А.В. Кисляков,
заведующий кафедрой воспитания и дополнительного образования ГБУ Д ПО ЧИППКРО
ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Стремительные изменения во всех сферах жизни общества – социальной, экономической, политической и духовной, ставят перед системой образования новые трудные задачи, от решения которых зависит возможность сохранения и преумножения интеллектуального и культурного потенциала страны. Одной из приоритетных задач является обучение и развитие одаренных, талантливых детей.
Большие возможности для решения данной проблемы, удовлетворения индивидуальных, личностных потребностей, приобретения опыта могут предоставить ребенку учреждения дополнительного образования.
Дополнительное образование является важнейшей составляющей образовательного пространства: оно социально востребовано, обладает особым развивающим потенциалом для разных категорий детей, в том числе и для одаренных или мотивированных к обучению детей, так как предоставляет возможность ребёнку права выбора образовательной области, вида, типа и формы деятельности, образовательной программы, объёма учебного материала и темпа его освоения, обеспечивает успех в избранной сфере деятельности и способствует развитию творческих способностей.
Организация работы педагогического коллектива МБУ ДО "Центр гуманитарного развития детей и молодежи «Орбита» г. Челябинска" по обучению и развитию одаренных детей осуществляется при поддержке ГБУ ДПО ЧИППКРО в рамках реализации совместного научно–прикладного проекта на тему: «Совершенствование индивидуальной методической системы педагогов дополнительного образования, взаимодействующих с детьми, имеющими особые образовательные потребности». Организация данной работы направленно на создание специальных условий:
|
– разработка программно–методического обеспечения, реализуемых дополнительных общеобразовательных программ различной направленности, адаптированных для данной категории детей;
– психолого–педагогическое сопровождение и поддержка одаренных детей, основанное на развитии индивидуальной методической системы педагога по взаимодействию с одаренными детьми в процессе разработки и реализации ими индивидуальных образовательных маршрутов;
– создание развивающей образовательной среды, предусматривающей использование в организации образовательного процесса активных методов обучения (исследовательские и творческие проекты, мастер-классы и творческие лаборатории, имитационные игры и игровые практикумы), а также целесообразное использование современного электронного оборудования, электронных образовательных ресурсов;
– организация системы сетевого взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации, обеспечивающего повышение качества реализации дополнительных общеобразовательных программ.
Особая роль в сопровождении одаренных детей отводится формированию у педагога дополнительного образования позиции тьютора.
Тьюторство в современном образовании – это новая педагогическая позиция, в основе которой лежит принцип индивидуализации: обучение строится на постоянном рефлексивном соотнесении достижений одаренных детей в настоящем времени с их интересами и устремлениями в будущем.
|
Главным инструментом в работе педагога – тьютора является индивидуальная образовательная программа, которая постоянно уточняется и корректируется в зависимости от успехов одаренных учащихся. Одаренным детям предоставляется возможность самостоятельно совершить некую «образовательную пробу», результаты которой и будут предметом совместного анализа. Также в арсенале тьютора имеется и целый пакет технологий открытого образования: технологии проектирования, исследовательские методы, дебаты, образовательный туризм, портфолио, творческие мастерские, технологии открытого пространства и социокультурные игры.
Тьютор создаёт избыточную образовательную среду, насыщенную множеством предложений, которые потенциально могут быть интересны одаренным детям, затем он сопровождает так называемую «навигацию» движения в этом пространстве предложений, обсуждая при этом различные стратегии с участниками образовательного процесса: одаренными детьми и их родителями, администрацией и педагогическими работниками организации дополнительного образования.
Таким образом, дополнительное образование обладает особым развивающим потенциалом для одаренных или мотивированных к обучению детей, способствует раскрытию потенциальных возможностей личности ребенка, полноценному его развитию в личностном и познавательном плане, создает условия для максимально возможного и эффективного обогащения им образовательных возможностей.
Публикация материала: Пудеева Е.А., Кисляков А.В. Обучение и развитие одаренных детей в условиях дополнительного образования / Региональные модели сопровождения и поддержки одаренных и перспективных детей: материалы VI Международной научно-практической конференции / Челяб. Институт перепод. и пов. квал. работ. образ.; под ред. А.В. Ильиной, Ю.Г. Маковецкой. – Челябинск: ЧИППКРО, 2016. - С 157 – 159.