1. Установить причину изменения магнитного потока через контур. Исходя из формулы, причиной может стать либо изменение магнитной индукции поля, либо изменение площади контура, а также угла между направлением линий магнитной индукции и нормалью к плоскости контура (чаще всего, это поворот рамки с током).
2. Записать закон электромагнитной индукции (закон Фарадея).
3. Если речь идет о поступательном движении проводника, применить формулу, по которой вычисляется ЭДС индукции в движущемся проводнике.
4. Определить изменение магнитного потока, рассматривая его в выбранные моменты времени t 1 и t 2 (как правило, это должны быть те моменты времени, которые описываются в задаче).
5. Подставить найденное выражение для изменения магнитного потока в закон Фарадея. При необходимости, используя дополнительные уравнения, составить систему и решить её относительно искомых величин.
Решение задачи записать из видео лекции https://www.youtube.com/watch?v=MWAd23ODgGM
Домашнее задание сфотографировать или скан и прислать на почту helen.mails@mail.ru
Лабораторная работа №13 «Изучение явления электромагнитнй мндукции»
Выполнить на двойных листах
Методические рекомендации по выполнению
ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ№ 13
По теме
«Изучение явления электромагнитной индукции»
Цель работы: изучение явления электромагнитной индукции, а также проверка правила Ленца.
Оборудование: соединительные провода, миллиамперметр, реостат, источник питания, ключ, полосовой или дугообразный магнит, магнитная стрелка или компас, катушки с сердечниками.
Ознакомление с правилами техники безопасности: ТБ
Содержание и последовательность выполнения заданий:
1. Выполнить задание №А, Б, В.
2. Сделать вывод о проделанной лабораторной работе (в данной работе их два)
3. Ответить на контрольные вопросы.
Для выполнения работы просмотреть фильм https://www.youtube.com/watch?v=-wZ5tfpOFj0
Методические рекомендации по выполнению и оформлению лабораторной работы
1. Выполнить задание №А
Задание №А:
*Вставьте в одну из катушек железный сердечник и закрепите его там, например гайкой.
*Далее подключите эту катушку через миллиамперметр, реостат и ключ к источнику питания.
*Рядом с катушкой расположите магнитную стрелку или компас.
*Замкнув ключ, определите расположение магнитных полюсов катушки с током при помощи магнитной стрелки.
*Зафиксируйте, в какую сторону при этом отклониться стрелка миллиамперметра. Это поможет в дальнейшем судить о расположении магнитных полюсов катушки с током по направлению отклонения стрелки миллиамперметра.
*После проделанной работы, отключите от цепи реостат и ключ, а миллиамперметр замкните на катушку, при этом сохранив порядок соединения их клемм.
Выполнить задание №Б
*Приступаем непосредственно к выполнению лабораторной работы. При этом все данные, которые вы будите получать в процессе исследования, заносите в таблицу.
*Приставив сердечник к одному из полюсов магнита (например к северному), быстро поместите его внутрь катушки, одновременно наблюдая за стрелкой миллиамперметра. По правилу Ленца определите направление индукционного тока внутри катушки.
*Оставив магнит неподвижным, после первого опыта, пронаблюдайте опять за стрелкой миллиамперметра.
*Быстро вытащите сердечник из катушки, не забывая наблюдать за стрелкой миллиамперметра (модуль скорости выдвижения магнита должен быть примерно таким же, как и в первом опыте). Опять, по правилу Ленца, определите направление индукционного тока внутри катушки в этом случае, отметьте на рисунке.
*Посмотрите, как ведет себя стрелка миллиамперметра после проделанного опыта.
*Повторите наблюдения, изменив полюс магнита с северного на южный.
Таблицу рисуем и оформляем
Таблица:
* Запишите вывод по работе на основе проведённых наблюдений. Объясните различие в направлении индукционного тока с точки зрения правила Ленца.
Выполнить задание №В
*Теперь немного видоизменим нашу установку.
*Расположите вторую катушку рядом с первой так, чтобы их оси совпадали, и поместите *их на один общий сердечник.
*Первую катушку соедините с миллиамперметром, а вторую катушку через реостат соедините с источником тока.
*Замыкая и размыкая ключ, проверьте возникает ли в первой катушки индукционный ток.
*Зарисуйте схему опыта и проверьте выполнения правила Ленца.
*Также проверьте, возникает ли индукционный ток при изменении силы тока реостатом.
*В конце работы, подведите ее итог, сделав общий вывод, не забыв отразить в нем условия, при которых в катушке возникал индукционный ток.
3.Письменно ответьте на контрольные вопросы:
1. В чем заключается явление электромагнитной индукции?
2. Какой ток называют индукционным?
3. Сформулируйте закон электромагнитной индукции. Какой формулой он описывается?
4. Как формулируется правило Ленца?
5. Какова связь правила Ленца с законом сохранения энергии?