Молитва как психотерапевтическая метафора




По Вацлавику [9], метафора — это язык правого полушария мозга. И психотерапия (а именно в этом плане мы рассматриваем практику молитвы), если она должна вести к существенному изменению, должна обращаться к процессам «правого мозга». Мы владеем как бы двумя языками, языками правого и левого полушария: «Один, которым, к примеру, выражается данное предложение, является объективным определяющим, рассудочным, логическим и аналитическим; это язык причинности, исследования, объяснения и интерпретации, то есть язык большинства направлений психотерапии. Другой язык — его очень трудно определить, в особенности потому, что он является языком определений. Его можно назвать языком образности, метафоры, pars pro toto, символов, синтеза и общности, но никак не аналитического анализа». Процессы, ответственные за изменения, «второго порядка» (это все то непреодолимое, с чем приходят пациенты к врачу), проявляются именно в правом полушарии. Чтобы войти в правое полушарие, необходимо блокировать левое. Левое полушарие является подобием логического стража, удерживающего проблеморазрешающую систему индивида в определенно обозначенных рамках. Однако при изменении обстоятельств эффективность его нарушается. И тогда приходит черед изменениям второго порядка.

Метафоры сами по себе являются средством, предназначенным для развития изменений второго порядка; в сочетании с ИСС, они могут быть более эффективны, чем при использовании их в обыденном состоянии сознания.

Еще раз подчеркнем, что терапевтическая метафора (которой является молитва) — это послание на нескольких уровнях. Первое сообщение, явное, обращенное к сознанию человека. Второе, скрытое, является предложением, адресованным его бессознательному. Недирективный подход предлагает человеку реальный выбор, т. к. второй смысл может быть, и принят, и не принят. Метафора имеет более или менее точную цель, очень активизирующую, если она проходит на уровне бессознательного.

Важно отметить, что во многом молитва является процессуальной техникой [11]. Важное сообщение такой метафоры связано не с программированием на определенные действия или поведение, а на активизацию процесса внутренней трансформации.

Важно обратить внимание, что молитва является составной метафорой — когда содержательный текст интегрируется с некой содержательной, понятной на уровне тела, идеей [4].

Палама в «Триадах... » дает лаконичные указания о ней. Сюда входят общие указания (как то: «надлежит при упражнении в молитве всячески утруждать свое тело постом, бодрствованием и т. п. доставлять телу скорби), и подробные, скурпулезные рекомендации о положении тела, о контроле за дыханием и телесными чувствами во время молитвы.

Дыхание и телесные чувства являются мостом, через который, тело воздействует на сознательное и бессознательное (Рис. 2).

Рис. 2

Многие практики наведения транса, не предусматривают прямого включения тела в этот процесс. В последнее время довольно широкое применение получила телесно — ориентированная терапия — ряд техник, которые вовлекают тело в трансовую работу.

Резюме

Таким образом, мы показали, что рассмотренная нами молитва обладает следующими особенностями:

1). Способствует трансформации ряда психологических и соматических проблем (тревога, депрессия и т. д.). В целом, механизмы трансдеривантного поиска показали свою эффективность при работе с целым рядом ситуаций: от проблем, связанных с самоуважением, самоутверждением и поиском места в жизни до соматических заболеваний, неврозов, детского энуреза, алкогольной, табачной, наркотической зависимости, СПИДа [1].

2). Ориентирует на гармонизацию.

3). Имеет процессуальную направленность. Недирективна. Структура молитвы ориентирована на не директивное воздействие, предполагает право выбора, высокий уровень эмпатии и широкое поле для развития личности:

а) выстраиваются отношения отец — сын (дочь), говорящие о доверии и глубоком общении, которое бывает между человеком и человеком,

б) применения не директивных косвенных вербальных конструкций, которые принимаются человеком или нет на фоне «депотенциализации» левого полушария при ИСС

в) терапевтическая метафора и как всякая метафора — это сообщение на двух уровнях, второй скрытый смысл которого бессознательное человека принимает или нет.

4). Призывает к внутреннему движению. При разборе молитвы по предикатам, отмечалось, что они являются побуждающими к действию, активизирующими. Сама терапевтическая метафора имеет активизирующую цель. Задумаемся теперь, что несут нам православные тексты, в том числе тексты молитв. Это понятия о высшей духовности, высших ценностях, смыслах, высшей нравственности и любви. И если человек принимает скрытый смысл, то происходят как терапевтические изменения, так и личностное и духовное развитие.

5). обладает свойством временной и социальной динамики

Интересно, что некоторые из указанных особенностей (недирективность, структура отношений с Богом, самоуважение, динамика и активность позиции) может расходиться с идеологией некоторых христианских и православных направлений. Еще раз отметим, что наше исследование не имеет целью проводить анализ религии с идеологических или теологических позиций. На наш взгляд само содержание текста и те сообщения, которые он несет на нескольких уровнях, могут иметь самостоятельную ценность.

Отметим, что мы затронули лишь небольшой пласт молитвенной практики, и провели лишь обзорное исследование, связанное с постановкой задач и определением проблемного поля дальнейших работ.

Тема содержит много аспектов: это и изменение убеждений с помощью трансформации логических уровней, и плацебо — эффект, это и выход на более глубокие уровни экзистенционального понимания себя и многое другое.

Исключительно важным вопросом является и степень воздействия молитвы на конкретного человека. Такое воздействие зависит как от структуры личности, так и от контекста всего ритуала и его восприятия личностью. Более подробный анализ этого вопроса – тема отдельной работы.

Отметим также, что на наш взгляд, ряд аспектов религиозной практики не может быть адекватно описан с позиции трансовых конструкций или моделей традиционной психологии. Некоторые подходы к анализу религиозных практик с позиции структуры сознания изложены нами в [10].

Исследования традиционных религиозных традиций и ритуалов может дать исключительно ценный материал для глубокого понимание личностной трансформации, а также роли социума и религии в ней.

Список литературы

Беккио Ж. Жюслен Ш. Новый Гипноз, М. 1998.

Спаркс М. Начальные навыки эриксоновского гипноза, Воронеж, 1995.

Баркер Ф. Использование метафор в психотерапии, Воронеж, 1995.

Щербаков М. Поздняков В. Методическое пособие Интегральная телесная терапия, М. 1997.

Гиллиген С. Терапевтические трансы, М. 1997.

Гриндер Д. Бендлер Р. Из лягушек — в принцы, Екатеринбург, 1998.

Вацлавик П. Язык изменений, Нью-Йорк, 1978.

Хоружий С. Диптих безмолвия, М. 1991.

Ван дер Харт, Ритуалы в психотерапии: период и продолжительность, Нью-Йорк, 1983.

Щербаков М. А. 7 Путешествий в структуру сознания. (монография) М. 1998, 244с.

Щербаков М., Интегральная телесная терапия — новый взгляд на процесс и результат, в сб. Вопросы психологии и развития личности. М., 1, 99

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: