Перечень вопросов к зачету по дисциплине




«Технологии речевого развития»

Слушатель знакомится с вопросами по теме, выбирает в каждой теме по 2 вопроса и их раскрывает.

При ответе на вопросы необходимо описать не только теоретические положения, но и подкреплять их примерами из практики.

Ответ на каждый вопрос может быть максимально оценен в 5 баллов. Для получения зачета, слушателю необходимо набрать 35 баллов.

Тема 1 «Методика словарной работы в ДОО »

1. Задачи, содержание словарной работы на разных этапах развития детей дошкольного возраста.

2. Типы занятий по формированию словаря детей, их характеристика.

3. Особенности использования дидактических игр в процессе обогащения словаря детей

4. Картина как средство развития словаря детей.

 

Ответ на вопрос № ____1_____
Младший возраста: Основная задача- введение ребенка в новые общественно-бытовые условия. Для этого педагогу необходимо сопровождать словом свои действия и действия детей: «Пойдемте мыть руки. Руки моем в умывальной. Где лежит мыло? Мыло лежит в мыльнице».освоение конкретного содержание слов, необходимых им для общения и обозначающих предметы ближайшего окружения, части предметов, действия с ними. искажение звуковой и морфологической структуры слов-наименований: вместораковинапроизносят «ракушка», «ракинава»; вместомыльница – «мыльная», «мыльник». У детей часто отсутствуют правильные наименования предметов. Ребенок часто заменяет их другими: вместополка(в шкафу) – «вешалка», «доска», «наверху ящик», «для одежды стол», «одежду сюда класть»; «присваивает» имя предмету: вместо бретели – «полоски», «лента», вместо вешалка – «гвоздик»,вместо носику чайника – «краник». Характерное явление – наличие лепетных слов («би-би», «бай-бай»). В связи с небольшим активным словарем ребенок старается выразить свои желания мимикой, жестами, телодвижениями. Иногда дети выражают свои желания одним словом. Так, в словеплатьевыражается просьба надеть платье, в слове салфетка– просьба заправить салфетку.   Средний возраст- обогащение речи дошкольников словами, обозначающими качества и свойства предметов, а также элементарные понятия. У детей начинает формироваться возможность воспринимать речь без наглядного сопровождения, основываясь на их опыте. Усложнение словарной работы связано с расширением и углублением знаний об окружающем мире.   Старший возраст- Активизация словаря. Формирование возможности дифференцировать качества, свойства предметов по степени их выраженности (кисленький, кисловатый, кисло-сладкий, кислый-кислый, кислющий), а также усвоенные ранее понятия (посуда кухонная, чайная). Ознакомление детей с образным словарем, синонимами, антонимами, эпитетами, сравнениями. 4 основных задачи: 1.обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. 2.закрепление и уточнение словаря: углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами; 3 активизация словаря. Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет. 4.устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные).  
Ответ на вопрос № _2________
С детьми младшего возраста проводятся наблюдения за объектами ближайшего окружения. Организуются прогулки, осмотры помещения(это своеобразные экскурсии). Они проводятся живо, эмоционально, с применением игровых приемов. Так же проводятся целевые прогулки (транспорт, улица, огород, цветник на участке детского сада) в разное время года и погоду. Дети учатся называть словом предметы, явления живой, неживой природы, доступные непосредственному восприятию признаки предметов (цвет, форма, величина, вкус), правильно употреблять слова, обозначающие пространство, время (близко, далеко, скоро, долго, утром, днем, вечером). Основная цель таких занятий- ввести в речь детей названия предметов, их частей, некоторые признаки, свойства, качества. Необходимо правильно организовывать восприятие детей, формирование представлений и соответствующего словаря. Наиболее эффективными приемами являются: привлечение внимания к предмету, действию и привлечение внимания к слову: «Где мячик?», «Где медвежонок?». Для обогащения словаря полезно проводить с детьми хороводные игры. Закрепление и активизация словаря происходит в процессе рассматривания картин. Картины рассматриваются, по ним проводится беседа и рассказывание, способствующие развитию речевой активности детей, формированию обобщающей функции слов, умений употреблять их в связной речи. С настольными мелкими картинками организуются дидактические игры. В обогащении словаря детей велика роль художественной литературы.Для введения эмоциональной лексики особенно ценны сказки, стихи, потешки, прибаутки. Произведения художественной литературы используются и на прогулке, и в повседневном общении, и на других занятиях. Воспитатель читает детям стихи, загадывает загадки. В среднем возрасте осмотры помещений охватывают большую территорию ближайшего окружения (кухня, кабинеты администрации сада, специалистов), они начинают применять обобщающие понятия: мебель, животные, посуда и пр. На занятиях с предметами продолжается углубление видовых понятий путем выделения существенных признаков предметов, дети учатся обобщать по ним предметы, правильно обозначать словом качества, свойства, действия предметов. Необходимо обращать внимание на последовательное рассматривание предметов, выделение и называние набора характерных признаков, формирование знаний об особенностях предметов на основе сравнения, различения и обобщения. У ребенка старшего возраста мышление развивается на основе общих представлений, его внимание становится более целенаправленным, устойчивым. Расширяется круг интересов, совершенствуется деятельность, на этой основе расширяется и углубляется круг представлений и рост словаря. Активный словарь пооплняется за счет пассивного. Большая роль в активизации словаря принадлежит игре. В сюжетно-ролевых играх на бытовые темы активизируется бытовой словарь, в играх на производственные темы – профессиональная лексика; в строительных играх – слова, обозначающие качества и пространственное расположение предметов, а также соответствующие глаголы. Также для активизации словаря эффективны театрализованные игры, праздники и развлечения, участие в концертах и утренниках. Дидактические игры — широко распространенный метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов. Основным содержанием лексических упражнений являются различные виды классификации слов: по родовому признаку (по группам: овощи, фрукты, посуда); по родовому и подродовому признакам (животные, домашние животные, дикие животные); по свойствам (цвет, вкус, величина, материал); подведение слов видового значения под родовое понятие (автобус, трамвай, такси), составление словосочетаний и предложений с антонимами, многозначными словами; распространение предложений с использованием заданных слов. Эфективно загадывание и отгадывание загадок.    

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: