Планы практических занятий
Практическое занятие №1. Массовая коммуникация
· Массовая коммуникация. Определение понятия.
· Аудитория массовой коммуникации, ее признаки. Отличительные характеристики массовой коммуникации.
· СМК и СМИ: соотношение явлений.
· Виды массовой коммуникации: журналистика, PR, реклама, политическая коммуникация. Характеристика каждого вида по целям, задачам, объекту и субъекту деятельности, методам работы.
Основной источник: Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации. М.: КНОРУС, 2010. — 256 с.
Практическое занятие №2. Модели коммуникации. Часть 1.
• Эффективное межличностное общение и его связь с компетентностью коммуникативной личности.
• Модель идеального коммуникатора, ее связь с моделью Аристотеля. Сущность и способы воплощения. Приведите примеры идеальных коммуникаторов.
• Первые модели коммуникации. Расскажите о них и о том, что их объединяет.
• Модели речевой и лингвистической коммуникации.
• Роль модели массовой коммуникации Г. Лассуэлла в теории коммуникации.
• Модель двухступенчатого потока информации и трехстадийная модель развития СМК.
Основной источник: Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации. М.: КНОРУС, 2010. — 256 с.
Практическое занятие №3. Модели коммуникации. Часть 2.
• Модели исторического развития PR. Насколько реальна двусторонняя симметричная модель? Аргументируйте свою позицию.
• Модели рекламной коммуникации. Э. Роджерс, AIDA, ВИЖМА, PAD.
• Модель имиджевой коммуникации. Имидж и методы его формирования. Подберите конкретные примеры имиджевой рекламы и покажите их в аудитории, доказав, что они являются имиджевыми. Анализ должен быть записан в тетради и подготовлен для четкого, лаконичного и объективного ответа.
Основной источник: Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации. М.: КНОРУС, 2010. — 256 с.
Практическое занятие №4. Социальная коммуникация. Часть 1.
· Виды и уровни коммуникации
· Подражание, диалог и управление как формы коммуникационного действия
· Диалогическое, императивное и манипулятивное общение. Области использования, роль обратной связи
· Социокультурная основа кодирования информации. Коды как системы организации знаков
· Семиотический подход и модели коммуникаций Ч. Пирса, Ф. де Соссюра, Г. Фреге.
· Бинарные оппозиции Л. Стросса. Пограничные ритуалы
· Модель социальной коммуникации Т. Ньюкомба.
См. список литературы внизу.
Практическое занятие №5. Социальная коммуникация. Методы социологического исследования. Часть 2.
· Отличительные ососбенности микрокоммуникаций, коммуникаций среднего уровня и макрокоммуникаций.
· Естественные и искусственные, вербальный и невербальный каналы коммуникации.
· Закон кумуляций коммуникационных каналов.
· Методы социологического исследования. Контент-анализ - метод изучения содержания сообщений. Опрос как метод изучения эффективности передачи информации. Семантический дифференциал как инструмент выявления рождения смысла у реципиента
См. список литературы внизу.
Литература:
1. Гавра, Д. П. Основы теории коммуникации: учебник для академического бакалавриата /
Д. П. Гавра. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 282 с. - Режим
доступа: https://www.biblio-online.ru/book/D33B5A6A-CBDA-420A-A17C-E1F5179DBB3A
2. Иеронова И.Ю. Введение в теорию коммуникации [Электронный ресурс]: учебное
пособие / И.Ю. Иеронова. — Электрон. текстовые данные. — Калининград: Балтийский
федеральный университет им. Иммануила Канта, 2006. — 135 c. — 5-88874-749-1. —
Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/23829.html
3. Основы теории коммуникации: учебник и практикум для академического бакалавриата /
Т. Д. Венедиктова [и др.]; под ред. Т. Д. Венедиктовой, Д. Б. Гудкова. — М.: Издательство
Юрайт, 2018. — 193 с. — Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/AED74604-
151A-4E99-B405-163B0931EC5D
4. Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации. М.: КНОРУС, 2010. — 256 с.
Дополнительная литература, в т.ч. из ЭБС:
1. Основы теории коммуникации [Электронный ресурс]: методические рекомендации к
учебному курсу /. — Электрон. текстовые данные. — Липецк: Липецкий государственный
технический университет, ЭБС АСВ, 2012. — 28 c. — 2227-8397. — Режим доступа:
https://www.iprbookshop.ru/17763.html
2. Назарчук А.В. Теория коммуникации в современной философии [Электронный ресурс]:
учебник / А.В. Назарчук. — Электрон. текстовые данные. — М.: Прогресс-Традиция, 2009.
— 320 c. — 5-89826-299-7. — Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/7208.html
3. Коноваленко, М. Ю. Теория коммуникации: учебник для академического бакалавриата /
М. Ю. Коноваленко, В. А. Коноваленко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство
Юрайт, 2018. — 415 с. — Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/FA9A14C4-
7F46-4501-9F67-820333CA7155
4. Гузикова, М. О. Основы теории межкультурной коммуникации: учебное пособие для
академического бакалавриата / М. О. Гузикова, П. Ю. Фофанова. — М.: Издательство
Юрайт, 2017. — 121 с. — Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/4FB266A8-
D7E7-447B-B2C6-D63C26E7A2AA
5. Конецкая В. П. Социология коммуникации: Учебник. — М.: Междунар. ун-т бизнеса и
управления, 1997.
6. Мечковская Н.Б. Семиотика: язык. Природа. Культура: курс лекций.- 2-е изд., Москва:
Академия, 2007.
7. Петров Л. В. Массовая коммуникация и культура. Введение в теорию и историю. —
СПб., 1999.
8. Резаев А. В. Парадигмы общения. Иванов, 1995.
9. Политические коммуникации: учебное пособие / под ред. А. И. Соловьева. – Москва:
Аспект Пресс, 2004. – 332 с.
10. Петров Л. В. Массовая коммуникация и культура. Введение в теорию и историю. —
СПб., 1999.
11. Соколов А. В. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб., 1996.
12. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. СПб., 2002
13. Фирсов Б. М. Пути развития средств массовой коммуникации (социологическое
наблюдение). СПб., 1997.
Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:
1. elibrary.ru – Научная электронная библиотека «eLIBRARY.ru».
2. cyberleninka.ru – Научная электронная библиотека «КиберЛенинка».
3. socionet.ru – Научная информационная система «Соционет».
4. www.iprbookshop.ru – Электронно-библиотечная система «IPRbooks».
5. e.lanbook.com – Электронно-библиотечная система Издательства «Лань».
6. www.biblio-online.ru – ЭБС «Юрайт».
7. znanium.com – ЭБС Znanium.
8. www.studentlibrary.ru – ЭБС «Консультант студента».
Экзаменационные вопросы
1. Мифы и религиозные представления о вертикальной коммуникации Бога и
человека.
2. Древнегреческие философы о формах общения, софистика, мойевтика и диалог.
3. Диалектика, логика и наука о языке как основы теории коммуникации.
4. Развитие предпосылок теории коммуникации в Западной Европе.
5. Обыденное и научное понятие коммуникации.
6. Социальные функции коммуникации.
7. Объект и предмет теории коммуникации.
8. Основные формы коммуникации.
9. Понятие и типология коммуникативных действий.
10. Философские и повседневные смыслы коммуникации.
11. Герменевтические аспекты коммуникационного понимания.
12. Понятие и структура знака. Модели Фреге и Соссюра.
13. Модель социальной коммуникации Ньюкомба.
14. Понятие и структура знака. Модель Пирса.
15. Три формы понимания в философии, социологии и психологии.
16. Понимание в контексте социального пространства и времени.
17. Диалог как основной инструмент коммуникативной деятельности.
18. Виды и уровни коммуникационной деятельности.
19. Сотрудничество и конфликты в коммуникационной деятельности.
20. Управление как метод коммуникации.
21. Подражание и социально-психологические аспекты коммуникации Г. Тард.
22. Отличительные особенности микрокоммуникаций, коммуникаций среднего уровня
и макрокоммуникаций.
23. Естественные и искусственные, вербальный и невербальный каналы коммуникации.
24. Объяснить закон кумуляций коммуникационных каналов.
25. Функции информационного подхода.
26. Социальная информация и ее виды.
27. Информационная деятельность и информационное обслуживание.
28. Семантический треугольник. Объяснить смыл и содержание денотации и
коннотации.
29. Мифологическое сознание и символизм.
30. Диалектические принципы структурализма.
31. Бинарные оппозиции Леви Стросса. Пограничные ритуалы.
32. Корпоративные коммуникации и культура.
33. Базовые идеологические системы коммуникаций: господствующая, оппозиционная,
компромиссная.
34. Понятие коммуникативной личности. Параметры коммуникативной личности.
35. Социальные, демографические, социокультурные, этнические факторы
коммуникаций.
36. Контент-анализ - метод изучения содержания сообщений.
37. Опрос как метод изучения эффективности передачи информации.
38. Семантический дифференциал как инструмент выявления рождения смысла у
реципиента.
39. Рекламная деятельность как технология создания сообщений.
40. Методы убеждения и воздействия.
41. Теории массовой коммуникации
42. Вклад немецкой классической философии в развитие теории коммуникаций
43. Становление информационно-коммуникативного общества в России
44. Информационная концепция коммуникации