Если проверка не состоялась




Основания для проверок

Лицензионный контроль за УК МКД проводится по нормам Законов N 294-ФЗ и N 99-ФЗ, с особенностями, установленными ч. 3 ст. 196 ЖК РФ (ч. 1 ст. 196 ЖК РФ, ч. 1 ст. 19 и п. 4 ч. 4 ст. 1 Закона N 99-ФЗ, п. 2 ч. 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ). Руководствуясь этим, органы ГЖН (а вслед за ними и суды) "черпают" основания для внеплановых проверок УК МКД из всех трех указанных законов (тем более, что они частично пересекаются), и проводят проверки по основаниям ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, ч.ч. 2 и 10 ст. 19 Закона N 99-ФЗ и ч. 3 ст. 196 ЖК РФ.

Юридический анализ норм этих законов приводит нас к выводу, что для выездных и документарных внеплановых проверок УК МКД существуют свои "отдельные" основания, при этом основания для документарных и основания для выездных совпадают лишь частично. Так, ч. 6 ст. 19 Закона N 99-ФЗ ограничивает основания для выездных внеплановых проверок лицензиатов лишь теми, что прямо установлены ч. 10 ст. 19 данного же Закона. Еще два основания для внеплановых выездных проверок установлены ч. 3 ст. 196 ЖК (это следует из анализа ч. 3 ст. 196 ЖК РФ - она отменяет требования о согласовании проверок с прокуратурой, а такое согласование в принципе может понадобиться только для выездных проверок, см. ч. 5 ст. 10 Закона N 294-ФЗ); причем эти дополнительные основания из ЖК РФ не противоречат ч. 6 ст. 19 Закона N 99-ФЗ, поскольку "разрешены" ч. 1 ст. 19 и п. 4. ч. 4 ст. 1 этого же закона. Кроме того, любые внеплановые проверки могут проводиться в отношении УК МКД, которые переоформляют свою лицензию (ч. 2 ст. 19 Закона N 99-ФЗ). С 11 июля 2018 года орган ГЖН проводит внеплановые проверки, если от иного лицензиата либо ЖСК, ТСЖ ему поступила информация о том, что договор управления МКД с проверяемой УК прекращен или расторгнут и заключен с иным лицензиатом, либо изменен способ управления МКД (ч. 3 ст. 198 ЖК РФ). Такая проверка проводится лишь в том случае, если "прежняя" УК отмалчивается и не сообщает о расторгнутом/прекращенном договоре управления.

Таким образом, выездные проверки лицензиатов (УК МКД) должны проводиться:

- для контроля ранее выданного предписания (п.п. 1 и 4 ч. 10 ст. 19 Закона N99-ФЗ, ч. 3 ст. 196 ЖК РФ);

- по информации о нарушении УК МКД лицензионных требования, в том числе о грубом нарушении (п. 2 ч. 10 ст. 19 Закона N 99-ФЗ, ч. 3 ст. 196 ЖК РФ);

- по поручению Президента или Правительства РФ (п. 5 ч. 10 ст. 19 Закона N 99-ФЗ);

- по распоряжению главного жилинспектора РФ (ч. 3 ст. 196 РФ);

- в отношении соискателя лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии (ч. 2 ст. 19 Закона N99-ФЗ, см. также письмо Минстроя РФ от 16.02.2018 N 6437-ОГ/06).

На практике органы ГЖН проводят выездные внеплановые проверки и по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, например, по жалобе потребителя или по требованию прокурора, причем суды руководствуются только нормами Закона N 294-ФЗ и не усматривают никаких нарушений (например, постановления Двадцать первого ААС от 18.12.2017 N 21АП-2294/17, Двенадцатого ААС от 30.11.2017 N 12АП-12469/17, Оренбургского облсуда от 22.09.2017 делу N 4А-505/2017, Волгоградского облсуда от 07.03.2017 по делу N 4А-197/2017, решения АС Курганской области от 15.12.2017 по делу N А34-9487/2017, АС Хабаровского края от 27.10.2017 по делу N А73-15344/2017, АС Московской области от 04.04.2017 по делу N А41-74446/2016 и от 28.11.2017 по делу N А41-85161/2017, АС г. Санкт-Петербурга и ЛО от 19.04.2017 по делу N А56-10528/2017). Впрочем, как следует из текстов судебных актов, сами УК МКД не обращают внимание суда на нарушение норм Закона N 99-ФЗ, хотя проведение выездной внеплановой проверки без законных оснований для ее проведения является грубым нарушением, которое отменяет результаты этой проверки (п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ).

Проведение внеплановой выездной проверки, если нет оснований для ее проведения, является грубым нарушением, влекущим отмену результатов проверки (п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ). Проведение документарной внеплановой проверки без оснований к таким нарушениям не относится и отмену результатов проверки не влечет (ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ).

Примечание.

Проводить проверку по анонимной жалобе запрещено (ч. 3 ст. 10 Закона N 294-ФЗ), это грубое нарушение, которое влечет отмену результатов проверки (п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ, постановление Седьмого ААС от 12.05.2017 N 07АП-1355/17). Если жалоба не содержит подписи (или иных идентификаторов, в том числе печати обратившейся организации), но проверяющим удалось каким-то образом установить личность обратившегося, то орган ГЖН обязан отдельно доказать этот факт, иначе суд признает проверку незаконной (постановления Четвертого ААС от 25.04.2017 N 04АП-1588/17, Девятого ААС от 17.02.2017 N 09АП-269/17, решения АС Московской области от 23.12.2015 по делу N А41-75493/2015 и от 02.10.2015 по делу N А41-34376/2015, АС Республики Бурятия от 10.10.2016 по делу N А10-2465/2016, АС Калининградской области от 30.03.2015 по делу N А21-10435/2014). Если жалоба коллективная, но некоторые из подписавшихся впоследствии откажутся от своих подписей, жалоба не признается анонимной (постановление Третьего ААС от 21.04.2017 N 03АП-1293/17).

Кроме того, с 1 января 2017 года проверку разрешено проводить только по таким электронным обращениям и заявлениям, которые были направлены с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации (ч. 3 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).

Срок проверок

Срок проведения внеплановой - выездной ли, документарной - проверки не должен превышать 20 рабочих дней (ч. 1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ).

Специального сокращенного срока для внеплановых проверок субъектов малого предпринимательства не предусмотрено (ч. 2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ).

Приостановить внеплановую проверку УК МКД также нельзя (ч. 2.1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ).

Продлевать сроки проведения внеплановой проверки УК запрещено (ч. 3 ст. 13 Закона N 294-ФЗ).

Превышение сроков проведения внеплановых проверок является грубым нарушением, которое влечет отмену результатов проверки по заявлению УК (ч. 1, п. 5 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ).

Уведомление о внеплановых проверках

Органы ГЖН не обязаны заранее предупреждать УК о внеплановой проверке, кроме проверок по требованию прокурора:

- это прямо предусмотрено в ч. 3 ст. 196 ЖК РФ для проверок по основаниям, указанным там же, то есть по п.п. 1, 4, 5 ч. 10 ст. 19 Закона N 99-ФЗ (по контролю исполнения предписания и по поручению Правительства или Президента РФ), по поступившим сообщениям о нарушении лицензионных требований и по приказу главного жилинспектора РФ;

- для проверок по основанию п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ (по жалобе потребителя, а равно по сведениям о причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, о возникновении ЧС или угрозе указанного вреда), это прямо предусмотрено ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ;

- для проверок по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 10 ст. 19 Закона N 99-ФЗ (сообщения о грубом нарушении лицензионных требований) это разрешено ч. 13 ст. 19 Закона N 99-ФЗ. Перечень грубых нарушений лицензионных требований установлен п. 4.1 Положения N 1110.

Единственная внеплановая проверка, о которой орган ГЖН обязан предупредить УК МКД, - это проверка, организованная по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (п. 3 ч. 2 ст. 10 Закона N294-ФЗ): о ней необходимо известить не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе по электронной почте по адресу E-mail, указанному в ЕГРЮЛ, с применением УКЭП (ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ). Однако напомним, что законность упомянутого основания вызывает сомнения.

В действительности ГЖН иногда предупреждает о выездной внеплановой проверке - с целью обеспечить присутствие должностных лиц УК на месте.

О проведении внеплановой документарной проверки УК МКД, фактически, тоже извещаются, при этом Верховный Суд РФ высказал правовую позицию, что уведомлять о ней можно и позднее, чем за сутки до начала: например, в рассмотренном деле УК была уведомлена о проверке в день ее проведения, перед получением предписания (определение от 04.04.2019 N 305-КГ18-4342).

Согласование внеплановых проверок с прокуратурой

Органы ГЖН не обязаны согласовывать внеплановые выездные проверки с прокуратурой, проводимые по следующим основаниям:

- для проверок по основаниям, предусмотренным п.п. 1, 4, 5 ч. 10 ст. 19 Закона N 99-ФЗ (для контроля предписания и по поручению Правительства/Президента РФ), а также по поступившим сообщениям о нарушении лицензионных требований и по приказу главного жилинспектора РФ (это прямо установлено в ч. 3 ст. 196 ЖК РФ). Сюда же, очевидно, можно отнести проверки по п.п. "а" и "б" п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ (по фактам причинения или угрозы причинения вреда), поскольку они неминуемо предполагают нарушение лицензионных требований и, следовательно, применение ч. 3 ст. 196 ЖК РФ;

- для проверок по основанию, предусмотренному пп. "в" п. 2, п. 3 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ (по жалобе потребителя и по просьбе прокуратуры), поскольку это не установлено ч. 5 ст. 10 Закона N 294-ФЗ.

Однако органы ГЖН вправе проводить проверки по основанию п. 2 ч. 10 ст. 19 Закона N 99-ФЗ, то есть по сообщениям о грубом нарушении лицензионных требований (перечень грубых нарушений установлен п. 4.1 Положения N 1110). Существует правовая неопределенность в вопросе о том, следует ли согласовывать с прокуратурой выездные проверки по жалобам на грубое нарушение лицензионных требований:

- с одной стороны, ч. 6 и ч. 12 ст. 19 Закона N 99-ФЗ прямо требуют такого согласования, а Закон N 99-ФЗ применим к лицензионным проверкам УК МКД (ч. 1 ст. 196 ЖК РФ);

- с другой стороны, положения ч. 3 ст. 196 ЖК можно трактовать в том смысле, что все проверки по факту нарушения лицензионных требований освобождаются от согласования с прокуратурой, независимо от того, являются ли эти нарушения грубыми или негрубыми.

Внеплановые же документарные проверки в принципе не подлежат согласованию с прокуратурой: этого не требует ни ст. 10 или 11 Закона N 294-ФЗ, ни ст. 19 Закона N 99-ФЗ, ни ч. 3 ст. 196 ЖК РФ.

Процедура

Еще перед самой проверкой, точнее - перед изданием приказа о проведении внеплановой проверки, орган ГЖН может (но не обязан) провести так называемую "предварительную" проверку поступившей информации" (ч. 3.2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ). Такая предварительная проверка проводится, если в орган ГЖН поступило заявление о нарушениях, однако в этом заявлении нет достоверной информации об УК либо мало данных, однозначно указывающих на нарушение лицензионных требований. В ходе предварительной проверки ГЖН вправе запросить, в том числе устно, у заявителя или УК дополнительные сведения, пояснения и документы. Отвечать на такие запросы ГЖН, в принципе, необязательно, никакой ответственности за это не предусмотрено. Орган ГЖН вправе проверить веб-сайт УК и его странички на порталах www.reformagkh.ru и www.dom.gosuslugi.ru.

Если такая предварительная проверка выявит нарушения, привлекать за них орган ГЖН не будет, а назначит внеплановую проверку (п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).

Если не будет выявлено никаких следов нарушений (то есть будут установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в заявлении), или выяснится его анонимность, то предварительная проверка прекращается, внеплановая не назначается (ч. 3.4 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).

А вот если у органа ГЖН есть (или должны были появиться) обоснованные сомнения в авторстве жалобы, то он обязан принять разумные меры к установлению обратившегося лица (ч. 3 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, постановление Седьмого ААС от 12.05.2017 N 07АП-1355/17).

Процедура самой внеплановой проверки сильно зависит от ее вида. О выездной внеплановой проверке орган ГЖН может предупредить накануне - чтобы на месте точно был кто-то из УК. Но может не предупреждать и появиться внезапно (см. ч. 3 ст. 196 ЖК РФ). Затем инспектор предъявит удостоверение, копию и подлинник приказа на проверку (ч. 4 ст. 12 Закона N 294-ФЗ). Копию оставят проверяемой УК. После этого инспектор приступит к осмотру, посещению, обследованию интересующей его территории или МКД, помещений в МКД, в том числе жилых - с согласия их собственников. Ко всем этим объектам инспектор ГЖН имеет право беспрепятственного доступа (ч. 5 ст. 12 Закона N 294-ФЗ, ч. 2 ст. 196 и п. 2 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ). Инспектор также вправе потребовать ознакомления с необходимыми документами УК - если только непосредственно перед выездной не было документарной проверки и эти документы уже представлялись в орган ГЖН (ч. 10 ст. 11 Закона N 294-ФЗ).

Документарная внеплановая проверка начинается с получения письма ГЖН с требованием предоставить документы по перечню и приложением копии приказа на проверку (ч. 4 ст. 11 Закона N 294-ФЗ). Истребуемые документы в виде заверенных копий необходимо представить в ГЖН в течение 10 рабочих дней (ч. 5, ч. 6 ст. 11 Закона N 294-ФЗ). В дальнейшем орган ГЖН может попросить дополнительные материалы, документы, объяснения (ч. 8, 9 ст. 11 Закона N 294-ФЗ). Но если орган ГЖН для целей проверки ограничится только документами, которые у него и так есть или представлены жалобщиком, то о проведении такой проверки УК может узнать только из акта проверки.

По завершении проверки составляется акт проверки (ч. 1 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). Обычно для его составления и вручения руководителя УК вызывают непосредственно в орган ГЖН (ч. 4 ст. 16 294-ФЗ). Если УК давала свое согласие на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора), то акт могут выслать по электронной почте.

Если проверка не состоялась

Если орган ГЖН прибыл к месту проведения выездной внеплановой проверки УК, но провести эту оказалось невозможно, то:

- орган ГЖН составляет акт о невозможности проведения проверки с указанием причин невозможности;

- в ближайшие три месяца орган ГЖН вправе принять решение о проведении в отношении этой УК "новой" внеплановой выездной проверки без предварительного уведомления УК (ч. 7 ст. 12 Закона N 294-ФЗ).

Это правило действует только в случаях, если провести проверку было невозможно из-за перечисленных в законе обстоятельств (ч. 7 ст. 12 Закона N 294-ФЗ):

- из-за отсутствия руководителя или иного должностного лица УК,

- из-за активного или пассивного сопротивления проверяющим (любые такие действия или бездействие руководства или работников УК),

- в связи с фактическим неосуществлением УК лицензионной деятельности.


 

Примерная форма ходатайства о проведении органом ГЖН внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания органа ГЖН

Настоящая форма разработана в соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"

В [ наименование органа государственного
жилищного надзора
]
адрес: [ вписать нужное ]

от [ наименование управляющей организации,
осуществляющей деятельность по управлению
многоквартирными домами
]
адрес: [ вписать нужное ]
телефон/факс: [ вписать нужное ]
адрес электронной почты: [ вписать нужное ]

Ходатайство
о проведении органом государственного жилищного надзора внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания органа государственного жилищного надзора

[ Число, месяц, год ] [ наименование органа государственного жилищного надзора ] в адрес [ наименование управляющей организации ] вынесено предписание N [ значение ] об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, срок исполнения которого [ указать срок ].

В соответствии с пунктом 4 части 10 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" прошу провести внеплановую выездную проверку в целях установления факта досрочного исполнения указанного предписания.

[ должность, подпись, инициалы, фамилия ]

[ число, месяц, год ]

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: