Общие положения
Научно-исследовательская практика проводится по окончании второго семестра магистерской подготовки студентов очной формы обучения, после прохождения соответствующих теоретических дисциплин. Ее продолжительность составляет 8 недель в количестве 432 часа для студентов очной формы обучения, в соответствии с учебными планами магистерской подготовки.
Практика может проводиться в органах государственной и муниципальной власти, а также в государственных, муниципальных, общественных, коммерческих и некоммерческих организациях, предприятиях и учреждениях, осуществляющих научную и практическую деятельность, на которых возможно изучение и сбор материалов, связанных с выполнением выпускной квалификационной работы.
Перед началом практики со студентами магистрантами проводится собеседование, на котором дается вся необходимая информация по прохождению научно-исследовательской практики.
Для прохождения практики для всех магистрантов назначаются преподаватели – кураторы от кафедры, а также кураторы от базы практики, под руководством которых магистранты проходят практику в трудовых коллективах.
Индивидуальная программа деятельности студента должна быть согласована с планом работы коллектива базы практики и обусловлена целями и задачами научно-исследовательской практики.
В подразделениях, где проходит практика, студентам выделяются рабочие места для выполнения индивидуальных заданий по программе практики.
В период практики студенты подчиняются всем правилам внутреннего распорядка и техники безопасности, установленным в подразделении и на рабочих местах.
По окончании практики студенты оформляют всю необходимую документацию в соответствии с требованиями программы практики.
|
Основные этапы и вопросы практики
Первый этап. Организационные и теоретические предпосылки прохождения практики.
- составление рабочего плана и графика прохождения практики;
- составление и изучение перечня нормативно-правовых источников по теме исследования.
- обобщение и критический анализ трудов отечественных и зарубежных специалистов по теме исследования;
- корректировка целей и конкретных задач исследования с учетом возможностей получения эмпирического материала по месту прохождения практики.
Второй этап. Исследование практики деятельности, органов власти, учреждений, предприятий и организаций в соответствии с темой магистерской диссертации:
- описание объекта и предмета исследования;
- сбор и анализ информации о предмете исследования;
- отбор и оценка фактического материала;
- анализ достоверности полученных сведений;
- изучение отдельных аспектов рассматриваемой проблемы;
- сравнение результатов исследования предмета с действующим законодательством, правоприменительной практикой и распространенными научными взглядами по теме исследования;
- дополнительный анализ научной литературы с использованием различных методик доступа к информации: посещение библиотек, работа в Интернете.
- оформление результатов проведенного исследования и их согласование с научным руководителем магистерской диссертации.
Третий, заключительный этап.
Данный этап является последним этапом практики, на котором магистрант обобщает собранный материал в соответствии с программой практики; определяет его достаточность и достоверность.
|
Ожидаемые результаты от научно-исследовательской практики следующие:
- знание основных положений методологии научного исследования и умение применить их при работе над выбранной темой магистерской диссертации;
- умение использовать современные методы сбора, анализа и обработки научной информации;
- умение изложить научные знания по проблеме исследования в виде отчетов, публикаций докладов.
По итогам практики студент предоставляет на кафедру:
- письменный отчет, отражающий содержание и результаты практики;
- надлежаще оформленный рабочий дневник;
- список изученных в ходе практики материалов по теме магистерской диссертации;
- отзыв (характеристику) куратора (руководителя) базы практики.
Отчет по практике составляется и подписывается магистрантом, визируется куратором (руководителем) базы практики, научным руководителем и руководителем магистерской программы.
Методические указания по прохождению практики.
1. По прибытии в организацию – базу прохождения практики необходимо обратиться к куратору практики (руководителю организации, предприятия), представив ему направление на практику, ознакомиться с условиями работы и правилами внутреннего трудового распорядка организации (предприятия). В процессе прохождения практики необходимо вести рабочий дневник (приложение 3).
2. С учетом профиля организации (предприятия), являющейся базой проведения практики, необходимо описать структуру, нормативную основу и сферу деятельности этой организации, имеющей отношение к объекту и предмету диссертационного исследования.
|
3. Исходя из целей и задач диссертационного исследования, следует определить источники информации, которые могут быть представлены в этой организации по предмету исследования, установить необходимый объем и пределы данной информации.
4. Проводя ознакомление с источниками информации (правовые акты и документы, статистическая и иная отчетность, аналитические обзоры, служебная переписка с организациями и учреждениями, данные о поступивших обращениях граждан, и т.п.), необходимо осуществить их отбор в соответствии с целями, задачами и конкретными проблемами, которые предстоит решить в диссертационной работе, зафиксировать в рабочей тетради наиболее важную и полезную информацию.
5. Полученный и зафиксированный фактический материал необходимо проанализировать и оценить с точки зрения достоверности полученных сведений, их репрезентативности или эксклюзивности, совместимости с действующей нормативно-правовой основой, распространенной практикой, научными взглядами по теме исследования.
6. При изучении отдельных аспектов рассматриваемых проблем, важно каким образом полученные фактические данные будут способствовать обоснованию в диссертационной работе ваших новых теоретических и практических выводов, предложений по совершенствованию действующего законодательства, и т.п.
7. В случае возникновения каких-либо сомнений и неясностей по поводу полученной практической информации следует проконсультироваться с куратором (руководителем) или специалистами организации, являющейся базой практики.
8. При необходимости и с разрешения куратора (руководителя) базы практики для включения в приложение к отчету практики или к магистерской диссертации могут быть представлены копии соответствующих документов, которыми владеет организация – база практики.
9. По окончании практики необходимо оформить всю документацию, в том числе отчет о прохождении практики (приложение 1), отзыв куратора базы практики (характеристику) (приложение 2) и рабочий дневник (приложение 3) в соответствии с требованиями программы практики.
10. Представление отчета о научно-исследовательской практике на кафедру конституционного и муниципального права осуществляется в установленный графиками учебного процесса срок.
Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 400401 «Юриспруденция»
Разработал(и): _____________________________
Дополнения и изменения
в рабочей программе научно-исследовательской практики на 2014 - 2015 учебный год.
Дополнить рабочую программу практики следующими пунктами:
6.3.Взаимосвязь планируемых результатов обучения по практике (знания, умения, навыки и (или) опыт деятельности) и планируемых результатов освоения образовательной программы (компетенций обучающегося) представлена в таблице 6.1.
Таблица 6.1. – Взаимосвязь планируемых результатов обучения по практике и планируемых результатов освоения образовательной программы
Индекс и содержание компетенции | Знания | Умения | Навыки и (или) опыт деятельности |
ОК-2 способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста | Знание нормативно-правовых актов и документов базы практики, связанных с исследовательскими задачами и профессиональной юридической деятельностью | Умение обработки и анализа правовых актов и документов в соответствии с целями и задачами исследования. | Навыки использования материалов практики для аргументации своих выводов и предложений по диссертации |
ПК-2 способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности | Знание практических источников информации, связанных с осуществлением задач и функций организации – базы практики. | Умение применять полученные практические знания для решения исследовательских задач | Навыки фиксации и анализа полученного материала исследования сточки зрения его достоверности, репрезентативности, совместимости с действующим законодательством и распространенными научными взглядами по теме исследования |
ПК-3 готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства | Знание должностных инструкций организации-базы практики | Умение анализировать практические ситуации по применению должностных обязанностей | Навыки применения должностных обязанностей в конкретных правоотношениях |
ПК-4 способность выявлять правонарушения | Правовые основы применения и виды юридической ответственности | Уметь анализировать практические ситуации для применения мер юридической ответственности | Навыки выявления признаков правонарушения в практической ситуации и определения вида юридической ответственности. |
ПК-5 способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению | Правовые основы применения мер профилактического характера в системе государственной власти и местного самоуправления с целью предупреждения совершения правонарушений. | Уметь анализировать меры профилактического характера в системе государственной власти и местного самоуправления с точки зрения их воздействия на причины и условия, способствующие совершению правонарушения. | Навыки применения в практических ситуациях мер профилактического характера по предупреждению совершения правонарушений в системе государственной власти и местного самоуправления |
ПК-6 способность выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения | Правовые основы проведения профилактики и борьбы с коррупцией. | Уметь анализировать практические ситуации, содержащие признаки коррупционного поведения. | Навыки применения законодательных мер по профилактике и борьбе с коррупцией. |
ПК-7 способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты | Правовые основы и виды толкования нормативных правовых актов | Умение анализировать содержание нормативно-правовых актов с точки зрения необходимости их применения. | Навыки толкования нормативно-правовых актов, используемых в процессе практики |
ПК-8 способность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности. | Знание правовых основ, используемых в деятельности организации – базы практики. | Умение проводить анализ полученных в ходе практики материалов с точки зрения их соответствия действующему законодательству и решения исследовательских задач. | Навыки оценки полученных материалов с точки зрения их соответствия действующему законодательству и возможности применения в научном исследовании. |
ПК-9 способность принимать оптимальные управленческие решения | Правовые основы порядка принятия решений должностными лицами организации- базы практики | Уметь анализировать конкретные практические ситуации в деятельности организации с точки зрения необходимости принятия оптимального решения. | Навыки обобщения опыта и оптимизации управленческих решений в деятельности организации – базы практики. |
ПК-11 способность квалифицированно проводить научные исследования в области права. | Знание нормативных основ, существующих научных исследований и точек зрения по проблемам темы диссертации. | На основе практического материала уметь выявлять и формулировать проблемы, связанные с темой исследования. | Навыки научного исследования нормативного, практического и теоретического материала, формулирования предложений по решению проблем исследования. |
10.1.4. Программное обеспечение
1. СПС «Консультант Плюс»
2. СПС «Гарант»
10.1.5. Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:
1.https://www.constitution.ru — сайт, посвященный Конституции Российской Федерации.
2.https://ombudsman.gov.ru — Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
3.https://www.gov.ru — «Официальная Россия» (сервер органов государственной власти Российской Федерации.
4.https://www.genproc.gov.ru — сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
5.https://www.oprf.ru — официальный сайт Общественной палаты Российской Федерации.
6.https://www.cikrf.ru — сайт Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
https://www.kremlin.ru — сайт Президента Российской Федерации. https://www.scrf.gov.ru - сайт Совета Безопасности Российской Федерации.
7.https://www.rost.ru — приоритетные национальные проекты.
8.https://www.duma.gov.ru — официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
9.https://asozd.duma.gov.ru — Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности.
10.https://www.council.gov.ru — официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
11.https://www.government.ru — Интернет-портал Правительства Российской Федерации.
12.https://www.ksrf.ru — официальный сайт Конституционного Суда Российской Федерации.
Дополнения и изменения (лист актуализации) в рабочей программе научно-исследовательской практики на 2015 - 2016 учебный год.
Дополнить рабочую программу научно-исследовательской практики фондами оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»