 12,0 10,9 9,6 8,1 7,1
Перекресток Экспресс 0,6 0,7 1,0 1,2 1,6 1,4 1,0 1,1
Экспресс 0,6 0,7 1,0 1,2 1,6 1,4 1,0 1,1
Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

 

Несмотря на то, что у сети «Перекресток Экспресс» за 2012-2016 годы среднегодовой темп роста выше, чем у всей сети X5RetailGroup на 2% (таблица 2), её доля в товарообороте всей компании составляет 1,07% к 2016 году, что меньше, чем в 2015 году на 0,31% (таблица 3). Поэтому X5RetailGroup решила продать сеть «Перекресток Экспресс», сосредоточившись на остальных более доходных форматах [1]. Данное решение необходимо для повышения эффективности, оптимизации работы сети в целом, а также для увеличения инвестиционной привлекательности.

 

Таблица 5– Динамика показателя LFLsales по форматам торговой сети X5 RetailGroup за 2008-2017 годы, %.

Формат                    
Пятерочка         0,5 0,3 13,3 16,7 9,1 8,5
Перекресток         -1,3 -0,2 2,1 5,8 6,4 1,9
Карусель         -9,9 3,1 5,1 9,1 0,7 0,1
Перекресток Экспресс - - -   10,2 12,7 3,3 1,4 -7,9 -10,6
Итого         -1,4 0,7 9,8 13,7 7,7 6,9

 

Согласно данным таблицы 5, в 2016 году все торговые сети, за исключением «Перекресток Экспресс», показали положительный результат, обеспечив компании рост сопоставимых продаж на 7,7%. С 2013 года темп роста сопоставимых продаж сети «Перекресток Экспресс» снижался, достигнув в 2016 году отрицательного показателя в -7,9%. Согласно прогнозу на 2017 год, показатель LFL продаж у Перекрестка Экспресс снизится до (-10,6%). Данная тенденция подтверждает рациональность решения о продаже данного формата сети.

 


Таблица 6 – Динамика средней выручки на один магазинторговой сети X5 RetailGroup за 2008–2017 годы, млн. руб.

Формат                      
 
Пятерочка 130,9 142,7 97,5 112,0 98,7 89,7   93,4 92,7 92,5  
Перекресток 324,6 266,2 268,1 303,0 285,1 283,7     287,6 283,0  
Карусель 906,5 922,4 860,6 864,95 788,5 774,8   860,5 923,1 906,4  
Перекресток Экспресс - - 42,2 42,9 36,6 41,8 48,5 59,6 56,7 64,9  
Итого 199,7 200,5 140,8 150,8 128,9 117,6 115,6 114,5 112,5 111,0  

Средняя выручка торговых сетей «Перекресток» и «Карусель» в 2016 году возросла на 5,7% и 7,3% соответственно (таблица 6), однако, за счет снижения данного показателя в сетях «Пятерочка» и «Перекресток Экспресс» на 0,7% и 4,9% соответственно, общий показатель средней выручки по сети X5 RetailGroup уменьшился на 1,7%.

Снижение средней выручки в сети «Пятерочка» можно объяснить тем, что в конце 2016 было открыто 1185 магазинов,находившихся на реконструкции. Таким образом, из-за того, что в расчетах учитывается полное количество магазинов, включая те, что находились на реконструкции и не получали выручку в течение определенного времени, показатель на 2016 г. может быть приуменьшенным. Согласно консолидированному отчету за 2016 г., благодаря проведению масштабной реконструкции и открытию новых магазинов, в торговой сети «Пятерочка» в новой концепции работает 94% магазинов (на 31.12.16) [2].

 

Таблица 7 –Число торговых объектов торговой сети X5 RetailGroup в 2008–2017г., в форматном разрезе, ед.

Формат                    
Пятерочка                    
Перекресток                    
Карусель                    
Перекресток Экспресс - -                
Итого                    

 

Таблица 8 – Динамика площади торговых объектов сети X5 RetailGroup в 2008–2017 гг., тыс. м2

Формат                    
Пятерочка 419,2   881,1 996,1 1191,3     2422,6   4208,0
Перекресток 222,4 284,4   347,3 383,5 397,8       554,8
Карусель 232,5 285,6 351,8 371,3 368,2 375,8   390,1   417,3
Перекресток Экспресс - - 9,2 12,6 26,7 35,2   36,4 38,0 44,0
Итого 874,1   1555,1 1727,3 1969,7 2222,9       5245,9

 

Согласно таблице 7, число торговых объектов торговой сети X5 RetailGroup с 2008-2016 г и в прогнозный 2017 г растет. Среднегодовой темп роста за 2012-2016 годы составил +24,7%. Следует отметить, что рост по форматам неоднороден и в основном обусловлен открытием торговых объектов сети «Пятерочка» (+33,5 % или +2098 ед.). По данным прогноза к 2017 г сеть также ожидает прирост количества торговых объектов на +22,8%. Однако, по данным консолидированного отчета за 3 квартал 2017 г сеть X5 RetailGroup на 30 сентября 2017 уже открыла 11 326 торговых объектов, что составляет 23,3% приростак 31 декабря 2016 [2].

В 2016 г торговая сеть X5 RetailGroup продолжила наращивать темпы открытия новых площадей по всем форматам (таблица 8). Прирост относительно 2015 г составил 968,6 тыс. м2или 29,1 %. Такой рост площадей,в основном, произошел за счет открытия магазинов «Пятерочка» (+906,4 тыс. м2 или 37,4 % к 2015г). Доля прироста площади сети «Пятерочка» в общем приросте площади сети X5 RetailGroup составила 93,5%. Согласно прогнозу, в 2017 г площадь сети X5 RetailGroup может составить 5245,9 тыс. м2. При этом, согласно консолидированному отчету за 3 квартал 2017 г сеть уже нарастила площадь в 5144,6 тыс. м2 (по состоянию на 30.09.17) [2].

Стоит заметить, что торговая сеть «Карусель» после реконструкции двух магазинов в третьем квартале 2016 г и открытия одного магазина в четвертом, единственная из всех форматов сократила площадь на 0,8% или 3,1 тыс. м2.

 

Таблица 9– Средняя площадь магазина торговой сети X5 RetailGroup в 2008–2017 гг., тыс. м2

Формат                      
 
Пятерочка 494,3 474,5 440,8 394,5   364,2 366,2 386,7 398,1 404,9  
Перекресток             1032,2 1012,6 1016,7 1015,4  
Карусель               4334,4 4252,7 4233,4  
Перекресток Экспресс - -       186,2 210,5 194,7 195,9 202,6  
 

 

По данным таблицы 9, средняя площадь на один магазин в торговой сети X5 RetailGroup растет во всех форматах, за исключением сети «Карусель».

Согласно данным РБК от 16.10.17 г сеть «Карусель» постепенно переходит к новой концепции, по которой сеть отказалась от выкладки товарных запасов в торговом зале в пользу невысоких стеллажей, для чего уменьшила торговую площадь в пользу складской площади [3]. В следствие чего вероятность уменьшения торговых площадей в прогнозном 2017 году довольно высока.

 

Таблица 10 – Динамика количества совершенных покупок в магазинах разных форматов X5 RetailGroup в 2008–2017 гг., млн. ед.

Формат                      
 
Пятерочка       1 212 1 353            
Перекресток                      
Карусель                      
Перекресток Экспресс - -                  
Итого 816,3 995,5 1 218 1 639 1 793            

 

Таблица 11 – Среднее количество совершенных покупок на один магазин сети X5 RetailGroup по форматам в 2008–2017 гг., тыс. ед.

Формат                    
Пятерочка                    
Перекресток                    
Карусель                    
Перекресток Экспресс - -                
Итого                    

Несмотря на положительную динамику роста количества покупок по всем форматам сети X5 RetailGroup, сохраняющуюся в том числе в прогнозном 2017 году (таблица 10), среднее количество покупок на один магазин в сетях «Пятерочка» и «Перекресток Экспресс», как и в целом по сети, стабильно снижается (на 4,3% или 13,6 тыс. ед. и 3,6% или 8,7 тыс. ед.; в целом на 4,9 % или 17 тыс. ед). Данную тенденцию увеличения количества покупок по форматам и сети в целом, но снижением количества покупок, приходящихся на один магазин (в «Пятерочке»), можно объяснить высокими темпами открытия торговых точек, которые влекут за собой каннибализацию трафика. Вероятнее всего, торговая сеть X5 RetailGroup идет на такие агрессивные меры борьбы с конкурентами ради удержания позиции лидера и увеличения своей доли на рынке.

 

Таблица 12 – Динамика показателя LFLtraffic по форматам торговой сети X5 RetailGroup за 2008-2017 годы, %.

Формат                    
Пятерочка       -1 -2,6 -3,7 1,6 3,6 3,0 2,3
Перекресток   -4 -4   -4,4 -2 -2,9 -4,6 2,4 0,5
Карусель     -2 -3 -5,6 2,5 -1,8 2,6 -1,1 -1,3
Перекресток Экспресс - - -   0,8 4,2 -1,8 -3,9 -10 -12,0
Итого       -1 -3,1 -2,9 0,6 2,3 2,5 1,8

 

Показатель LFLtraffic в целом по сети X5 RetailGroup вырос до 2,5%, при 2,3% за 2015г.

 

Таблица 13 – Динамика среднего чека в магазинах разных форматов в торговой сети X5 RetailGroup за 2008-2017 годы, руб.

Формат                    
Пятерочка               336,3 349,1 363,1
Перекресток             439,4 488,6 506,9 512,8
Карусель             645,3 688,7 710,9 731,9
Перекресток Экспресс - -         271,4 287,9 285,1 311,1

 

Cредний чек по всем форматам динамично растет (таблица 13). Среднегодовой темп роста среднего чека за 2012-2016 г. в сетях «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», «Перекресток Экспресс» составил 106,8%, 105,7%, 104,6% и 104,7% соответственно. Согласно прогнозному 2017 году рост среднего чека по всем форматам продолжится. Данная положительная динамика в росте среднего чека и количества покупок позволила в 2016 г сети X5 RetailGroupприблизиться по объему выручки к главному конкуренту – сети «Магнит».

Таблица 14 – Динамика показателя LFLbasket по форматам торговой сети X5 RetailGroup за 2008-2017 годы, %.

Формат                    
Пятерочка         3,1 4,2 11,5 12,7 5,9 7,3
Перекресток         3,1 1,8 5,2 10,9 3,9 10,6
Карусель         -4,3 0,6 7,1 6,3 1,9 -0,3
Экспресс - - -   9,4 8,1 5,2 5,4 2,3 1,1
Итого       5,5   3,7 9,2 11,2 5,0 6,5

 

Торговая сеть X5 RetailGroup уже на протяжении четырех лет показывает положительный показатель LFLbasket по всем форматам (таблица 14). Согласно прогнозу, в 2017 году данный показатель по сети в целом может вырасти до 6,5 %.

 

Таблица 15 – Динамика основных показателей торговой сети X5 RetailGroupпо форматам за 2011-2017 годы.

Показатель              
Чистая выручка, млн руб.              
Валовая прибыль, млн руб.              
Доля валовой прибыли в выручке, % 23,7 23,6 24,4 24,5 24,5 24,2 24,7
EBIT, млн руб.              
% к выручке 4,5 1,2 4,7 4,5 4,3 4,4 4,5
EBITDA, млн руб.              
% к выручке 6,7 7,1 7,2 7,2 6,8 7,38 7,35

 

Несмотря на рост валовой прибыли в 2016 году на 51595 млн. руб. или 26%, валовая рентабельность сети X5 RetailGroupснизилась по сравнению с 2015 г. и составила 24,2% (таблица 14). X5 RetailGroup в своем отчете за 2016 год объясняет такую динамику изменением долей торговых сетей в выручке компании и увеличением вклада торговой сети «Пятерочка», а также увеличением доли магазинов, находящихся в стадии раскрутки. Согласно прогнозу на 2017 год, рост чистой выручки и валовой прибыли сохранится, а валовая рентабельность вырастет до 24,7%.

В 2016 году сети X5 RetailGroup удалось скорректировать административные, общие и коммерческие расходы до 20,4% от выручки (рисунок 1). Как сообщается в консолидированном отчете, данные изменения стали возможныблагодаря реализации проектов по оптимизации операционной деятельности. Согласно прогнозу на 2017г., сети удастся оптимизировать данную группу расходов до 18,6% от выручки.

Рисунок 1 – Доля административных, общих и коммерческих расходов в выручке за 2011-2017 г в сети X5 RetailGroup.

 

Расходы на персонал в 2016 году, как процент от выручки, сократились до 7,8%, и согласно прогнозу в 2017 году еще сократятся до 7,2% (рисунок 2).

 

Рисунок 2 – Доля расходов на персонал в выручке за 2011-2017 г в сети X5 RetailGroup.

 

Однако, при этом расходы на персонал в среднем на одного человека продолжают расти и в 2016 году достигли 462,7 тыс. руб., что больше того же показателя в 2015 году на 6,8 тыс. руб. или 1,5%. Согласно годовому отчету в 2016 году на обучение работников было потрачено более 60 млн.

