Основная функция речевого этикета




Тема: основные функции речевого этикета. Вербальные и невербальные средства общения.

Задание: прочитать лекционный материал.

1. Человек – существо социальное и его жизнь невозможно представить без общения с окружающими людьми. В процессе общения происходит межличностное взаимодействие, с помощью которого осуществляется удовлетворение тех или иных потребностей человека. Люди ежедневно общаются в обществе, часто используя для этого вербальный способ – с помощью речи.

Речевой этикет – это нормы общения, которые обеспечивают участникам коммуникации успешный диалог. То есть это определенные требования к содержанию высказываний в той или иной ситуации. Наряду с остальными социальными правилами поведения предмет и функции речевого этикета объясняются детям на уроках в школах.

Важно не использовать в разговоре слова-паразиты и нецензурную лексику, если не хотите, чтобы у собеседника сформировалось о вас негативное впечатление. Чтение книг способствует развитию у человека красивой речи, расширению словарного запаса и способности четко и лаконично излагать мысли в диалоге.

ФУНКЦИИ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА

В процессе коммуникации люди создают какой-либо текст с определенной смысловой нагрузкой, используют подходящие слова и выражения, благоприятные в данной ситуации для конкретного этапа общения. С помощью простых правил человек формирует правильное отношение к себе со стороны собеседника. Выделают следующие функции речевого этикета:

Установление контакта с собеседником и побуждение к дальнейшему общению. С помощью фраз таких как: «Добрый день», «Здравствуйте», «Разрешите обратиться» и т.д.;

Поддержание контакта, формирование впечатления о человеке и продолжение разговора. Использование фраз: «Вы конечно согласитесь со мной», «Позвольте напомнить вам» и т.д.

Демонстрация позитивного настроя и уважения к собеседнику;

Недопущение конфликтов (вежливость в разговоре помогает избежать конфликта или вовремя его сгладить);

Регуляция поведения (соблюдение правил общения делает разговор понятным, определяет порядок действий в определенной ситуации);

Размыкание словесного контакта. Например: «Приятно было пообщаться», «До свидания», «Всего хорошего» и т.д.

Важно не использовать в разговоре слова-паразиты и нецензурную лексику, если не хотите, чтобы у собеседника сформировалось о вас негативное впечатление. Чтение книг способствует развитию у человека красивой речи, расширению словарного запаса и способности четко и лаконично излагать мысли в диалоге.

Основная функция речевого этикета

Основная функция речевого этикета считается – демонстрация позитивного настроя и уважения к человеку. С ее помощью обеспечивается создание взаимного комфорта участников диалога. Это достигается путем употребления слов приветствия, благодарности, извинения, выражения сочувствия, просьб, и др., а также соблюдение норм произношения, правил поведения и жестикуляции при разговоре.

Для успешного построения диалога важно придерживаться следующих правил:

Тактичность – умение понимать, какие слова способны обидеть оппонента и произвести неправильное впечатление. Тактичный человек делает замечание, не задев при этом самолюбия собеседника, и при этом не преувеличив собственных достоинств.

Предупредительность – талант предугадать желания, намерения и вопросы собеседника. Способность предохранить от неприятностей и неудобств.

Доброжелательность – это открытость, умение искренне общаться с людьми, позитивное отношение к людям и окружающему миру.

Терпимость – умение спокойно относиться к образу жизни, отличному от собственного, мнениям, привычкам, традициям и недостаткам других людей. Способность уважать мировоззрение человека и не навязывать свою позицию в отношении того или иного вопроса, не реагировать резко на вопросы и высказывания, кажущиеся нетактичными или неуместными.

Вежливое общение – это важное правило разговора с окружающими. Следуя этому правилу, человек выглядит культурным и надежным в глазах других. Окружающие на подсознательном уровне выражают доверие к такому собеседнику и стремятся к дальнейшему взаимодействию.

РЕЧЕВОМУ ЭТИКЕТУ НЕ СВОЙСТВЕННА ФУНКЦИЯ

Гедонистическая функция – является не свойственной функцией речевого этикета. Её цель – построить эффективный диалог за счет применения различных языковых средств (лексико-фразеологических, грамматических, стилистических, интонационных, орфоэпических). Гедонизм – это получение радости, удовольствия, наслаждения от чего-либо. Гедонистическая функция больше присуща средствам массовой информации, в которых часто представлена развлекательная информация, вызывающая у адресата чувство наслаждения.

Речевой этикет основывается на коммуникативном качестве русского языка, это механизм, с помощью которого строится успешный акт коммуникации. Следуя правилам общения, чаще всего успешный исход диалога вам обеспечен



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: