В соответствии с Федеральным законом от 31.05.01 № 73-Ф3 "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" при производстве судебной экспертизы эксперт независим, он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями. Не допускается воздействие на эксперта со стороны судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров, а также иных государственных органов, организаций, объединений и отдельных лиц в целях получения заключения в пользу кого-либо из участников процесса или в интересах других лиц.
Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на эксперта, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Организацию и производство судебной экспертизы могут осуществлять:
государственные судебно-экспертные учреждения;
экспертные подразделения, созданные федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров посредством организации и производства судебной экспертизы.
Если производство судебной экспертизы поручается экспертным подразделениям, созданным федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, то они осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность как государственные судебно-экспертные учреждения.
|
Государственные судебно-экспертные учреждения создаются и ликвидируются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы регулируется Федеральным законом от 31.05.01 № 73-Ф3 "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", процессуальным законодательством Российской Федерации и осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Государственные судебно-экспертные учреждения одного и того же профиля осуществляют деятельность по организации и производству судебной экспертизы на основе единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов.
Государственные судебно-экспертные учреждения производят судебную экспертизу в соответствии с профилем, определенным! для них соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Государственные судебно-экспертные учреждения в обязательном порядке производят судебную экспертизу для органов дознания, органов предварительного следствия и судов, расположенных на территории, которая определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти. В случае невозможности производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении, обслуживающей указанную территорию, в связи с отсутствием эксперта конкретной специальности, необходимой материально-технической базы либо специальных условий для проведения исследований судебная экспертиза для органов дознания, органов предварительного следствия и судов может быть произведена государственными судебно-экспертными учреждениями, обслуживающими другие территории.
|
Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы для других государств осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Деятельность в судебно-экспертных учреждениях по организации и производству судебной экспертизы возглавляет руководитель государственного судебно-экспертного учреждения, который обязан:
по получении постановления или определения о назначений судебной экспертизы поручить ее производство конкретно эксперту или комиссии экспертов данного учреждения, которые обладают специальными знаниями в объеме, требуемого для ответов на поставленные вопросы;
разъяснить эксперту или комиссии экспертов их обязанность и права;
по поручению органа или лица, назначивших судебную экспертизу, предупредить эксперта об уголовной ответственное за дачу заведомо ложного заключения, взять у него соответствующую подписку и направить ее вместе с заключением эк сперта в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу;
|
обеспечить контроль за соблюдением сроков производства судебных экспертиз, полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принцип независимости эксперта;
по окончании исследований направить заключение эксперта, объекты исследований и материалы дела в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу;
обеспечить условия, необходимые для сохранения конфиденциальности исследований и их результатов;
не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с организацией и производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
обеспечить условия, необходимые для проведения исследований;
обеспечить сохранность представленных объектов исследований и материалов дела.
Руководитель не вправе:
истребовать без постановления или определения о назначении судебной экспертизы объекты исследований и материалы дела, необходимые для производства судебной экспертизы;
самостоятельно без согласования с органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, привлекать к ее производству лиц, не работающих в данном учреждении;
давать эксперту указания, предрешающие содержание выводов по конкретной судебной экспертизе.
Руководитель государственного судебно-экспертного учреждения имеет право:
возвратить без исполнения постановление или определение о назначении судебной экспертизы, представленные для ее производства объекты исследований и материалы дела, если в данном учреждении нет эксперта конкретной специальности, необходимой материально-технической базы либо специальных условий для проведения исследований, указав мотивы, по которым производится возврат;
ходатайствовать перед органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, о включении в состав комиссии экспертов лиц, не работающих в данном учреждении, если их специальные знания необходимы для дачи заключения;
организовывать производство судебной экспертизы с участием других учреждений, указанных в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы;
передавать часть обязанностей и прав, связанных с организацией и производством судебной экспертизы, своему замести-
Придя к общему мнению, эксперты составляют и подписывают совместное заключение или сообщение о невозможности дачи заключения. В случае возникновения разногласий между экспертами каждый из них или эксперт, который не согласен с другими, дает отдельное заключение.
При производстве судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении могут присутствовать те участники процесса, которым такое право предоставлено процессуальным законодательством Российской Федерации.
Участники процесса, присутствующие при производстве судебной экспертизы, не вправе вмешиваться в ход исследований, но могут давать объяснения и задавать вопросы эксперту, относящиеся к предмету судебной экспертизы.
При составлении экспертом заключения, а также на стадии совещания экспертов и формулирования выводов, если судебная экспертиза производится комиссией экспертов, присутствие участников процесса не допускается.
Если участник процесса, присутствующий при производстве судебной экспертизы, мешает эксперту, последний вправе приостановить исследование и ходатайствовать перед органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, об отмене разрешения указанному участнику процесса присутствовать при производстве судебной экспертизы.
Организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности обязаны безвозмездно предоставлять по запросам руководителей государственных судебно-экспертных учреждений образцы или каталоги своей продукции, техническую и технологическую документацию и другие информационные материалы, необходимые для производства судебной экспертизы. При этом государственные судебно-экспертные учреждения обеспечивают неразглашение полученных сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.
Государственное судебно-экспертное учреждение вправе ходатайствовать перед судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем или прокурором о получении по окончании производства по делам предметов, являвшихся вещественными доказательствами, для использования в экспертной, научной и учебно-методической деятельности.
В сложной структуре научно-исследовательских криминалистических лабораторий особое место занимают учреждения судебно-бухгалтерской экспертизы. Они представляют собой основное звено в системе экономических экспертиз.
Государственное судебно-экспертное учреждение находится в ведении Министерства юстиции Российской Федерации. Поэтому вопросы организации и компетенции учреждений судебно-бухгалтерских экспертиз закрепляются в специальных нормативных актах, издаваемых Министерством юстиции Российской Федерации. Они действуют в соответствии с приказом Минюста РФ от 20.12.02 № 347 "Об утверждении инструкции по организации производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях системы министерства юстиции Российской Федерации", утвердившим Инструкцию (с аналогичным названием) по организации производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации.
Указанная Инструкция определяет условия и порядок организации производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации (далее - СЭУ) в соответствии с требованиями:
УПК РФ;
ГПК РФ;
АПК РФ;
КоАП РФ;
Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК);
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК);
Федерального закона от 31.05.01 № 73-Ф3 "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации (далее - Федеральный закон);
других федеральных законов;
нормативных правовых актов Минюста РФ, регулирующих организацию и производство судебных экспертиз.
Кроме указанной инструкции Минюста РФ, существует Письмо Министерства финансов РФ от 04.11.94 № 149 "О примерном Положении о службе бухгалтеров-экспертов в финансовых органах", которое было направлено с рекомендацией его использования при разработке и утверждении положений об этой службе в министерства финансов республик в составе Российской Федерации, финансовых управлениях (главных управлениях, комитетах, департаментах, отделах) администраций краев, областей, автономных образований, Департаменте финансов правительства Москвы, Департаменте экономики и финансов Санкт-Петербурга. В текстеэтого письма говорится:
Служба бухгалтеров-экспертов, как правило, представляет собой консультанта при руководстве в министерствах финансов республик в составе РФ, финансовых управлениях (главных управлениях, комитетах, департаментах, отделах) администраций краев, областей, автономных образований.
Задачами службы бухгалтеров-экспертов являются: оказание методической помощи предприятиям, учреждениям и организациям региона независимо от форм собственности в организации бухгалтерского учета и отчетности; устранение имеющихся недостатков по их ведению.
В соответствии с возложенными на нее задачами служба бухгалтеров-экспертов выполняет следующие функции:
оказывает помощь министерствам, ведомствам республик, управлениям, департаментам и другим подразделениям администраций краев, областей, автономных образований консультациями по правильному применению нормативных документов по бухгалтерскому учету и отчетности, новых правил ведения и организации бухгалтерского учета и отчетности, а также в проведении инструктивных совещаний с работниками финансовых, налоговых и других органов;
принимает участие в работе методических советов по бухгалтерскому учету, образуемых при финансовых органах;
рассматривает поступающие предложения о совершенствовании бухгалтерского учета, дает по ним заключения и в случае необходимости направляет их в Министерство финансов Российской Федерации;
организует работу по привлечению практических работников к изучению системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, используя для этих целей методические советы по бухгалтерскому учету, профессиональные объединения бухгалтеров (ассоциации, союзы и т.п.), аудиторские и консультационные фирмы;
выполняет отдельные поручения руководства финансового органа, а также Министерства финансов Российской Федерации по вопросам бухгалтерского учета и отчетности.
В своей деятельности служба бухгалтеров-экспертов в финансовом органе руководствуется законодательством РФ, нормативными документами и указаниями Минфина РФ по вопросам бухгалтерского учета и отчетности.