 

Таблица 16 – Доли арендуемых и собственных площадей в общем портфеле недвижимости X5

           
Арендуемые площади 54,0 55,6      
Собственные площади 46,0 44,4      
Расходы на аренду в % от выручке 3,8 4,3 4,4 4,5 4,5

 

Исходя из данных, представленных в таблице 16, видна динамика сокращения доли собственных площадей и увеличения арендуемой. Для развития такой крупной сети, открытия новых точек, возможности оперативно закрыть неэффективную точку, и поддержания инвестиционной привлекательности, необходимы большие средства, поэтому при темпе прироста торговых площадей +30,9% (за 2016г), рациональнее заключать договоры аренды, а не выкупать площади.

Расходы на аренду в 2016 году, как процент от выручки, составили 4,5% (в 2015 году данный показатель также составил 4,5% от выручки) (таблица 16). В процентах от общего портфеля недвижимости, арендованное пространство на 31 декабря 2016 года составило 68% по сравнению с 61% по состоянию на 31 декабря 2015 года. При этом, вероятно, доля арендованного пространства будет только расти, в связи тем, что сеть X5 RetailGroup выставила площади гипермаркетов «Карусель» на продажу по схеме saleandleaseback (продаж с последующим заключением долгосрочного договора аренды). Данный шаг предпринят для высвобождения денежных средств (как сообщает РБК, если сетьX5 RetailGroupсумеет продать недвижимость «Каруселей», то сможет выручить не менее 20 млрд. руб.) необходимых для реализации новой концепции в сети «Карусель». Смена концепции будет производиться из-за сравнительно небольшого роста выручки (рост в 2016 году составил 8,5% согласно таблице 2) [4].

Расходы на коммунальные услуги в процентах от выручки в 2016 году не изменились по сравнению с 2015 годом и также составили 1,9%.

Благодаря вышеизложенным изменениям в структуре расходов, сеть X5 RetailGroup по сравнению с 2015 годом увеличила операционную прибыль (показатель EBIT таблица 15) на 0,1% или 11182 млн. руб..

 

Таблица 17 – Амортизация основных фондов и нематериальных активов сети X5 RetailGroup в 2011-2017 г.

Показатель              
АОСиНА, млн руб. 12 585,4 28 992 13 055 17 571 20 784 30 636 20148,9
В % к чистой выручке 2,8 5,9 2,4 2,8 2,6 3,0 1,6

 

Износ, амортизация и расходы на обесценение в 2016 году составили 30 636 млн. руб. (20 784 млн руб. в 2015 г.), увеличив в процентах от выручки до 3,0% с 2,6% в 2015 году. Согласно годовому отчету за 2016 год, одной из основных причин этого увеличения было списание балансовой стоимости устаревшего оборудования в результате программы восстановления [5].

В процентах от выручки доходы сети от аренды, субаренды и других операций в 2016 году составили 0,7%.

В результате рассмотренных выше факторов показатель EBITDA в 2016 году вырос на 38,1% или 21034 млн. руб. и составил 76267 млн. руб., а скорректированная рентабельность EBITDA составила 7,4%, что больше аналогичного показателя в 2015 году на 0,55%. Согласно прогнозу, EBITDA к 2017 году может увеличиться на 7818 млн. руб. или 10,3% и составить 84085 млн. руб. (таблица 15).

 

Таблица18– Количество магазинов торговой сети X5 RetailGroupпо федеральным округам, ед. (по состоянию на 31.12.2016)

Федеральный округ Пятерочка Перекресток Карусель Перекресток Экспресс X5Retail Group
Центральный          
Северо-Западный       -  
Южный       -  
Северо-Кавказский       -  
Приволжский       -  
Уральский       -  
Сибирский   - - -  
Итого          

 

Торговые сети и распределительные центры X5 RetailGroup расположены в 58 субъектах Российской Федерации на территории 7 федеральных округов. Согласно информации, размещенной на сайте X5 RetailGroup, развитие и расширение сети в регионах является одним из главных направлений в стратегии сети.

 

Таблица 19– Распределение чистой розничной выручки торговой сети X5 RetailGroupпо федеральным округам

Федеральный округ Доля выручки, %
Центральный 57,0
Северо-Западный 15,3
Южный 3,9
Северо-Кавказский 0,1
Приволжский 17,4
Уральский 5,6
Сибирский 0,7
Итого 100,0

 

Используя данные таблицы 18 рассчитаем индекс Херфиндаля-Хиршмана по формуле

 

3832,9 (1)

 

Поскольку HHI>1800, то данный рынок относится к высококонцентрированным рынкам (концентрация сети X5 RetailGroupна рынке высокая).

 

 

Таблица20 –Распределительные центрыторговой сети X5 RetailGroupпо федеральным округам

Федеральный округ Площадь, м2 Количество РЦ
Центральный    
Северо-Западный    
Южный    
Приволжский    
Уральский    
Итого    

 

В 2016 г. сеть X5 RetailGroupоткрыла 7 новых распределительных центров (РЦ) общей площадью 212 тыс. м2. В 4 кв. 2016 г. Х5 RetailGroupоткрыла новый РЦ в Оренбурге (19 тыс. м2) для работы с торговой сетью «Пятерочка» и новый РЦ в Московской области (23 тыс. м2) для работы с торговыми сетями «Перекресток» и «Карусель». В 2016 г. X5 RetailGroupзакрыла 7 РЦ (в том числе 2 РЦ в 4 кв. 2016 г.), не отвечающих критериям эффективности сети.

Рисунок 3 – Уровень централизации поставок, %

 

В 2016 году уровень централизации поставок достиг 88% (рисунок 3). По заявлению генерального директора сети «Пятёрочка» Ольги Наумовой, сеть Х5 RetailGroup в 2017 году планирует достичь 100% уровня централизации поставок, и общей складской площади ~ 1 млн м2, что позволит сократить логистическое плечо до магазинов в среднем с 450 до 200 км [6].

СетьХ5 RetailGroupна 31.12.2016 годимеет2318 единиц собственного автопарка, что позволяет обеспечить60-70% перевозок за счет собственныхсил.

Централизация поставок продукции также будет способствовать увеличению доли местных поставщиков в общем ассортименте магазинов Х5 в регионе. Доля продукции местных производителей составляет около 30% в ассортименте торговых сетей «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель». А в некоторых категориях, например, «хлеб, хлебобулочные изделия» достигает 95% в товарообороте X5 RetailGroup.

 

Таблица 21 – Расчет рентабельности вложенного капитала сети X5 RetailGroup

             
BA, млн. руб. 164 393 142 681 163 009 209 647 211 235 246 115
EBIT, млн. руб.            
ROCE 0,125 0,042 0,155 0,135 0,163 0,185
ROCE, % 12,5 4,2 15,5 13,5 16,3 18,5

 

Расчет рентабельности вложенного капитала сети X5 RetailGroup производился по формуле (таблица 21).

Согласно произведенным расчетам (таблица 21), показатель рентабельности вложенного капитала за 2016 год вырос на 2,2%. Процентная ставка по полученным сетью заемным средствам варьируется от 8,85 % до 11,9%. Так как проценты по кредитам ниже, чем рентабельность вложенного капитала, это значит, что X5 RetailGroup использует кредит эффективно.

Так как коэффициент P/E указывает количество лет, за которые окупятся акции, исходя из данных таблицы 22, окупаемость акций сети X5 RetailGroup увеличится к прогнозному 2017 году и составит ~ 16 лет. Однако, для того, чтобы в большей степени оценить привлекательность приобретения акций сети X5 RetailGroup, сравним ее показатель P/E с аналогичным показателем сети Магнит. Согласно данным таблицы 22, более ликвидными являются акции Магнита. Их оборачиваемость в 2016 году составила 14,9 лет против 26 лет у акций X5 RetailGroup, а в прогнозном 2017 году составит 13,8 лет против 16 лет у анализируемой сети.

Согласно оценке процентных рисков, проводимой ООО «ИКС 5 ФИНАНС»,сетьX5 RetailGroupне подвержена влиянию колебаний, преобладающих рыночных процентных ставок на ее финансовое положение и денежные потоки. На 31 декабря 2016 г. и 31 декабря 2015 г. процентные ставки по займам, выданным и облигационным сеть X5 RetailGroup, полученным являются фиксированными [7].

При этом, компания подвержена кредитному риску, а именно риску того, что контрагент не сможет полностью погасить задолженность в установленный срок. Компания устанавливает лимиты в отношении уровня кредитного риска контрагента. Руководство компании оценивает кредитное качество финансовых активов, как высокое. Денежные средства компании размещены в ПАО «Сбербанк России» и АО «Райффайзенбанк».

Риск ликвидности определяется как риск того, что компания столкнется с трудностями при исполнении финансовых обязательств. По состоянию на 31 декабря 2016 г. оборотные активы компании меньше краткосрочных обязательств на 4 993 117 тыс. рублей (31 декабря 2015 г.: оборотные активы меньше, чем краткосрочные обязательства на 2 137 921 тыс. рублей).

Компания финансирует свои операции за счет привлечения долгосрочных и краткосрочных заемных средств.

Целью этих операций является обеспечение непрерывного финансирования Группы на самых выгодн



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: