1. Понятие грамматически правильной речи, особенности ее формирования в дошкольном возрасте.
2. Методика занятий по формированию грамматически правильной речи (структура, методические приемы).
3. Словоизменение и словообразование в дошкольном возрасте.
4. Мнемотехника как один из методов формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста
Ответ на вопрос № _____1____ |
"Грамматически правильная речь - логика, философия языка, она учит говорить, читать и писать на том или ином языке"? говорил В.Г. Белинский.Формирование грамматически правильной речи-освоение норм и правил словоизменения и словообразования в языке. Основные цели: 1. Освоение морфологической стороны речи (части слова, однокоренные слова) 2. Формирование синтаксической стороны речи 3. Освоение словотворчества и словообразования. У детей дошкольного возраста усвоение грамматического строя речи происходит со своими особенностями. Формирование грамматически правильной речи-освоение норм и правил словоизменения и словообразования в языке. Во-первых, усвоение морфологической системы русского языка происходит на основе развития у детей ориентировки в звуковой форме слов. Особенно отчетливо это выражено у старших дошкольников. При усвоении грамматического строя языка дошкольник проходит путь от ориентировки на звуковую сторону морфем к ориентировке на отдельные фонематические признаки. В этом процессе одно из ведущих мест занимает фонематический слух. Во-вторых, основой усвоения грамматического строя является формирование грамматических обобщений. В-третьих, усвоение грамматики связано с когнитивным развитием ребенка, поскольку формирование языковых обобщений в речи предполагает работу мышления. Процессы анализа, синтеза, абстракции и обобщения приводят к усвоению лексических и грамматических значений. Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания, в процессе разнообразной речевой практики. Ребенок трех лет уже пользуется такими грамматическими категориями, как род, число, время, лицо и др., использует простые и сложные предложения. Замечено, что число грамматических ошибок значительно возрастает на 5-м году жизни, когда ребенок начинает употреблять распространенные предложения, у него растет активный словарь, расширяется сфера общения. Вновь усваиваемые слова ребенок не всегда успевает запоминать в новой грамматической форме, а при использовании распространенного предложения ребенок не успевает контролировать как его содержание, так и форму. Морфологическая и синтаксическая стороны речи детей развиваются одновременно. Но синтаксические ошибки устойчивее, чем морфологические, и сохраняются иногда даже к моменту перехода детей в школу. Воспитатель должен знать особенности формирования синтаксической стороны их речи. Знать, какие ошибки дети могут допускать. Например, в младшем и среднем дошкольном возрасте (4-й и 5-й годы) дети могут опускать и переставлять слова в предложении; опускать или заменять союзы; они пользуются в основном предложениями, которые состоят из подлежащего, сказуемого, дополнения, и очень редко употребляют определения или обстоятельства. К 5 годам дети могут употреблять предложения из 12—15 слов, но по сравнению с младшим возрастом количество синтаксических ошибок возрастает, так как им трудно следить одновременно за содержанием и формой выражения мысли. Учет особенностей усвоения детьми грамматических форм при создании условий для их формирования (по А.Н.Гвоздеву): 1.«Спонтанейность» усвоения грамматических форм в процес- се общения с окружающими взрослыми. 2.Практическое усвоение грамматики и условно-рефлекторный характер грамматических навыков. 3.Постепенность усвоения грамматического строя речи. |
Ответ на вопрос № ___3______ |
Термином "словообразование" обозначается сам процесс образования слов в русском языке. В современном словообразовании господствующее положение занимает морфологический способ, имеющий несколько разновидностей. В основе его лежит сочетание различных по значению морфем: кричать - крик; путь - путник; грузовой - грузов-ик; слабый - слаб-ость; под одеялом - под-одеялъ-ник; порядок - бес-порядок; спускать - спус-кать-ся; везти - в-везти, вы-везти, бежать - в-бежать, вы-бежать, при-бежать; тащить - в-тащитъ, вы-тащить, при-тащить. Дошкольники пользуются в основном морфологическим способом. Для образования слов ребенок должен освоить словообразовательные модели, лексические значения основ слов и смысл значимых частей слова (приставка, корень, суффикс, окончание). Словотворчество свидетельствует об активном усвоении детьми грамматического строя. Детское словотворчество - наиболее яркое проявление процесса формирования правил, обобщений. О. С. Ушакова выделила три основных принципа образования детьми новых слов; 1.Часть какого-нибудь слова ("осколки слов") используется как целое слово: "прыг" - прыжок; 2. К корню одного слова прибавляется окончание другого: пурга -"пургинки" (снежинки), помощь - "помогание", страшные - "страшность"; 3. Одно слово составляется из двух ("синтетические слова") "ворунишки" - вор и врунишка, "бананас" - банан и ананас. Слово, его изменение, словосочетание, словотворчество или предложение становятся содержанием умственной работы детей. |