Александр Мень. Сын Человеческий 10 глава




По рядам односельчан пробежал ропот. Когда этот Человек, еще вчера

выполнявший их заказы, успел стал учителем, раввином? Многие презрительно

пожимали плечами: "Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и

Симона? Не здесь ли среди нас Его сестры?"

Нашлись и такие, что, желая проверить слухи, дошедшие из Капернаума,

предложили Ему совершить какое-нибудь чудо. Они даже привели больных. Но

исцеления не произошло. Сила Иисусова натолкнулась на глухую стену неверия.

Он Сам был поражен безнадежной черствостью этих людей.

"Нет пророка в своем отечестве", - сказал Он, покидая Назарет.

 

 

Пошел из страны Генисаретской

 

Иногда при исцелениях Иисус прибегал к внешним действиям: накладывал

руки на больное место или мазал его смоченной землей, а потом посылал

человека смыть ее. В некоторых случаях Он желал остаться наедине с

исцеляемым/11/. Но все это делалось лишь для того, чтобы помочь людям

укрепить в себе веру. "Вера твоя спасла тебя", "Не бойся, только веруй", -

говорил Учитель.

Подчас даже слабых проблесков веры было достаточно. Так, отец

мальчика-эпилептика терзался сомнением, но всеми силами хотел побороть его.

"Верую, Господи, - стонал он, - помоги моему неверию!" И его отчаянный вопль

был услышан. Это показывает, что доверие близких могло как бы заменять веру

самого больного. Как-то раз в Капернауме родственники принесли к Учителю

человека, разбитого параличом, но из-за толпы не смогли протиснуться в дом.

Тогда они разобрали плоскую кровлю и спустили носилки прямо к ногам Иисуса.

И чудо свершилось, потому что, как говорит евангелист Марк, Господь "увидел

веру их"/12/. А по просьбе римского центуриона и одного из царедворцев

Антипы Христос исцелил их слуг, даже не видя больных в лицо.

Не следует, впрочем, думать, что Иисус всегда с легкостью совершал

исцеления. Свой земной путь Он проходил, еще не имея "всякой власти на небе

и на земле"; к тому же немалым препятствием оказывались сами люди, их

малодушие и сомнения. Мы читаем, как Он "с тяжким вздохом", обратив лицо к

небу, словно одолевая преграду, изгоняет недуг/13/.

Иисус почти физически ощущал энергию, исходящую от Него. Однажды Он шел

среди огромной толпы, и некая женщина, страдавшая кровотечением, тайком

дотронулась до кистей Его плаща. Быстро оглянувшись, Иисус спросил:

- Кто прикоснулся ко Мне?

- Наставник, - удивился Петр, - народ окружает Тебя и теснит.

- Прикоснулся ко Мне некто, - возразил Иисус, - ибо Я почувствовал

силу, исшедшую от Меня.

Тогда женщина в смущении припала к ногам Учителя и призналась, что это

она.

- Дочь Моя, - сказал Он, - вера твоя спасла тебя, иди с миром и будь

здорова от недуга твоего/14/.

 

 

Пределы Тирские

 

В ту бурную переломную эпоху, как и в наши дни, широкое распространение

получили психические болезни. Если Ветхий Завет почти не знает их, то

Евангелия наводят на мысль о какой-то эпидемии душевных недугов. Особенно

страшен был загадочный вид безумия - одержимость, или беснование/15/.

Человек, страдавший им, чувствовал мучительное раздвоение личности:

казалось, в него вселялся кто-то чуждый и враждебный. Больной кричал

неестественным голосом, говорил от лица бесов, живущих в нем, уверяя иногда,

что в нем живет целая армия демонов. Многие из одержимых были подвержены

припадкам лишь иногда, другие совсем не приходили в себя и убегали из

населенных мест в дикие пустыни. Порой они жили в заброшенных гробницах, и

люди в страхе слышали по ночам их завывания и хохот.

Христос одним Своим присутствием поразительно действовал на этих

несчастных: иной раз достаточно было одного Его властного слова или

прикосновения, и душа освобождалась от владевших ею темных сил.

Возвращая их к новой жизни, Иисус требовал от исцеленных полной

внутренней перестройки. Демоны паразитируют на грехах. Если в дальнейшем дух

новой жизни не заполнит человека, одержимость вернется с удвоенной силой.

Современники Христа представляли себе бесов натуралистически, в виде

злокозненных существ, обитающих в пустыне. Поэтому, чтобы быть понятым,

Учитель облек Свою мысль в такую притчу: "Когда нечистый дух выйдет из

человека, то бродит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит:

"возвращусь в дом мой, откуда вышел", и, придя, находит его выметенным и

убранным. Тогда он идет и берет других духов, злейших себя, числом семь, и,

войдя, они поселяются там, и становится для человека того последнее хуже

первого"/16/.

 

Слух об исцелениях в Галилее с самого начала стал вызывать беспокойство

у иерусалимских блюстителей Закона. Только что были пресечены подозрительные

сборища на Иордане, и вот снова нужно принимать меры для охраны правоверия и

вразумления невежд. Уже не в первый раз Галилея доставляла хлопоты столице.

Кое-кто хорошо помнил партизан Иуды Гавлонита. Темный народ на севере всегда

готов верить лжепророкам и шарлатанам.

Однако, прибыв в Капернаум, книжники поняли, что им трудно оспаривать

реальность совершаемых чудес. Поэтому они стали всячески изощряться в

поисках удобного объяснения. Ведь не могли же они, как Никодим, верить, что

Бог действует через презираемого ими Назарянина. Одни из них решили, что

Иисус научился магии в Египте, а другие пытались убедить народ в том, что Он

изгоняет бесов, заключив союз с их "князем" Веельзевулом/17/*. Но Иисус

сразу же поставил в тупик изобретателей этих хитроумных гипотез. Он спросил

книжников: как может бес изгонять беса, не будет ли это похоже на

междоусобную войну, гибельную для всего царства демонов? Он прямо обвинил

Своих противников в хуле на Духа Божия, силою Которого творятся чудесные

дела милосердия. Как могут они выдавать себя за служителей веры, если

неспособны отличить добра от зла?

--------------------------------------------------

* Веельзевул (Баал-Зебул, т.е. Владыка дворца) был древним ханаанским

божеством. Впоследствии этим именем стали называть главу злых духов.

 

Или назовите дерево добрым и плод его добрым,

или назовите дерево плохим и плод его плохим,

ведь по плоду познается дерево.

Отродье змеиное, как можете вы говорить доброе, будучи злы?

Ибо от избытка сердца говорят уста/18/.

 

Стрела попала в цель. Надменные богословы были посрамлены перед всем

народом. Гневу их не было предела, и, собравшись тайно, они решили, что

необходимо положить конец соблазну, который сеет Иисус.

Когда Учитель в следующий раз посетил Иерусалим на праздник, Своими

поступками и речами Он вызвал еще большее негодование. На этот раз Он уже

открыто возвестил, что чудеса есть знак Его высшего посланничества. Вступая

в поединок с державой тьмы, Он выполняет волю Отца. Жизнь и благословение

исходят от Бога, поэтому и Тот, Кто послан Им на землю, призван исцелять и

давать жизнь.

 

Отец Мой доныне делает, и Я делаю...

Истинно, истинно говорю вам:

не может Сын творить Сам по Себе,

если не видит Отца творящим,

ибо, что Он творит, то и Сын творит так же...

Кто не чтит Сына, не чтит Отца, пославшего Его.

Истинно, истинно говорю вам:

слово Мое слушающий

и верящий Пославшему Меня

имеет жизнь вечную/19/.

 

Этих речей правоверные уже не могли стерпеть. Мало того, что Назарянин

нарушает Закон, Он еще и называет Себя Сыном Божиим. Книжники обступили Его

и потребовали, чтобы Он дал такое "знамение с неба", которое бесспорно

убедило бы всех. Но Иисус отверг это требование. "Род лукавый и

прелюбодейный знамения ищет, - со вздохом сказал Он. - Но не будет дано ему

знамения, кроме знамения Ионы*. Ибо как оказался Иона знамением для

ниневитян, так будет и Сын Человеческий для этого рода. Царица Юга будет

воздвигнута во время суда вместе с людьми рода этого и осудит их, потому что

она пришла от пределов земли послушать мудрость Соломонову; и вот то, что

здесь, - больше Соломона. Люди ниневийские восстанут во время суда вместе с

родом этим и осудят его, потому что они покаялись от проповеди Ионы, и - вот

то, что здесь, - больше Ионы"/20/.

-------------------------------------------------

* Ветхозаветный пророк, проповедник покаяния.

 

Для того ли Сын Человеческий отверг искусителя в пустыне, чтобы теперь

демонстративными чудесами доказывать Свою власть? Напротив, Он постоянно

скрывал от толпы совершаемые Им исцеления. "Не рассказывай никому", - часто

просил Он человека, которому возвратил здоровье. И обычно лишь против Его

воли люди разносили повсюду весть о небывалых событиях/21/. Тем более не

хотел Христос делать чудеса орудием пропаганды и этим способом заставлять

врагов слушать Его. Пусть они судят о Нем, как подсказывает им совесть.

Только поверившим в Иисуса, только духовно исцеленным чудеса будут

открываться как признак вхождения Бога в мир.

"Знамения Царства" волновали не одних ученых-богословов. Был человек,

чья душа страдала в те дни, раздираясь между сомнением и надеждой, человек,

который размышлял об Иисусе и задавал себе вопрос: кто же Он?

В Махероне Крестителя содержали в своего рода почетном заточении.

Антипа даже вел с Иоанном беседы и терпеливо выслушивал его обличительные

речи. Иногда в крепость допускались ученики Крестителя. Они приносили ему

вести из внешнего мира. От них Иоанн узнал о событиях в Галилее, о проповеди

и чудесах Человека из Назарета. Пророк, конечно, помнил видение на Иордане и

был уверен, что Иисус - истинный Посланник Божий. Но следует ли считать Его

именно Мессией? Ведь прошло уже много месяцев, а Назарянин все еще живет в

Капернауме в окружении рыбаков и простого люда. Где же величие и слава

Царства, глашатаем и предвестником которого был Иоанн?

Чтобы рассеять недоумение, Иоанн послал из Махерона двух своих учеников

к Иисусу. "Ты ли Грядущий или ожидать нам другого?" - спрашивал он/22/.

Посланные отправились в Капернаум и нашли Иисуса, как всегда,

окруженного толпой. На заданный вопрос Он не ответил прямо, а только сказал:

"Пойдите и возвестите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают,

хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, нищим благовествуется, и

блажен тот, кто не соблазнится из-за Меня".

После ухода иоаннитов Иисус обратился к народу и заговорил с ним о

Крестителе.

К кому ходили иудеи в пустыню? К пророку? Да, Иоанн был пророком, но он

имел и иное, более высокое призвание: стать Предтечей Мессии. Он - избранный

Небесами вестник. "Говорю вам, среди рожденных женами нет ни одного

большего, чем он"*. "Закон и Пророки", Ветхий Завет, простирается до Иоанна.

Отныне наступает иная пора, когда людям открыто Царство. Однако Иоанн

остановился на границе двух Заветов, не перейдя ее. Поэтому "меньший в

Царстве Божием больше его". По-видимому, Христос имел в виду, что

представления Иоанна о Помазаннике не были свободны от идей земного

мессианизма. И, следовательно, Иисус не мог ответить ему определенно: "Да, Я

- Тот, кого ты ждал". Истинный Мессия явился не повелевать, а служить, не

карать, а исцелять и проповедовать Благую Весть. Он - Спасающий, и Его дела

есть знамения Царства.

---------------------------------------------------------

* Эти слова не касаются Девы Марии, т.к. подлинный текст имеет в виду

лиц мужского пола.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

 

1 Мф 21,21-22; Мк 11,22-23.

2 Мф 9,23; ср.:Ин 14,12; Быт 1,26; Пс 8.

3 Лк 11,20.

4 Мк 16,17-18

5 Лк 5,3-11. Эти скопления рыб объясняются тем, что со дна озера

поднимается газ и оттесняет их к поверхности.

6 Мф 8,23-27; Мк 4,35-41; Лк 8,22-25.

7 Лк 13,16.

8 Мф 17,14-17; Мк 9,14-29; Лк 9,37-42; Ин 14,12.

9 Ин 5,14.

10 В рассказах Мф 13,54-58 и Мк 6,1-6 говорится только о том, что

назаряне не поверили Иисусу; Лк же (4,16-30) сообщает об их покушении на Его

жизнь. Кроме того, Мф и Мк относят посещение Назарета к середине

общественной деятельности Христа, а Лк - к началу. Экзегеты по-разному

оценивают это расхождение. Автор данной книги исходит из возможности двух

посещений Назарета. Причем вероятнее, что наиболее враждебной была вторая

встреча, когда Иисус стал уже повсеместно гонимым.

11 Мк 7,33; Ин 9,6-7.

12 Мк 2,1-12.

13 Мк 7,34.

14 Мф 9,20-22; Мк 5,25-34; Лк 8,43-48.

15 Четко определить границу, отделяющую обычное душевное заболевание от

демонической одержимости, трудно. Однако, когда думают, что все исцеленные

Христом "бесноватые" были просто душевнобольными, упускают из вида, что суть

большинства психических патологий во многом остается загадкой. В них чаще

всего обнаруживается гипертрофия греха (самолюбия, гордыни, замкнутости на

себе) и излечение тесно связано с духовной и нравственной жизнью больного,

как отмечал изобретатель инсулинового лечения Дж.Фергюсон. Важно помнить

также, что в Евангелии всякий недуг рассматривался как проявление

разрушительных сил мироздания (см.: Лк 13,11-16).

16 Мф 12,43-45; Лк 11,24-26.

17 Мф 9,34; Мк 3,22-30; Лк 11,15-19. Талмуд, Барайта, Шаббат, 104;

Цельс - у Оригена, Против Цельса, 1,6.

18 Мф 12,33-35. Что касается непростительной "хулы на Духа Святого", то

речь здесь идет не об ошибке или заблуждении ума, а о сознательном

противлении Богу. (см.: св.Афанасий Великий. Из бесед на Евангелие от

Матфея, гл.12).

19 Ин 5,17 сл.

20 Мф 12,38-42; Лк 11,29-32.

21 Мф 9,30-31; Мк 7,36-37.

22 Мф 11,2-14; Лк 7,18-29. По мнению ряда древних комментаторов, Иоанн

хотел убедить лишь своих учеников в мессианстве Иисуса; см. толкования,

приведенные в кн.: свящ. Вишняков С. Св.великий пророк, Предтеча и

Креститель Господень Иоанн. М., 1879, с.316 сл. Однако были и такие (напр.,

Тертуллиан), которые считали, что сомнения были у самого Крестителя.

"Евангельский текст, - говорит о.С.Булгаков, - если не прямо противоречит,

то и не дает никакого положительного основания относить вопрос Предтечи

только к его ученикам, а не к нему самому" (С.Булгаков. Друг Жениха. Париж,

YMCA, 1927, с.128; см. также: М.Поснов. Иудейство. Киев, 1906, с.253).

Косвенным подтверждением этого взгляда является тот факт, что иоанниты не

присоединились к Церкви Христовой, а остались обособленной общиной. Часть их

впоследствии переселилась в Месопотамию, где влилась в гностическую секту

мандеев. (см.: Болотов В. Лекции по истории древней Церкви. Т.2, СПб., 1910,

с.230 сл.; Steinmann J. St.Jean-Baptiste et la spiritualite du desert.

"Maоtres spirituels" III, Paris, Seuil, 1956, p.125 s.).

 

 

Глава восьмая.

ДВЕНАДЦАТЬ АПОСТОЛОВ. СМЕРТЬ ПРОРОКА

Осень 28 г. - весна 29 г.

 

Если не считать коротких путешествий в Иудею, Иисус в течение года не

покидал Геннисаретской области, проповедуя в поселках, расположенных на

северо-западной стороне озера. В Тивериаде, столице Ирода Антипы, где жили

по большей части язычники, Он не появлялся. Около Гадары Его встретили

враждебно. Единственным городом на восточном берегу, где Он учил

беспрепятственно, была Вифсаида. Однако уже с самого начала Христос стал

готовить учеников к мысли о более широкой проповеди Евангелия. "Поднимите

глаза ваши, - говорил Он, - и взгляните на нивы, как они уже побелели к

жатве... Жатвы много, а работников мало"/1/. Из преданных слушателей ученики

должны превратиться в "ловцов человеков", в деятельных сподвижников своего

Учителя.

Для этой цели и были избраны Двенадцать.

В ветхозаветной Церкви существовали "шелухим", посланники, или

по-гречески апостолы. Они были представителями общин, развозили письма,

решали спорные вопросы, собирали пожертвования, сообщали о днях праздников.

Подвое ходили они из города в город, обеспечивая связь между рассеянными

очагами Израиля/2/. Новозаветной Церкви тоже надлежало иметь таких

апостолов.

Накануне их избрания Иисус молился всю ночь, уединившись на горе, а

утром собрал учеников, чтобы поименно назвать Двенадцать и разъяснить им их

миссию. Он говорил о Царстве Божием, о новой жизни, которую оно приносит, о

блаженстве призванных/3/. В этот день поистине было положено основание

Церкви-благовестницы. Она должна явиться ответом на чаяния мира.

 

 

Наставление ученикам

 

Евангелист Матфей пишет, что незадолго до призвания Двенадцати Иисус,

полный сострадания, смотрел на толпы, "которые были изнурены и полегли, как

овцы без пастыря"/4/. Апостолы пойдут к этим страждущим, неся им духовное и

телесное исцеление. Каждый их день и каждый шаг отныне принадлежат только

Богу и людям. Они станут вольными путниками и будут жить, подобно птицам

небесным, не заботясь ни о чем. Им не нужно брать с собой ни денег, ни

запасов, ни лишней одежды. Кров и хлеб они получат от тех, кто примет

посланцев, ибо "трудящийся достоин пропитания своего"/5/.

Миссионерский поход апостолам надлежит начать с народа Господня. Время

для обращения мира еще впереди; пока же Иисус заповедует:

 

На путь к язычникам не идите

и в город самарянский не входите.

Идите лучше к овцам погибшим

дома Израилева.

 

Даже Себе Он ставит эти границы/6/. Израильтянам первым был дан Завет

через Моисея и пророков, и поэтому они первые должны оказаться перед

выбором: принять благовестие или отринуть его?

Ученикам не следует думать, что им поручено легкое дело. Многие с

радостью встретят их, но еще больше появится у них противников.

 

Вот Я посылаю вас, как овец среди волков:

итак, будьте разумны, как змеи,

и бесхитростны, как голуби.

Берегитесь же людей:

ибо они предадут вас в судилища,

и в синагогах своих подвергнут вас бичеванию,

и к правителям и царям поведут вас за Меня

во свидетельство им и язычникам.

И, когда предадут вас,

не заботьтесь, как или что вам сказать,

ибо не вы будете говорить,

но Дух Отца вашего будет говорить в вас.

Продаст же брат брата на смерть,

и отец дитя свое;

и восстанут дети на родителей,

и умертвят их;

и будете ненавидимы всеми за имя Мое.

Претерпевший же до конца,

он и будет спасен...

И не бойтесь убивающих тело,

души же не могущих убить,

а бойтесь лучше могущего и душу и тело

погубить в геенне.

Не два ли воробья продаются за ассарий?

И ни один из них не упадет на землю

без воли Отца вашего.

У вас же и волосы на голове все сочтены.

Не бойтесь же:

Вы лучше многих воробьев/7/.

 

Те, кто вручил себя Иисусу, освобождаются от рабства "миру сему".

Господь всегда с ними, Он сделал их Своими "друзьями" с того момента, как

они пошли за Ним. Царство, которое им предстоит возвещать, есть Царство Сына

Человеческого. Верить Богу - значит верить Иисусу.

 

Всякого, кто исповедует Меня перед людьми,

исповедую и Я перед Отцом Моим,

Который на небесах.

И кто отречется от Меня перед людьми,

отрекусь и Я от него перед Отцом Моим,

Который на небесах.

 

Нередко бывает справедлива пословица: "Враги человеку домашние его".

Пусть даже самые близкие люди будут отвращать апостолов от их служения, они

должны помнить, что обрели иное, высшее родство и ему, прежде всего, должны

хранить верность. "Любящий отца или мать более Меня недостоин Меня"/8/.

Эти суровые слова, вероятно, заставили содрогнуться даже самых

мужественных из апостолов, но они сумели понять их смысл, понять, что

Учитель говорит лишь о том, насколько полным и окончательным обязан стать их

выбор.

Если посланцы проникнутся духом Иисусовым, Он Сам будет действовать

через них и в них. "Принимающий вас - Меня принимает, слушающий вас - Меня

слушает"/9/.

Апостолы Христовы получат власть примирять души с Богом.

 

Как послал Меня Отец,

и Я посылаю вас...

Если кому отпустите грехи - отпущены им;

если на ком удержите - удержаны...

Что свяжете на земле - будет связано на небе,

и что разрешите - будет разрешено на небе/10/.

 

По образу Сына Человеческого ученики Его станут сеятелями Слова и

целителями. Отныне их жизнь отдана служению, как жизнь их Наставника и

Господа. Впоследствии апостол Павел, хотя он и не был одним из Двенадцати,

засвидетельствовал это таинство "преображения во Иисуса". "Живу больше не я,

но живет во мне Христос", - говорил он. "Подражайте мне, как я Христу"/11/.

И это были не слова превозношения, а призыв отдавать себя Богу и миру, как

отдал себя Иисус Назарянин.

Когда Двенадцать, разделившись подвое, ушли в окрестные города, Иисус

остался один. А вскоре Ему сообщили о трагедии, которая разыгралась в

Махероне.

У Иоанна Крестителя был в доме тетрарха враг, уже давно добивавшийся

его смерти, - Иродиада, жена Антипы. Первый раз она была замужем за его

братом, которого Ирод Великий лишил наследства. Честолюбивая женщина

тяготилась своим унизительным положением и мечтала о власти. Когда в 26 году

Антипа гостил в доме брата, она сумела обворожить тетрарха. Тому было уже за

пятьдесят, но он влюбился в родственницу и решил жениться на ней.

Препятствий для этого было немало. Предстояло развестись с первой женой,

дочерью союзника, набатейского царя Ареты IV. Узнав о планах Антипы, его

супруга с помощью верных бедуинов бежала к отцу в Набатею. Это привело к

дипломатическому разрыву с Аретой. В самой Иудее поступок Ирода вызвал

единодушное осуждение: Иродиада была его племянницей и женой брата - таким

образом тетрарх дважды нарушил Закон/12/. Но правителя ничто не могло

остановить.

Иоанн Креститель, еще будучи на свободе, открыто высказывался против

этого кровосмесительного брака. Он не перестал упрекать Ирода и после того,

как тот заточил его в крепость. Поэтому узник продолжал быть опасным для

Иродиады. Она искала повода разделаться с ним, но видела, что

слабохарактерный муж едва ли решится осудить и казнить Иоанна. Долгожданный

случай все же представился.

Ирод справлял день своего рождения, и в махеронском дворце собралось

много почетных гостей - военачальников и старейшин Галилеи. Когда пир был в

разгаре, на середину зала выбежала Саломея, дочь Иродиады, и к неописуемому

восторгу всех исполнила зажигательный сирийский танец. "Проси у меня, что

хочешь!" - кричал пьяный тетрарх. Он призвал в свидетели присутствующих, что

клятвенно обещает выполнить любое пожелание девушки. Саломея,

посоветовавшись с матерью, повторила слова, подсказанные ей Иродиадой:

"Подай мне сейчас же на блюде... голову Иоанна Крестителя".

Лицо Антипы помрачнело. Пророк всегда внушал ему уважение, и к тому же

он опасался реакции народа. Да и римляне не любили внесудебных расправ.

Однако Ирод, желая сдержать слово, данное при знатных гостях, приказал

телохранителю спуститься в темницу. Скоро тот вернулся с окровавленной

головой Иоанна в руках. Ее положили на блюдо, а Саломея отнесла страшный дар

матери...

Так погиб "величайший из рожденных женами". Ему было немногим более

тридцати лет. Успел ли он получить ответ Иисуса? Мы не знаем. Но он умер,

как жил, - несгибаемым свидетелем правды Божией.

Тело пророка отдали ученикам. Похоронив его, они поспешили в Галилею

сообщить о случившемся Иисусу. Иоанниты знали, что в последние дни мысли их

наставника постоянно возвращались к Человеку из Назарета.

С тех пор Антипу стал преследовать страх. Услышав об Иисусе, он уверял

окружающих, что это восстал из мертвых казненный им праведник. Когда Арета

IV пошел на Ирода войной и захватил Махерон, люди говорили, что Бог покарал

тетрарха за убийство Иоанна/13/.

Тем временем в Капернаум вернулись Двенадцать. Успех вдохновил их, и

они в восторге описывали Иисусу "все, что сделали и чему научили". Однако

радость их была омрачена печальной новостью. Теперь, после казни Иоанна,

любой из них подвергался опасности. Тетрарх мог перейти к враждебным

действиям и против новых проповедников. Учитель должен был сохранять

зарождающуюся Церковь. "Пойдите вы, - сказал Он апостолам, - отдельно от

других в пустынное место и отдохните немного". Сам же Он сел в лодку и

переправился на восточный берег к границам владений Ирода Филиппа.

 

 

Удалился в пустынное место

 

Вскоре за Ним последовали и ученики.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

 

1 Ин 4,35; Мф 9,37-38; Лк 10,2.

2 Берахот, V,5; Песахим, 86; Авот рабби Натана, VIII; Епифаний.

Панарион, I,128.

3 Из Лк 6,12 сл. явствует, что "Нагорная проповедь" была произнесена

перед началом миссии Двенадцати апостолов.

4 Мф 9,36.

5 Мф 10,7-10; Мк 6,7-13; Лк 1-6; 10,4-11; ср.:Мф 19,28; Лк 22,30. Как

отмечает еп.Кассиан, "выделение Двенадцати было началом организации"

(еп.Кассиан. Христос и первое христианское поколение, Париж, YMCA, 1950,

с.31).

6 Мф 10,5-6; ср.:Мф 15,24. В Послании к Римлянам, написанном в 57 г.,

ап.Павел говорит о том, что евангельская проповедь обращена к "каждому",

однако в соответствии с замыслом свящ.истории сначала ее должны услышать

иудеи, а лишь потом эллины (Рим 1,16).

7 Мф 10,16 сл.; Мк 13,9 сл.; Лк 10,3; 12,11; 21,12-19.

8 Мф 10,32 сл., Мк 8,38; Лк 12,8-9; 14,26-27.

9 Мф 10,40; Лк 10,16.

10 Ин 20,21,23; Мф 18,18.

11 1 Кор 11,1; Гал 2,20.

12 См.Лев 18,6,16.

13 Флавий И. Арх. XVIII, 7,1 сл.; Мф 14,1-2; Мк 6,14-16.

 

 

Глава девятая.

"ХЛЕБ ЖИЗНИ"

Весна - лето 29 г.

 

В то время как над маленькой общиной впервые нависла реальная угроза со

стороны властей, проповедь Иисуса достигла наибольшего успеха. Его постоянно

сопровождали жители Галилеи и Декаполиса, Иудеи и Иорданского округа и даже

Финикии/1/. Молва о Нем "пошла по всей Сирии". Никогда раньше такие толпы не

стекались к Учителю. Хотя неизвестно, сколько из этих людей вошло позднее в

первую Церковь, но та весна бесспорно принесла Евангелию обильную жатву.

Когда Иисус скрылся из Капернаума, народ стал разыскивать Его. Невзирая

на близость Пасхи, многие галилеяне, вместо того чтобы собираться в

Иерусалим, отправились в обход озера к Вифсаиде, надеясь встретить там

Учителя. И вновь Иисус увидел "овец дома Израилева", бредущих, как стадо без

пастуха. Среди пустынных холмов Он казался им новым Моисеем, который поведет

их по дороге свободы. "Сжалившись над ними", Иисус долго беседовал с людьми

и исцелял приведенных к Нему больных...

Незаметно спустился вечер, и скоро ночь должна была окутать побережье.

Ученики забеспокоились:

- Пустынно это место, и час уже поздний, - сказали они Иисусу. -

Отпусти их, чтобы они пошли в окрестные деревни и селения и купили себе

поесть.

- Вы дайте им поесть, - ответил Он.

- Не пойти ли нам купить хлебов динариев на двести и дать им есть? -

спросил один из апостолов. Ведь община имела свои сбережения, а некоторые из

пришедших, вероятно, взяли с собой деньги. Филипп, впрочем, выразил



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: