Театр им. Евг. Вахтангова




Белоглазов Тимирхан, студент 1 курса, группа 17Б-19

Научный руководитель:

Герасимова Ольга Александровна

Николай Охлопков: от площадных действ к театру революции

Аннотация

Охлопков, Николай Павлович (1900–1967), советский актер и режиссер, утвердивший в своем творчестве театр укрупненных поэтических форм и большого социального масштаба. Его постановкам были свойственны открытая театральность, метафорическое образное мышление, героика и насыщенная эмоциональностью патетика. Народный артист СССР (1948), лауреат Государственной премии СССР (1941, 1949 – дважды, 1951– дважды).

Ключевые слова: «Николай Павлович Охлопков», «Иркутский академический драматический театр», «Борьба труда и капитала», «спектакль», «театр», «творчество», «режиссура», «СССР».

 

Николай Охлопков родился 15 мая 1900 года в Иркутске в семье полковника. Учился в кадетском корпусе, где и получил свой первый актерский опыт, сыграв роль Телеграфиста в «Свадьбе» А. Чехова. После окончания Кадетского корпуса обучался одновременно в Школе живописи, ваяния и зодчества по специальности «художник-оформитель» и в консерватории по классу виолончели. Будучи семнадцатилетним мальчишкой, пришел в драмтеатр в качестве мебельщика-декоратора. Но уже год спустя стал частью его труппы. Первая роль Охлопкова – Голубь-сын в спектакле «Царь Федор Иоаннович», куда был введен начинающий артист в 1918 году. После были Кучер в «Плодах просвещения» Л. Н. Толстого, Балакин в «Чародейке» И. Шпажинского, эпизоды в «Смерти Ивана Грозного» А. Толстого, «Доне Карлосе» Ф. Шиллера, «Взятии Бастилии» Р. Роллана, «Потопе» Г. Бергера, «Игре интересов» Х. Банавенте.

 

Первым же грандиозным театральным творением Охлопкова, которым он уверенно заявил о себе, как о талантливом режиссере, стало массовое действие на Тихвинской площади Иркутска 1 мая 1921 года, получившее название «Борьба труда и капитала ». Никогда в истории города такой масштабный спектакль больше не повторялся. И именно с этого «спектакля» началась режиссерская деятельность Охлопкова, которая утверждала на российской сцене Театр укрупненных поэтических форм и большого социального масштаба.

Главным действующим лицом представления был народ, штурмующий старый мир. Зритель представления одновременно оказывался его участником. Позже Николай Павлович вспоминал: «Декораций – никаких… На площади, со всех сторон тысячи зрителей. Но я никогда в жизни не забуду, как эти тысячи зрителей, словно по мановению волшебной палочки чародея, начали верить во все, происходящее на сцене, начали видеть те места действия, о которых только намеком говорили детали и игровые предметы. Это чудо, совершенное спектаклем, осуществилось с помощью силы театра – силы, проверенной веками и называемой воображением».

Об этом периоде творческой жизни Николая Охлопкова в своей книге «Иркутский академический имени Н.П.Охлопкова. Страницы истории» заслуженный артист России Виталий Сидорченко писал так: «Заряжённый энергией революционных идей и настроений, захваченный пафосом созидания и творчества, Охлопков решил поставить такое массовое действо 1 мая 1921 года в центре Иркутска, на Тихвинской площади, к тому времени уже переименованной в площадь «III Интернационала». Разработав сценарий под названием «Борьба труда и капитала», в котором должны были участвовать тысячи людей: рабочие коллективы, актёры, молодёжь, воинские части местного гарнизона, и, надев жёлтую кофту, в подражание молодому Маяковскому, он отправился к секретарю губернского комитета партии Г. А. Ржанову.

Вот как вспоминал впоследствии это событии сам Николай Павлович Охлопков: «...Не будучи партийным, я пришёл в губком партии. Секретарём губкома был т. Ржанов. В те времена пробовали свои молодые силы очень смело. Со стороны т. Ржанова тоже было большой смелостью выслушать меня - в жёлтой кофте, в солдатских обмотках, с густой шевелюрой.

“Зачем пришёл?” Я говорю: “Приближается 1-е Мая. Я чувствую, что актёры нашего городского театра не особенно стремятся отметить этот праздник, а меня влечёт к этому”.

Он спросил: “А вы что-нибудь на свете вообще ставили?” Я говорю, что нет.

- Как, даже в театре ещё не ставили?

- Да, даже в театре ничего не ставил.

Он посмотрел на меня внимательно и сказал: “Хорошо, ставьте!”

Из кабинета секретаря возбуждённый юноша выходил с внушительным мандатом: “Предъявитель сего, тов. Охлопков Николай Павлович, есть действительно главный режиссёр массового действа в праздновании 1-го Мая. Всем организациям, учреждениям, должностным лицам предлагается оказывать тов. Охлопкову всякое содействие по выполнению возложенного на него задания, причём все требования, касающиеся устройства массового действа в празднике должны выполняться вне очереди и в боевом порядке”».

Охлопков смело и круто взялся за это нелёгкое дело. Как вспоминал впоследствии его товарищ по Молодому театру Григорий Палин, они просто удивились его организаторским способностям. Он властно, широко и чётко руководил репетициями: то отдавал громкие распоряжения в рупор, одновременно тут же дописывал в сценарий новые картины, сочинённые по ходу действия, то садился на старый мотоцикл и мчался по улицам Иркутска добывать костюмы, реквизит и другие компоненты будущего спектакля...».

Огромная многотысячная толпа разыгрывала уличный спектакль "Борьба труда и капитала", а сам Охлопков играл в нем главную роль – Тирана-Капитала. Особое внимание уделил новоявленный режиссёр массовым эпизодам. По площади, инсценируя бой, прошли несколько тысяч пехотинцев. В условленное время рванулась кавалерия, поднятые кверху оголенные шашки засверкали в воздухе. Под грохот орудий прошли артиллеристы, участники недавних боев гражданской войны. Музыка сводного духового оркестра эмоционально насыщала зрелище, придавала ему единство.

Главным действующим лицом представления был народ, штурмующий старый мир. Зритель представления одновременно оказывался и его участником. В своей программной статье "Об условности" Охлопков вспоминал: "Декораций – никаких…На площади, со всех сторон тысячи зрителей. Но я никогда в жизни не забуду, как эти тысячи зрителей, словно по мановению волшебной палочки чародея, начали верить во все, происходящее на сцене, начали видеть те места действия, о которых только намеком говорили детали и игровые предметы. Это чудо, совершенное спектаклем, осуществилось с помощью силы театра – силы, проверенной веками и называемой воображением".

После «Борьбы труда и капитала» Охлопкову поступило предложение возглавить иркутский Молодой театр. Здесь Николай Павлович поставил «Мистерию-Буфф» В. Маяковского. Этот спектакль настолько впечатлил общественность и профессиональное сообщество, что после Охлопкова отправили учиться в Москву. Здесь же и произошло знакомство Охлопкова с Всеволодом Мейерхольдом, продолжателем традиций которого после стал Николай Павлович. В 1923 году Охлопкова принимают в театр В.Э. Мейерхольда. Параллельно с работой в театре он продолжал учиться в ГЭКТЕМАСе (Государственные экспериментальные театральные мастерские).

С 1930 по 1937 год Николай Охлопков возглавлял Реалистический театр в Москве. Театральная манера режиссера, требующая большого масштаба изображения, осваивалась им на самой маленькой столичной сцене. Он экспериментировал с театральным пространством, разворачивая зрелище среди зрителей, создавал несколько сценических площадок, применял приемы одновременного действия, перенес на сцену некоторые кинематографические приемы.

Охлопков продолжал выстраивать свой тип театра, восходящий к истокам народной площадной культуры, поэтичности и красочности.

В 1938–1943 годах – режиссёр и актёр МАДТ имени Е. Б. Вахтангова. В 1940 году он поставил спектакль «Фельдмаршал Кутузов», а в 1942, в эвакуации, – «Сирано де Бержерак».

С 1943 года был главным режиссёром Московского театра Революции (позже Театр драмы; ныне МАДТ имени В. В. Маяковского). Здесь осуществились самые смелые планы режиссера, интересы которого восходили к поэтике античной трагедии с ее хорами и оркестрами, всеобъемлющими страстями.

Во время Великой Отечественной войны поставил в Московском театре драмы спектакли «Сыновья трёх рек» В. М. Гусева, продолжал поиски современного театрального языка, способного выразить «великий пафос современности». Из послевоенных постановок Охлопкова выделяет спектакли «Молодая гвардия» (1947 год, по роману А. А. Фадеева) и «Гамлет» (1954 год, по пьесе Шекспира), «Гроза» А.Н.Островского (1953 г.), «Медея» Еврипида (1961 г.). В 1960 году режиссер поставил «Иркутскую историю» А.Арбузова.

Помимо театральных постановок Охлопков ставил оперные спектакли в Большом театре СССР и Ленинградском Малом оперном театре, занимался педагогической деятельностью, преподавал в ГИТИСе, где впоследствии стал профессором. Был членом-корреспондентом Берлинской Академии художеств, членом коллегии Министерства культуры. В 1955–1956 годах являлся заместителем Министра культуры СССР.

Николай Охлопков – Лауреат шести Сталинских премий (1941, 1947, 1949 — дважды, 1951 — дважды), награжден орденом Ленина, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды и медалями. В 1948 г. Н.П.Охлопкову было присвоено почетное звание народного артиста СССР.

Вся жизнь Николая Павловича Охлопкова была связана со сценой. Он был блестящим артистом, и не менее блестящим режиссером. Актер Охлопков обладал особой манерой игры, импровизационной, гибкой, эмоциональной и выразительной. Режиссер Охлопков – новатор, человек, находящийся в вечном поиске тех или иных театральных форм, которые помогут раскрыть произведение, донести генеральную мысль спектакля до зрителя. Практически всем его постановкам были свойственны открытая театральность, метафорическое образное мышление, героика и насыщенная эмоциональностью патетика. Уехав из Иркутска, он не прерывал отношений с родным городом и оказывал содействие Иркутскому драматическому театру. Именно поэтому 2 ноября 1967 года постановлением Совета Министров РСФСР Иркутскому областному театру было присвоено имя Николая Павловича Охлопкова, которое он с гордостью носит, и по сей день.

Режиссёрские работы в театре:

Реалистический театр

1932 — «Разбег» (по очеркам В. П. Ставского)

1933 — «Мать» (по роману М. Горького)

1933 — «Железный поток» (по А. С. Серафимовичу)

1935 — «Аристократы» Н. Ф. Погодина

1937 — «Кола Брюньон» (по повести (Р. Роллана)

«Отелло» У. Шекспира

Театр им. Евг. Вахтангова

1940 — «Фельдмаршал Кутузов» В. А. Соловьёва

1942 — «Сирано де Бержерак» Э. Ростана



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: