Лицей: ученики первого выпуска




ГИМНАЗИЯ № 153 ИМЕНИ А.С.ПУШКИНА Г.КИЕВА

200 лет со дня открытия

Сборник вопросов для игр и викторин

 

КИЕВ 2011

Сборник вопросов

Для составления игр и викторин по темам «Царскосельский лицей», «Пушкин-лицеист», «Лицейское братство» и др.

Пособие содержит материал для проведения внеклассных мероприятий

Составититель – Атабекова Елена Петровна – учитель высшей категории гимназии № 153 им. А.С.Пушкина Шевченковского района г. Киева

200 лет со дня открытия

Осенью 1811 года 12-ти летний Александр Пушкин поступил в Лицей, только что возникшее закрытое дворянское учебное заведение нового типа. Пушкин попал в число учеников Лицея благодаря связям дяди Василия Львовича Пушкина. Немалое содействие оказал при этом А. И. Тургенев.

Лицей первоначально задумывался как привилегированное учебное заведение, поводом к созданию Лицея послужило намерение Александра I открыть учебное заведение, в котором могли бы вместе с несколькими сверстниками пройти курс наук его братья - великие князья. Идея не была осуществлена, но реформаторскую деятельность в сфере образования император не оставил.

Александр І

Он поддержал работу М. М. Сперанского, который в уже 1808 году предложил первый проект «особенного Лицея». Все в документе было рассчитано на подготовку проводников реформ в государстве: «некоторое число отличнейшего по талантам и нравственным качествам юношества мы желали предназначить особенно к важным частям государственной службы, а для образования его способностей собрать оное в сие святилище…». Как видно из текста проекта, целью создания новой школы обучения для молодого поколения дворянской России было воспитание патриотов, способных достойно проявить свои способности на гражданской и военной службе. Уникальное заведение с солидным профессорско-преподавательским составом противопоставлялось домашнему воспитанию иностранными гувернерами с сомнительной педагогической подготовкой. Оно должно было привлечь внимание дворян качеством даваемых знаний и дальнейшими привилегиями для их детей. Лицейское образование приравнивалось к университетскому или обучению в Пажеском корпусе. Выпускники Лицея имели большие права и преимущества, могли стать государственными чиновниками высшего ранга, сделать карьеру на военном поприще. Элитное учреждение находилось под патронажем императора. Лицей решено было создать в Царском Селе.

12 августа 1810 года Александром I был утвержден «Устав Императорского лицея».

Устав регламентировал всю учебную и хозяйственную жизнь лицея. Он предписывал принимать в Лицей только мальчиков 10–12 лет «с несомненным удостоверением об отличной их нравственности и в совершенном здоровье», предусматривал иметь в штате шесть профессоров для чтения лекций по основным дисциплинам. Программа Лицея охватывал гимназический («начальный») и университетский («окончательный») курсы. Воспитанники должны были круглый год жить в Лицее и не отпускались домой даже на каникулы. В продолжение 6 лет обучения изучались науки: нравственные, словесные, исторические, физические и математические, изящные искусства и гимнастические упражнения. «Основное правило доброй методы или способа учения, — по уставу, — состоит в том, чтобы не затемнять ума детей пространными изъяснениями, а возбуждать собственное его действие». В нем был закреплен запрет телесных наказаний учеников. Преподавателям вменялось следить, чтобы никто из воспитанников не находился в праздном состоянии и не отставал от учебного процесса.

Постановление о Лицее обнародовано 11 января 1811 года, для учебного заведения был отведен 4-х этажный флигель Большого дворца, «с особым помещением под больницу, кухню и прочие хозяйственные нужды, а равно и для жилья чиновников». Вместе со зданиями в собственность Лицея передавалась и «мебель, и всякая утварь, при них бывшие».

19/31 октября – в День Апостола Фомы, 1811 года состоялось торжественное Открытие Лицея в присутствии Императора, членов Императорского Дома, членов Святейшего Синода и Государственного Совета, министров, иностранных гостей; родители будущих лицеистов приглашены не были. После Богослужения на торжественном собрании была прочитана и передана Лицею на вечное хранение Высочайшая Грамота Императора Алесандра I. Затем произнесли речи директор лицея В. Ф. Малиновский и професор нравственных и политических наук А. П. Куницын. Профессор наставлял двенадцатилетних слушателей быть добродетельными, достойными своих знаменитых предков и позаботиться о славе своего имени. Этот день стал потом ежегодным лицейским праздником.

Занятия в Лицее начинались 1 августа и проходили до 1 июля, но и июль, единственный месяц «вакаций» (каникул), лицеисты должны были проводить в Царском Селе. Таким образом, все шесть лет обучения (2060 «лицейских дней») воспитанники были оторваны от родных и дома, составляя единую

Учебный класс лицейскую семью.

И.И.Пущин писал в своих воспоминаниях о Лицее: "Мы скоро сжились, свыклись. Образовалась товарищеская семья, в этой семье - свои кружки; в этих кружках начали обозначаться, больше или меньше, личности каждого; близко узнали мы друг друга, никогода и не разлучались; тут образовались связи на всю жизнь."

Таким был распорядок дня лицеистов:

6 утра - подъём по звонку.

7 до 9 часов – класс (учебные занятия).

В 9 часов - чай с белой булкой.

С 9 до 10 часов — первая прогулка (хорошо гулялось летом, когда Царское Село становилось «Петербургом в миниатюре», осенью же «все разъедется в столицу или куда хочет, а чем убить такое скучное время? Вот тут-то поневоле призовешь к себе науки,» - вспоминал Иван Пущин).

С 10 до 12 часов – класс.

С 12 до 1 часу – вторая прогулка.

В 1 час – обед из трёх блюд.

С 2 до 3 часов – чистописание или рисование.

С 3 до 5 – класс.

В 5 часов – чай. С 5 до 6 часов – 3-я прогулка.

С 6 до половины 9-го – повторение уроков или дополнительные занятия.

В половине 9-го – ужин . После ужина до 10 часов – отдых, развлечения. В 10 часов – сон.

Для награждения отличившихся лицеистов по эскизам Энгельгардта были отлиты золотые и серебряные медали. Изображение на них стало впоследствии гербом Лицея. Два венка, дубовый и лавровый, олицетворяли Силу и Славу; сова символизировала Мудрость, а лира, атрибут Аполлона, указывала на любовь к Поэзии. Над всем этим гордо был начертан лицейский девиз: «Для общей пользы».

Однако само направление лицейского преподавания и система воспитания вышли далеко за рамки официальных «предначертаний», так как лицеисты попали в руки передовых русских педагогов. При содействии первого директора Лицея В. Ф. Малиновского, в лекциях лицейских профессоров (как об этом свидетельствуют дошедшие до нас записи лекций) осуждался деспотизм и пропагандировались идеи политической свободы как необходимого условия расцвета культуры, науки, искусства.

В лицейской системе воспитания отразились идеи передовой русской национальной педагогики, основанной на вере в Бога, гражданском Долге, патриотизме и любви к Знаниям. Лицеистов объединяло и чувство любви к отечественной литературе. Лучшие же рассказы, сочинённые лицеистами, записывались, передавались для прочтения друзьям. Такие записи, а также рисунки лицеистов и составили основу рукописных журналов: “Юные пловцы”,“Императорского Царскосельского Лицея Вестник”, “Неопытное перо”, “Для удовольствия и пользы”, “Лицейский мудрец”, “Мудрец-поэт” (или “Лицейская антология”).

Пушкин и его друзья оказались в центре борьбы идей, которая велась в Лицее как среди воспитанников, так и среди воспитателей. Так, при ближайшем участии Пушкина был изгнан из Лицея «надзиратель по нравственной части» Пилецкий-Урбанович, полицейский шпион и просто безнравственный человек, позволявший себе устраивать тайные досмотры вещей лицеистов.

Через Пущина и Кюхельбекера, которые были участниками кружка члена Союза благоденствия Бурцова, в Лицей также проникали вольнолюбивые идеи. В результате всех этих обстоятельств Лицей сделался рассадником «вольнодумства», хранилищем запрещенной литературы.

Лицейский «союз» выдвинул из своей среды трёх декабристов: Пущина, Кюхельбекера и Вольховского. «Лицейский дух» стал в реакционных кругах синонимом политической оппозиционности.

Однако было бы неверно считать, что чуть ли не все воспитанники были выразителями «лицейского духа» и сторонниками «лицейской республики» (как называлось это заведение в лицейских журналах и переписке воспитанников). Среди лицеистов были юноши, ставившие своей главной и единственной целью будущую служебную карьеру, среди них и Модест Корф.

Различие устремлений лицеистов охарактеризовано самим Пушкиным в стихотворении «Товарищам», написанном перед выпуском, в 1817 году. Здесь поэт воспевает «красный колпак» (шапочка французских революционеров, ставшая поэтическим символом свободолюбия) и высмеивает тех, кто, «не честь, а почести любя», готов пресмыкаться «у плута знатного в прихожей».

В Лицее были свои традиции. Одна из самых известных – после выпускных экзаменов разбивать лицейский колокол, тот самый, который в течение шести лет собирал учеников на занятия. Каждый выпускник брал себе на память осколок, чтобы на всю жизнь сохранить частичку любви, тепла, заботы, которыми они были окружены в стенах Лицея, ставшего для многих вторым домом.

Для самого первого выпуска из осколков колокола директор Е.А.Энгельгардт распорядился изготовить памятные кольца с надписью. Чугунное кольцо в виде переплетенных в дружеском рукопожатии рук стало для Пушкина и его лицейских товарищей бесценной реликвией и священным талисманом.

«Основою всякого воспитания должна быть любовь. Должно любить детей, которых мы хотим воспитывать, сердечно любить их: без этого невозможно приобресть от них добровольное повиновение, радушие и доверие, на которых утверждается всякое разумное воспитание», - так считал директор Лицея Егор Антонович Энгельгардт.

Празднование «лицея дня заветного», 19 октября, стало традицией лицеистов первого выпуска. Встречи проходили чаще всего в доме «лицейского старосты» М.Л. Яковлева, иногда у А.Д. Илличевского, А.Д. Тыркова и других лицеистов. На них пели песни былых времен, исполняли стихи и куплеты, написанные к очередной годовщине, читали старинные бумаги, поминали наставников, а также умерших и отсутствующих товарищей.

В Царском Селе Лицей оставался до Рождества 1843 года, когда был переведен в Петербург и переименован в Императорский Александровский Лицей. В 1848 году утвержден новый устав, по которому готовились чины преимущественно для министерства внутренних дел. В 1856 году выпускникам разрешалось поступать во все министерства и управления. С 1882 года лицей был передан в военное ведомство.

 

Вопросы для составления викторин, игр:

1. В детстве воображение этого маленького человека поразила древнегреческая поэзия, да так глубоко, что, уезжая в Лицей, он со слезами расставался с книгой, содержащей мифы Древней Греции. Позже свои идиллии, элегии, послания он писал гекзаметром. Кто это? (А.Дельвиг).

2. Этому человеку умирающий Пушкин подарил бирюзовое кольцо – талисман от насильственной смерти. Долгие годы он берег этот прощальный дар, но однажды в Петербурге в сильнейший мороз, расплачиваясь с извозчиком, он, снимая перчатку с руки, обронил это кольцо в сугроб…Кольцо было утеряно. Как вы думаете, кому принадлежал прощальный подарок поэта? Что вам ещё известно о человеке, которому было подарено это кольцо? (Кольцо принадлежало Данзасу, с которым поэт вместе учился в Лицее, а во время роковой дуэли на Чёрной речке Данзас был секундантом Пушкина).

3. У одного из лицеистов была плохая дикция, и, подобно Демосфену, он тренировался, набрав в рот камней. Кто это? (Вольховский).

4. Однажды, в самом начале учебного курса, на послеобеденном уроке российской словесности этот цветок стал предметом обсуждения. Что вам известно об этом? Назовите имя профессора-преподавателя”. (На уроке словесности профессора Кошанского лицеисты получили задание описать стихами розу). У Пушкина за 15 минут было готово стихотворение:


Где наша роза,
Друзья мои?
Увяла роза,
Дитя зари.
Не говори:
Так вянет младость.
Не говори:
Вот жизни радость.
Цветку скажи:
Прости, жалею,
И на лилею
Нам укажи!”


5. Кому из лицеистов мог принадлежать этот музыкальный инструмент - гитара? (Яковлеву или Корсакову).

6. Назовите, что символизировали изображения совы, лиры, свитка и венков на гербе лицея. (Сова была символом мудрости, лира – словесности, свиток – науки, а лавровый и дубовый венки означали награды достойным воспитанникам”).

7. Известно, что за стол лицеисты должны были садиться согласно табели успеваемости. “Блажен муж, иже сидит к каше ближе”. Кому Пушкин посвятил эти строки и почему? (Иван Пущин был прилежен и усерден в учёбе, поэтому сидел за столом ближе к раздатчику каши).

8. Какое событие связоное с Царскосельским лицеем запечатлел Илья Репин? Что вам известно о нём? (Лицейский переводной экзамен. Пушкин на экзамене читает свои стихи перед Державиным).

9. Чугунные кольца. Что они символизировали? Кому принадлежали? (Из осколков лицейского колокола, звавшего все годы обучения лицеистов к обеду, на прогулки, директор Егор Антонович Энгельгард заказал выковать кольца, звенья единой цепи братства, навеки соединившего. Каждый выпускник Лицея получил кольцо, в центре которого – две руки, соединенные в пожатье. Это был не только знак прощанья, но и символ верности, памяти о Лицее).

10. Этот портфель Пущин передал на хранение своему “однокашнику” в день восстания декабристов на Сенатской площади. Что хранилось в портфеле? Кто был его хранителем?” (Через тридцать лет Горчаков вернёт Пущину этот портфель, в котором, кроме пушкинских стихов и писем, будет сохранен проект “Конституции” Никиты Муравьева”).

11. Откуда пришло название “Лицей”? (Название пришло из Древней Греции, из Афин, где философы обучали своих воспитанников, ведя беседы с ними).

12. Он добился отмены карцера (он появится позже), по его предложению в лицее, единственном учебном заведении, были отменены телесные наказания. Его сын был лицеистом. Назовите имя этого человека. (Василий Федорович Малиновский – первый директор лицея).

13. Торжественное открытие лицея, знатные гости, великолепный обед, мальчики-лицеисты. Как же они заключили свои праздник? (Сбросив парадную одежду, они играли в снежки).

14. Расскажите о форме лицеиста. (Однобортный кафтан, темно-синий, с красным стоячим воротником такими же обшлагами, на воротнике по две петлицы: у младших – шитые серебром, у старших – золотом).

15. Заключите слова В.Ф. Малиновского: “Наша цель – создание общего духа, воспитание без лести, раболепства, короче воспитание…”? (“… воспитание достоинства”).

16. Он выступил с речью на открытии лицея. Это его слова: “Раздался глас отечества в недра свои вас призывающего. Из родительских объятий вы поступаете ныне под кров сего священного храма наук… Здесь сообщены вам будут сведения, нужные для гражданина, необходимые для государственного человека, полезные для воина. Любовь к славе и отечеству должны быть вашими руководителями” Это ему Пушкин посвятил строки: “… дань сердца и вина! Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада вожена…”
Назовите имя этого человека. (А.П. Куницын. Профессор политических наук).

17. Во сколько был утренний подъем в лицее? В 6, 7, 8, 9 утра. (В шесть часов утра).

18. Подробно опишите день лицеиста. (– Подъем по звонку в 6 часов. – От 7 до 9 – класс, то есть учебные занятия.

– В 9 – чай с белой булкой. – Сразу после чая – первая прогулка до 10 часов. – От 10 до 12 – класс. - С 12 до часу – вторая прогулка.

– Гуляли обязательно в любую погоду.

– Потом повторение уроков или вспомогательный класс для отстающих.

– В 8.30 вечера – звонок на ужин.

– После ужина до 10 часов – отдых, развлечения.

– По средам и субботам бывало вечернее “танцеванье” или “фехтованье”.

– Каждую субботу – баня.

– В 10 часов – вечерняя молитва, сон).

19. Назовите имя человека, кому принадлежала идея создания в России Лицея как высшего учебного заведения для всех сословий. Расскажите о нем подробнее. (Идея принадлежала М.М. Сперанскому, государственному деятелю начала 19 века, человеку образованному и прогрессивному).

20. “Воспитанники Корф, Данзас, Корнилов, Корсаков во время прогулки отставали от своих товарищей и, идучи мимо дворца, рассматривали пойманных бабочек и производили шум. Слова и увещевания гувернера… нимало не имели на них действия”. Где могла появиться подобная запись? (В “журнале поведения”, который вели все шесть лет).

21. Его лицейское прозвище – Жанно. Один из декабристов позже скажет о нём: “Кто любит…, тот, верно, сам прекрасный человек”. Назовите имя этого человека. (Иван Пущин).

22. Подросток Пушкин… Мечтательный, задумчивый, кудрявый, с толстыми африканскими губами, уже не ребенок, но еще и не юноша – таким вошел в наше сознание облик юного поэта. Кто автор единственного портрета Пушкина в лицейские годы? (эскиз С.Г.Чирикова, гравюра Е. Гейтмана).

23. Много лет спустя взрослый человек, бывший лицеист, получает письмо. Вместо подписи – “№14”. От кого это письмо? И почему №14? (Письмо А.С. Пушкина, 14 – номер его комнаты).


24. Назовите прозвища лицеистов. (Виляя, Кюхля – Кюхельбекер; Тося – Дельвиг; Паяс 200 номеров – Яковлев; Казак – Малиновский; Медведь – Данзас; Француз, Егоза – Пушкин; Жанно – Пущин; Суворочка – Ваховский).

25. Лицейской жизни милый брат… – так писал о нём Пушкин. В лицее был худ и вертляв. Его боялись дразнить открыто. Он готов на месте убить обидчика, проткнуть его вилкою, если это за обедом, пустить чернильницею в классах, сбить с ног во время прогулки. Его ждала нелегкая судьба: восемь лет в одиночной камере, ссылка в Сибирь. Назовите имя лицеиста. (Вильгельм Кюхельбекер).

26. С кем беседовал ночью Пушкин, и почему это было возможно по ночам? (С Пущиным, его комната №13, а перегородка между комнатами достигала потолка).

27. Свою первую робкую отроческую влюбленность Пушкин помнил потом всю свою жизнь. “В те дни… в те дни, когда впервые
Заметил я черты живые
Прелестной девы, и любовь
Младую взволновала кровь…” Назовите имя “прелестной девы”. (Екатерина Бакунина – молоденькая хорошенькая фрейлина, сестра лицеиста).

28. Он никогда не вмешивался в игры, требовавшие проворства и силы, предпочитал прогулки по аллеям Царского Села и разговоры с товарищами. Ему посвятил Пушкин строки: “Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыпленный”. Кто этот человек? (Антон Дельвиг).

29. Как называлось первое напечатанное стихотворение Пушкина? (“К другу стихотворцу”).

30. “Императорский Царскосельский Лицей имеет честь уведомить, что 4-ого числа будущего месяца имеет быть в оном публичное воспитание воспитанников 1-ого приема, по случаю перевода их из младшего в старший возраст”. Чем знаменательно это испытание? (Это был экзамен-“смотр”, чему научились за три с лишним года, “ибо достигла середины”. На экзамен должен был приехать Г.Р. Державин).

31. “Теперь, господа, будем пробовать перья. Опишите мне, пожалуйста, – стихами”. Пушкин мигом прочел два четырехстишья, которые всех восхитили. Что описывали лицеисты? (Розу).

32. Почему для подростка Пушкина пожар в Москве был горем вдвойне? (Он подумал о Москве, о пепелище, где родился, где рос, куда должен был некогда вернуться, теперь некуда стало возвращаться. Дома более не существовало).

33.Кто описан в романе Юрия Тынянова следующим образом: “Его усадили в кресла. Потом, тряся головою, он посмотрел кругом и посвежел: много молодых глаз смотрели на него, как на диво. Он вздремнул, но слышал все отчетливо, только как бы за дымкою, и не придавал всему особого значения”? (Гавриил Романович Державин).

34. В журнале “Вестник Европы” появились стихи, под ним стояла странная подпись: «Н.К.Ш.П. А”. Расшифруйте эту подпись. (Александр Пушкин).

35. Назовите день отступления французов из Москвы. Почему для лицеистов это был двойной праздник? (19 октября 1812 года, годовщина лицея).

36. “У школяра глаза были быстрые, горячие. Державин слушал воспоминания этого птенца, которому еще нечего было вспоминать, но который вспомнил все за него в этом саду: и старые победы, и новые”, – это строки из романа Тынянова. Какого художника вдохновила описываемая сцена? Как называется его картина? (И. Репин “Пушкин на лицейском экзамене”).

37. В лицее часто проводятся соревнования по языкам. Кто случайно заговорит по -…, того штрафуют. На каком языке нельзя было говорить? (На русском языке).

38. “Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы…” Пройдут годы и ближайшие друзья Пушкина, бывшие лицеисты станут декабристами. Назовите их имена. (Иван Иванович Пущин и Вильгельм Карлович Кюхельбекер).

39. Вспомните названия рукописных журналов лицеистов. (“Лицейский мудрец”, “Неопытное перо”, “Для удовольствия и пользы”).

40. Кто их лицеистов выбрал военную службу? (Вольховский, Пущин, Бакунин, Малиновский – гвардейские прапорщики. Данзас – армейский прапорщик, Матюшкин – офицер флота).

41. Почему лицеисты стали “чугунниками”? (На выпуске директор Егор Антонович Энгельгардт надел лицеистам на пальцы чугунные кольца – символ крепкой дружбы).

42. Продолжите слова прощальной лицейской клятвы: “И последний лицеист…”? (“… один будет праздновать 19 октября”).

43. Перед смертью Пушкин не вспомнил недавно скончавшейся матери, не позвал ни отца, ни брата, ни сестры. К кому обращается он в свои последние часы? (Он возвращался в мир лицейской жизни. “Как жаль, что нет теперь здесь ни Пущина, на Малиновского, мне бы легче было умирать”).

44.Украинская тема в творчестве Пушкина начинает звучать в 1814 году. Какой подзаголовок юный поэт дает стихотворению «Казак»? (Подзаголовок «Подражание малороссийскому… »)

 

45. Что вам известно о стихотворении «Романс», написанном Пушкиным лицеистом в 1814 году? (Этот романс распевался как народная песня, с 1828 по 1836 годы переиздавался 8 раз в «Песенниках», триждыс нотами).

 

46. Литературное общество «Арзамас» было создано 23 сентября 1815 года. В нём было до 20 членов, в том числе, А.И.Тургенев, В.А.Жуковский, П.А.Вяземский. В.Л.Пушкин и другие. Был ли членом этого общества Александр Пушкин? (Да. Пушкин был принят в «Арзамас», правда, заочно, получил прозвище СВЕРЧОК, потому что будучи лицеистом, не имел полной свободы и сидел, как сверчок, за печкой).

47. Сегодня известно 130 стихотворений, написанных Пушкиным в Лицее. Из них в печати (с 1814 по 1817) появилось около 30, 70 известны по лицейским АЛЬМАНАХАМ, 30 - найдены позднее. Какие из них вы читали и помните? (Среди недошедших до нас произведений, написанных Пушкиным в Лицее,2 романа, 2 комедии, 2 поэмы).

 

48. Текст какого из них обнаружен в 1928 году в архиве Александра Горчакова? (Текст поэмы «МОНАХ»).

 

49. Какая известнейшая поэма Пушкина, по его собственному признанию, начата в Лицее? (Поэма «Руслан и Людмила.).

 

50. «Блажен муж, иже, сидит к кафедре ближе» - пелось в одной из «национальных песен». Кто из лицеистов все 6 лет сидел ближе к кафедре, потому что был по поведению и успехам лучшим? (Владимир

Вольховский - Суворочка). Где сидел Пушкин? (Пушкин никогда не сидел последним).

 

51. Кто из лицейских профессоров привлёк к себе особенное внимание Пушкина? (Куницын Александр Петрович профессор политических и нравственных наук).

 

52. «Люди 19 октября». О ком это сказано? Почему? (О Пушкине и друзьях поэта - лицеистах. 19 октября 1811 года - четверг - памятный день для них. Это день открытия Лицея, а по окончании - день ежегодных встреч лицеистов).

 

53. Какой проект подписал царь Александр I 12 августа 1810 года и какое отношение он имеет к А.С.Пушкину? (Проект о создании в Царском Селе закрытого учебного заведения Лицея подписан царём словами «Быть по сему. Александр». Одним из 30 учеников Лицея стал Александр Пушкин).

 

54. Кто был автором этого проекта? (Министр Михаил Михайлович Сперанский).

 

55. Был ли при поступлении в Лицей конкурс? (Да, мест было 30, а желающих поступить в 2 раза больше).

56. Почему не попали в Лицей братья царя Александра 1? (Императрица Мария Фёдоровна не согласилась, чтобы её сыновья учились на равных с другими мальчиками, пусть и дворянскими детьми).

 

57. Почему мы не можем прочесть воспоминания самого Пушкина о Лицее? (Пушкин составил «Программу записок», но «Записки» написать не успел. Начатые «Воспоминания», в том числе и о Лицее, сжёг «в конце 1825 года, при открытии несчастного заговора» (восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года).

58. Сколько будущих лицеистов были москвичами? (9 лицеистов москвичи: Пушкин. Антон Дельвиг и др.)

59. Сколько воспитанников Московского университетского благородного пансиона стали лицеистами? (6 мальчиков).

 

60. Церемония открытия Лицея состоялась... Когда? Где? Кто присутствовал? (В Екатерининском дворце, в присутствии царя, царского семейства, членов Государственного сове та, министров, придворных.

Родители на торжество не были приглашены).

61. Сохранились ли лицейские письма Пушкина? (Письма первых лет, написанные сестре Ольге, с первыми впечатлниями Александра от лицейской жизни не сохранились).

 

62. Расположите ни 4-х этажах лицейского помещения все службы Лицея. (Первый этаж: комнаты инспекторов, гувернёров: Второй этаж: столовая, больница, канцелярия, актовый зал. Третий этаж учебные классы, в том числе, кабинет физики, кабинет для газет и журналов, библиотека, рекреационная, т.е. место для отдыха и забав. Четвёртый этаж: жилые комнаты лицеистов).

63. Расставьте а комнате Пушкина мебель и предметы быта так. кик это было при нём. («Железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, с гол для умывания; на конторке чернильница и подсвечник со щипцами» (Иван Пущин).

64. Как наказывали провинившихся лицеистов? (Телесных наказаний не было (в этом отличие Лицея от всех других учебных заведений той поры). Провинившегося лицеиста «арестовывали» в его комнате, ставя у двери часового «дядьку» (слугу). В столовой иногда усаживали провинившегося в конец стола, отсюда лицейская шутка «Блажен, муж, иже сидит к каше ближе». Укоризна выражалась в словесной форме, иногда при всех, иногда наедине. Позже появился лицейский карцер).

 

65. В какие дни недели лицеистов обучали «танцеванью или фехтованью»? (По средам и субботам).

66. Какое мероприятие было обязательным каждую субботу? (Баня!)

 

67. Праздновались ли в Лицее дни рождения лицеистов? (Да. Как и в каждой дружной семье, в Лицее любили дни рождения).

68. «Кто случайно заговорит по-русски, того штрафуют: О чём идёт речь? (Лицеистов приучали, для лучшего овладения иностранными языками, говорить целый день по-немецки, день по-французски, день по-латински.).

69. Какая цель была поставлена перед Лицеем как учебным заведением нового типа его создателями? («Образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной»).

 

70. Назовите точное место расположения Царскосельского Лицея. (Царское Село, Великокняжеский флигель Екатерининского дворца).

 

71. С 1811 по 1843 годы Царскосельский Лицей окончили 286 воспитанников.

Кого из лицеистов следующих, после пушкинского, выпусков вы знаете по имени? (М.Салтыков- Щедрин).

 

72. Кто из них прославил это учебное заведение больше, чем другие? Из 12 выпусков Царскосельского Лицея (с 1817 по 1843) какой оказался самым знаменитым? Почему? (Первый выпуск. «Одного имени Пушкина довольно, чтобы обессмертить этот выпуск: но и кроме Пушкина, мы, из ограниченного числа 29 воспитанников, поставили по нескольку очень достойных тюдей на все пути общественной жизни» М.А.Корф).

 

72. Кого имел в виду М.Корф, говоря о «достойных» выпускниках 1817 года?

(1-й выпуск-Канцлер Российской империи Александр Горчаков, мореплаватель Фёдор Матюшкин, декабристы Иван Пущин и Вильгельм Кюхельбекер, поэт и редактор «Литературной газеты» Антон Дельвиг, погибший в борьбе за освобождение Греции Сильверий Броглио. Сам Модест Корф написал книгу о восшествии на престол царя Николая І).

 

73. О каком из выпусков Лицея говорили «золотой»? (О первом. Пушкинском).

Кто автор слов и музыки «Прощальной песни» воспитанников Царскосельского Лицея? (Слова - Антон Дельвиг Музыка - Деферпоссон Теппер - учитель музыки).

 

74. В связи с чем ставился вопрос об эвакуации Лицея в Архангельскую губернию или в г. Петрозаводск? (14 сентября 1812 года министр просвещения Разумовский приказал готовиться к отъезду, потому что была серьёзная угроза взятия Петербурга войсками Наполеона. Приказ отменён, потому что 7 октября войска Наполеона оставили Москву и в ходе войны наступил решающий перелом. Опасность миновала!)

75. Когда начал издаваться журнал «Сын Отечества»? Чему он был посвящен? (Осенью 1812 года, посвящен хронике Отечественной войны. В его издании участвовали профессора Лицея. В № 2 напечатана знаменитая басня И.Крылова «Волк на псарне»).

 

76. Кто из лицеистов первый признал превосходство поэтического дара Пушкина? (Антон Дельвиг в сентябре 1815 года пишет стихотворение «Пушкину», где пророчески говорит: «Пушкин! Он и в лесах не укроется: Лира выдаст его громким пением»).

 

77. Был ли в Лицее свой любительский театр? (Да, лицеисты разыгрывали спектакли. Костюмов не было, и в одном из спектаклей играли «в незатейливой костюмировке шинелями, вывороченными наизнанку» (А.Илличевский).

 

78. «Первую платоническую, истинно поэтическую любовь возбудила в Пушкине сестра одного из лицейских товарищей его... Она часто навещала брага своего и всегда приезжала на лицейские балы». (Комовский) Кто же она? (Екатерина Бакунина, фрейлина императрицы).

 

79. Кто из литераторов приезжает в Лицей специально для более близкого знакомства с Александром Пушкиным? (Николай Михайлович Карамзин, Василий Андреевич Жуковский, Петр Андреевич Вяземский).

 

80. В каком году на здании Лицея была установлена мемориальная доска «Здесь воспитывался Александр Сергеевич Пушкин. 1811 - 1817». (К столетию со дня рождения А.С.Пушкина и 1899 году).

 

81. В каком году открыт мемориальный музей - Лицей? (В 1949 году, к 150-легню со дня рождения Л.С.Пушкина).

 

82. В каком году, после реставрации. Лицей предстал перед посетителями таким, каким был в Пушкинское время? (В 1974 году).

 

83. Когда в Лицее был учреждён «для желающих в военную службу класс военных наук»? Посещал ли этот класс Пушкин? (Весной 1816 года, за год до выпуска).

84. Сколько лицеистов выбрали гражданскую, а сколько военную службу?

(17 выпускников предпочли гражданскую службу, а 12 –военную. Пушкин хотел стать военным, но не смог по ряду причин, в первую очередь, из-за нехватки денежных средств для приобретения амуниции).

 

85. В 1816 году праздновали 15-ти летие восшествия на престол царя Александра. Как этот день отметили в Лицее? (Был устроен лицейский бал. на который пригласили много гостей, в том числе, барышень: родственниц лицеистов, фрейлин императрицы).

 

86. Кто из гувернёров (он же учитель чистописания) называл лицеистов «мои пичужки»? (Калинич Ф.П.).

 

87. Кто из профессоров Лицея был по происхождению украинец?

(Кайданов И.К. – преподаватель истории).

 

88. Кто из лицеистов получил по окончании 1-ю Золотую медаль (большую), а кто - 2-ю Золотую медаль (малую)? (Владимир Вольховский I-ю; Александр Горчаков - 2-ю).

 

89. Назовите ФИО первого директора Лицея. (Василий Фёдорович Малиновский (1765 -1814).

 

90. Назовите ФИО директора, при котором Пушкин закончил Лицей. (Егор Антонович Энгельгардт 1775 -1862).

 

91. Лицеисты в быту называли друг друга шутливыми прозвищами. Что отражало это прозвище? Кто был КАЗАК? Кто ИВАН ВЕЛИКИЙ? Кто МЕДВЕДЬ? Кто ФРАНТ?' Кто КОМЕДИАНТ? Кто ФРАНЦУЗ, ЕГОЗА, ПОМЕСЬ ОБЕЗЬЯНЫС ТИГРОМ? (Казак - Иван Малиновский, Иван Великий - Иван Пущин, Медведь - Константин Данзас, Франт - Александр Горчаков, Комедиант - Михаил Яковлев, ФРАНЦУЗ, ЕГОЗА, ПОМЕСЬ ОБЕЗЬЯНЫС ТИГРОМПушкин).

 

92. Что вам известно о происхождении и значении слова «Лицей»? (Древняя Греция. Афины. Аристотель и его ученики: Франция 18 век: Россия -I809 год).

93. Почему лицеистов называли студентами? (Лицей «в правах своих и преимуществах совершенно равнялся с Российскими университетами»).

 

94. Возраст лицеистов первого состава? (От 1 1 до 14 лет).

95. Сколько мальчиков, подавших прошение для обучения в Лицее, было допущено до экзаменов? (38 мальчиков).

 

96. Было ли обучение в Лицее платным? (Воспитанники обучались за казённый счёт).

 

97. Как отбирали мальчиков для приёма в Лицей? (По рекомендации влиятельных лиц).

98. Кто рекомендовал московского мальчика Александра Пушкина для обучения в Лицее? (За Александра Пушкина хлопотал Александр Иванович Тургенев).

 

99. Кто из лицеистов принадлежал к титулованным дворянским родам?

(Граф Броглио. князь Горчаков, барон Греневиц. барон Дельвиг, барон Корф всего 5 человек).

100. Пушкин-лицеист писал: «Певцы торжественны, прозаики шутливы в порядке стали тут». О чём он так писал? (О книжных полках библиотеки).

 

101. Если мальчики-лицеисты заболевали, кто их лечил? (Доктора звали Ф.О.Пешель. Лицеисты его любили. В лицее была своя больница, состоявшая из 2 комнат: в одной аптека, в другой 6 кроватей).

 

102. Сколько лет воспитанники обучались в Лицее? (6 лет, с публичным переводным экзаменом после 3 лет обучения. Первый курс назывался начальным, второй окончательным).

 

103. Каков был ДЕВИЗ Лицея? («Для общей пользы»).

 

104. Какова была общепринятая форма обращения к воспитанникам Лицея? (К воспитанникам обращались по фамилии, но непременно со словом «господин», н-р. «гоподин Данзас...»)

 

105. Как относился А.С.Пушкин к первому директору Лицея В.Ф.Малиновскому? (С уважением, любовью и доверием. Пушкину, одному из 5 лицеистов, было разрешено присутствовать на похоронах В.Ф.Малиновского в марте 1814 года. Над могилой Александр Пушкин и сын директора Иван Малиновский поклялись в вечной дружбе...)

 

106. Какие поощрения воспитанников существовали в Лицее? (Словесная похвала наставников, а при выпуске соответствующий успехам чин.

За лучшие успехи в учёбе золотая медаль(1-я и 2-я).

 

107.Как проходил торжественный акт выпуска лицеистов? («Как открытие Лицея было пышно и торжественно, так выпуск был тих и скромен» 9 июня 1817 года).

 

108. Как оценивались успехи лицеистов в учёбе? (Словесно: «превосходные», «хорошие», «весьма хорошие». Оценки цифрами не привились, хотя Е.А.Энгельгардт пытался ввести цифры: 1 - отлично, 2 - очень хорошо,3 - хорошо, 4 – посредственно, О - плохо.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: