Проблема – это то, что не устраивает нас в действительности, несоответствие желаемого с действительным.




Мастер-класс на тему

«Цель»

07.01.2013г.

Время проведения: 60 минут

Место: ДОЛ «Дзержинец», лагерь актива учащихся школ «КаЛИДЕРскоп»

Количество участников: 50 человек

Цель – ознакомить участников с понятием цели, технологией постановки цели.

Содержание:

1. Упражнение «Молекула»

2. Понятие цели, желания и мечты

3. Цель. Правила постановки цели.

Ожидаемый результат: осознание того, что такое цель, чем она отличается от желания и мечты, овладение технологией поставки цели.

 

Упражнение «Молекула» (20 минут)

Сейчас вам необходимо начать хаотично двигаться и по моему сигналу встать в пару. В паре в течение 3-х минут обсуждается тема, которую я задаю. Беседуйте в свободной форме. Постарайтесь внимательно выслушать и поподробней расспросить друг друга. Итак,

 

Темы для обсуждения:

· В детстве я мечтал(-а) стать…..

· Мое самое необычное желание…..

· Чего я хочу достичь в будущем, например, через 5 лет….

· Что мне доставляет огромное удовольствие…….

· В каких сферах жизни я бы хотел усовершенствоваться……

· Что бы я хотел(-а) в себе изменить…….

· Моя мечта ……

Поблагодарите, своего собеседника. Заканчиваем упражнение. Рассаживаемся по местам.

 

Понятие цели, желания и мечты (10 минут)

После того, как мы пообщались по поводу наших планов, желаний, целей, мечты. Нам бы хотелось, чтобы вы дали определения этим понятиям (желание, мечта, цель).

Ведущий задаёт вопрос участникам: «Что такое желание?»

Участники отвечают

 

Желание - Внутреннее влечение, стремление к осуществлению чего-н., обладанию чем-н. Иметь ж. (желать)

 

Ведущий задаёт вопрос участникам: «Что такое мечта?»

Участники отвечают

 

Мечта - создаваемый воображением образ желаемого.

 

Ведущий задаёт вопрос участникам: «Что такое цель?»

Участники отвечают

 

Цель - идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности и путей его достижения с помощью определенных средств; предмет стремления, то, что надо желательно осуществить.

 

Цель. Правила постановки цели (30 минут)

 

Цель не может появиться сама по себе. Она всегда вытекает из проблемы.

 

Что такое проблема? (ребята отвечают)

Проблема – это то, что не устраивает нас в действительности, несоответствие желаемого с действительным.

В проблеме всегда есть конфликт. Например, не могу смириться с тем, что Марья Ивановна поставила мне двойку (хочу смириться, но не могу, конфликт есть). Для сравнения: получил двойку (констатация факта, конфликта тут нет).

Теперь, когда мы поняли, что нас не устраивает, мы должны понять, чего мы хотим, что мы хотим изменить. Определив проблему, мы ставим перед собой цель.

 

Что такое цель?

Ребята ещё раз повторяют

 

Для чего необходимо ставить цель? (ребята дают свои варианты ответа)

 

Грамотно поставленная цель выполняет сразу три функции:

Во-первых, она помогает правильно направлять усилия. Если мы не знаем, куда идём, вряд ли мы придём, а если и придём, то понесём огромные убытки (рисунок кратчайшее расстояние между двумя точками - прямая).

Во-вторых, она позволяет оценивать успешность действий. Зная, к чему мы стремимся, можно при каждом шаге оценить, насколько мы приближаемся к цели.

В-третьих, достижение цели приносит позитивные эмоции, которые служат положительным подкреплением, закрепляющим конструктивную модель поведения.

 

По временным рамкам цели структурируют следующим образом:

1. Цель - мечта. Ориентация на десятилетия, а то и на всю жизнь. Например: "Я хочу стать человеком, обладающим всеми полезными в жизни знаниями и умениями". Эту цель трудно поставить четко. Когда пройдет время, изменитесь и вы, и мир. Но все же ее полезно иметь на горизонте.

2. Долговременная цель. "Выучить английский до разговорного уровня за 3 года", "Научиться водить автомобиль за 1 год" и так далее. Этот уровень более конкретен, но и здесь есть некоторая неопределенность, поскольку мы вынуждены планировать действия, о которых знаем еще слишком мало.

3. Промежуточная цель. Это не то, что вам нужно непосредственно, но как раз этот уровень планирования позволяет оценивать успешность продвижения к более крупным целям. Например: "выучить правила дорожного движения за 1 месяц".

4. Краткосрочная цель. То, что надо делать прямо сейчас. Эти задачи можно записывать в еженедельник. Например: "выучить 5 карточек". Краткосрочные цели помогают планировать день, неделю. Близкие цели, суммируясь, образуют более дальние и крупные. Достигнув одного рубежа, вы уже знаете, каким будет следующий. Но время от времени их все надо пересматривать - ведь вы, что-то узнали, стали мудрее, изменились.

 

Правила постановки цели:

- Цель должна быть направлена на решение проблемы.

- Цель всегда одна.

- Для того, чтобы вы могли однозначно понять, достигнута цель или нет, она должна быть достаточно четкой. Например, если вы зададитесь целью повысить свой профессиональный уровень в полтора раза, то вряд ли вам удастся объективно проконтролировать этот рубеж. В этом случае правильно поставленной будет, например, такой вариант: "Научиться управлять людьми", "Изучить всю теорию лидерства" или "Научиться слушать и слышать".

- Не пытайтесь понять, как вы своей цели будете достигать. Тут главное - её сформулировать. Вы своей цели достигнете (если все пункты до этого были выполнены в нужном порядке). Отвлечение на то, как достигать цели может привести к её изменению, а, значит, цель будет не «истинная».

- Необходимо устанавливать чёткие сроки, в которые должна быть достигнута цель, чтобы подталкивать себя, не дать себе «слабинку».

- Цель должна быть сформулирована в положительном ключе, отражать не борьбу с чем-то, а стремление к чему-то. Например, не избавиться от мусора, а навести чистоту.

- Сложность цели должна быть оптимальной - значительной, но выполнимой. Если вы поставите перед собой задачу невыполнимую, то вы имеете много шансов закрепить в своем подсознании модель поведения, направленную на неуспех. Однако слишком простая цель тоже не хороша. Ее достижение не принесет удовольствия, чувства преодоления. Так что сложность цели должна быть оптимальной. В случае же, если вас все же постигла неудача, извлеките положительные уроки и из нее: проанализируйте, что было не так? вы прилагали недостаточно усилий? Или шли неверным путем? Или поставленная задача оказалась сложнее, чем это представлялось вначале? В любом случае, сейчас вы знаете и умеете больше, чем раньше. Извлекайте положительные уроки и из отрицательного результата. Не останавливайтесь!

- Цель должна содержать действие, на это указывает глагол повелительного наклонения. Например, выучить английский язык за 3 года.

Дополнительно

Модель конструирования цели ТОТЕ (Test-Operate-Test-Exit). Поставив цель, мы бессознательно разрабатываем проверку (test), с помощью которой определяем, достигнута ли данная цель. Если нет – operate – действуем, что-либо изменяя в окружающей нас действительности для приближения к своей цели. Когда критерии проверки удовлетворены (test), - выход (exit) на следующий этап.

В модели ТОТЕ предполагается 7 шагов проработки и проверки цели. Они сформулированы в качестве вопросов.

Сейчас сформулируйте свою цель на ближайший год и запишите её на листочке. Я буду задавать вам вопросы, а вы согласно поставленной цели отвечайте на них и тоже записывайте.

 

Шаг 1. РЕЗУЛЬТАТ – формулируется вопросом «Чего я хочу добиться?».

Шаг 2. ПРИЗНАКИ – вопрос «Как я узнаю, что достиг цели? Что я при этом увижу? Услышу? Почувствую?» И постарайтесь не только представить, но и ощутить.

Шаг 3. УСЛОВИЯ – вопрос «Когда мне это желательно?». Помогает четче определить время, которое необходимо для достижения цели.

Шаг 4. СРЕДСТВА – «Что мне не достает, чтобы достичь цели? Чего мне не хватает?» Помогает определить ресурсы и их количество, необходимое для достижения цели.

Шаг 5. ОГРАНИЧЕНИЯ – «Что мешало мне достичь этой цели раньше?» Здесь идет акцент больше на сдерживающие факторы.

Шаг 6. ПОСЛЕДСТВИЯ – «Что произойдет, если я достигну цели? А если не достигну?» Помогает принять или не принять цель, понять приоритетность данной цели.

Шаг 7. ЦЕННОСТЬ – «Стоит ли эта цель моих усилий?» - проверка на экологичность.

Шаг 8. ГЛУБИННАЯ ЦЕЛЬ – «Если я достигну этой цели, что я достигну сверх того? Что мне даст достижение этой цели более того?» - определение состояния бытия:

· Человек что-то делает или достигает.

· Получает от других (в том числе оценку), Приобретение.

· Знание (Мудрость).

· Отношение.

А теперь переформулируйте свою цель с учётом правил, о которых мы говорили и своих ответов.

Кто хочет поделиться?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: