Актуализация опорных знаний.




Конспект Урока Рисования в 5-х классах

Тема: «Образы и мотивы в орнаментах народной вышивки. Полотенце»

Задачи художественного развития:

1.Знакомство с русской крестьянской вышивкой как хранительницей древнейших образов и обрядов;
2.Воспитание уважительного, бережного отношения к культурному наследию предков;

3.Дальнейшее формирование навыков работы над композицией, воспитание художественного вкуса;

4. Дальнейшее развитие навыков работы в технике аппликации, воспитание аккуратности и трудолюбия.

Задание: Эскиз вышивки русского полотенца.

Материалы: двойной тетрадный лист, цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры.

Зрительный ряд: выставка образцов народной вышивки, таблицы, раздаточный материал. Просмотреть:

https://www.youtube.com/watch?v=Sxg5Dz-ITi4

 

Музыкальный ряд: русские народные напевы и потешки.

 

Ход урока

Актуализация опорных знаний.

- Как на Руси встречают дорогих гостей? (хлебом и солью)

Полотенце под караваем было не простое, а с вышивкой!

- Что же на нем вышито? (рассматривание образцов)

Здесь и птицы, и цветущие деревья, ромбики, зёрнышки. Всё это уже знакомые вам древние знаки-символы.

На полотенце вышивали целое пожелание – пожелание здоровья, благополучия, достатка!

Вы, наверное, уже догадались о чём пойдёт речь на уроке? Правильно, наш сегодняшний урок будет посвящён русскому полотенцу.

В современном быту это привычный для нас всех предмет первой необходимости. А в старину полотенце играло очень важную роль в разных обрядах и обычаях, участвовало в важных моментах жизни человека и сопровождало его от рождения до самой смерти.

Историческая справка –

Полотенце - крюковник, набожник, накрючник, перебирка, плат, платок. Полотнище белой ткани домашнего или реже фабричного производства, отделанное вышивкой, тканым цветным узором, лентами, полосами цветного ситца, кружевом, блёстками, позументом, тесьмой, бахромой. Размеры полотенца были различны. При постоянной ширине в 39-42 см его длина могла достигать 500 см.

Полотенце украшалось, как правило, на концах. Середина орнаментировалась редко. Характер и количество украшений, их расположение, цвет, материал- всё это определялось местной традицией, а также назначением полотенца. Их часто использовали для праздничного убранства избы, вывешивали на стены, зеркала, иконы к большим праздникам, таким как Пасха, Рождество, Пятидесятница (день Святой Троицы),к престольным праздникам деревни, т.е. праздникам в честь святого покровителя деревни, к заветным дням - праздникам по поводу важных событий, происшедших в деревне. Кроме того, полотенца вывешивались во время свадеб, на крестинном обеде, в день трапезы по случаю приезда долгожданной родни или возвращения с воинской службы сына. Полотенца развешивали на стенах, составляющих красный угол избы и в самом красном углу. Их надевали на деревянные гвозди-«крюки», «спички», вбитые в стены. Кроме того, полотенцами декорировались рамки с фотографиями. Полотенца изготавливались в домашних условиях и очень редко приобретали в лавках или на ярмарках.

Каждая крестьянская девушка могла выткать необходимый для полотенец тонкий белый холст и орнаментировать его так, как это было принято в её деревне. По обычаю, полотенца являлись необходимой частью девичьего приданого. Их было принято демонстрировать родственникам мужа на второй день свадебного пира. Молодуха развешивала полотенца в избе поверх полотенец свекрови, чтобы все могли полюбоваться на её работу. Количество полотенец, качество полотна, мастерство вышивки- всё это позволяло оценить трудолюбие аккуратность, вкус молодой женщины. В русской деревне также существовал обычай одаривать полотенцами родственников жениха, участников свадебного застолья. Полотенце соединяло молодых перед венцом: им связывали руки жениха и невесты «на веки вечные, на годы долгие». Им одаривали бабку повитуху, принимавшую роды,кума и куму, крестивших младенца. Полотенце присутствовало в обряде «бабина каша», происходившим через несколько дней после рождения ребёнка. Им прикрывали горшок с кашей, совместное поедание которой рассматривалось как закрепление родственного союза и включение в него новорожденного.

Особую роль играло полотенце в погребально - поминальной обрядности. По поверьям русских крестьян в полотенце, вывешенном в день смерти человека на окно, сорок дней находилась его душа. Малейшее движение ткани рассматривалось как знак её присутствия в доме. В сороковины его встряхивали за околицей деревни, отправляя тем самым душу из нашего мира в иной мир.

Все эти действия с полотенцем были широко распространены в русской деревне. В их основе лежали древние мифологические представления славян. Полотенце выступало в них в качестве оберега, знака принадлежности к определённому семейно-родовому коллективу, осмыслялось как предмет, воплощавший души предков «родителей»,внимательно наблюдавших за жизнью живых. Считалось, что предназначенное для свадьбы, крещения или другого обряда изделие нельзя использовать для других целей. Исключалось использовать его для вытирания рук, лица, пола. Для этого пользовались рукотерником, утиркой утиральником.)

Давайте с помощью нашей выставки совершим путешествие в прошлое, в русскую старину.

Испокон веков славилась Русь искусством мастериц – вышивальщиц. С 8-9 лет девочки под присмотром старших уже учились украшать узорами ткани, готовили приданое. Всё женское население Руси ткало, шило, вышивало. И всё в русской избе украшено руками мастериц – и оконные шторы и простыни и скатерти, и подзоры на кровать, и одежда. В некоторых семьях до сих пор как реликвия хранится рукоделие бабушек и прабабушек. Есть такие изделия и на нашей выставке. Давайте их получше рассмотрим и узнаем их историю. (Дети рассказывают об истории принесённых на урок вещей).

Ребята, вы обратили внимание, какие узоры чаще всего встречаются на нашей выставке? Давайте попробуем расшифровать увиденные нами знаки при помощи таблицы (вывешивается таблица). Находим на вышивках и раздаточных материалах знаки – символы солнца, земли урожая и т.д.

Обратите внимание на то, какими цветами чаще всего украшалось полотенце? Красный, белый, чёрный. Наверняка у этих цветов было символическое значение, давайте попробуем его определить. Вместе с детьми формулируем ответ:

Белый - свет, чистота, благо. Белый цвет олицетворяет в вышивке женское начало.

Красный- цвет солнца, огня, жизни, силы, красоты. Олицетворял мужское начало.

Красные узоры крестьянской вышивки воспринимаются как земля, получившая энергию солнца и способная дать жизнь всему живому.

Чёрный - цвет плодородной земли.

Обратите внимание, ребята, что цвета в народной вышивке очень яркие, сочетания выразительные, контрастные. В народной вышивке почти не использовались бледные голубые, розовые, сиреневые, коричневые цвета, потому что они считались слабыми, безжизненными.

Сегодня мы с вами узнали, что полотенце - обрядовая вещь и один обряд мы даже выполнили – встречали гостей хлебом-солью. Не все обряды дошли до наших дней, многие остались в прошлом. Например, обряд приносить в жертву богам природы животных. Давайте рассмотрим вышивку с узором «жертвенные кони»: мы видим в центре узора священное дерево, по бокам его - пара коней, вокруг знаки солнца и огня –кони принесены в жертву, они охвачены огнём. Этим жертвоприношением наши далёкие предки стремились задобрить богов, защитить себя и своих близких от разных напастей. Небогатый человек не мог себе позволить такой жертвы, но, воспроизведённый в вышивке, этот обряд продолжал выполнять свою роль - оберегал и защищал дом, в котором находилась вышитое полотенце.

Не случайны узоры и на свадебных полотенцах: на них изображались две птицы павы по сторонам цветущего куста-дерева – символы пожелания любви, добра и счастья молодым.

Вот ещё один узор: в центре его женская фигура, а по сторонам от неё- кони, украшенные символами солнца, земли, птицами.Как выдумаете, какой обряд здесь изображён? Начинаем «расшифровывать» узор - приходим к выводу, что солнце, птицы- это весна,начало полевых работ. Действительно, существовал такой обряд- перед началом полевых работ по тёплой земле проходила молодая замужняя крестьянка в праздничном костюме и вела за собой коней, причём вела их за полотенца! Считалось, что здоровая женщина сможет передать земле свою женскую силу и земля родит богатый урожай.

Как много нового и интересного можно узнать, рассматривая внимательно народные узоры! Здесь запечатлены целые куски народной жизни! Сумев прочитать их как книгу, можно понять: как жили наши предки, что ценили в жизни, чему радовались, что считали главным. Необходимо беречь,сохранять и тщательно изучать каждый кусочек старины, потому что это запечатлённая мудрость народная, память о наших предках, о наших корнях. Как дерево не живёт без корней, так и человек не должен забывать свои корни - культуру своего народа.

Мне хотелось бы, чтобы после сегодняшнего урока вы внимательнее и бережнее стали относится к русской старине.

Я думаю, наши девочки на уроках технологии обязательно вышьют узор – оберег, узор - пожелание, а мы с вами сегодня сделаем эскиз вышивки края полотенца в технике аппликации (показываются образцы работ).

Практическая работа.

Представим, что наш белый лист - льняная отбеленная ткань. Для имитации вышивки нам понадобится бумага чёрного и красного цвета. Перед началом работы продумаем композицию. Желательно выбрать один центральный крупный сюжет (цветущее дерево, пара птиц, женская фигура), а сверху и снизу поместить ленточные узоры разного цвета (показывается последовательность выполнения и приёмы работы). Мелкие детали в композиции можно выполнить красным или чёрным фломастером. Край листа можно украсить «кружевом» из бумаги. Во время работы соблюдайте аккуратность, осторожность в обращении с ножницами и клеем.

Итог урока.

В конце урока из готовых работ оформляется выставка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: