Эффективность использования приема моделирования в развитии связной речи воспитанников средней группы при составлении описательных рассказов




(отчет из опыта работы)

 

Подготовил:

воспитатель дошкольного образования

первой квалификационной категории

Терешкова Ольга Александровна

 

На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи.

Итак, проблема развития связной речи детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных. И насколько педагогическая деятельность воспитателя изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать эффективному решению поставленных целей и задач по данной проблеме.

Процесс познания детьми окружающего мира начинается с чувственного восприятия, однако многие явления и объекты окружающей действительности невозможно воспринимать непосредственно, и решить успешно эту задачу помогает метод моделирования. По мнению многих педагогов, именно моделирование позволяет активизировать элементарное осознание детьми явлений языка и речи, которое связано с развитием функций детской речи, с формированием речевых умений и навыков. Совокупность развитых у ребенка речевых умений и навыков составляет языковую способность, которая позволяет ему понимать и строить новые высказывания в соответствии с речевой ситуацией (Ф.А. Сохин).

Цель моей педагогической деятельности: в процессе работы по развитию речи и культуры речевого общения воспитанников средней группы выявить эффективность использованияприема моделирования в развитии связной речи воспитанников при составлении описательных рассказов;

Выделила следующие задачи:

ü повысить профессиональную компетентность;

ü обогатить развивающую предметно – пространственную среду группы по развитию связной речи воспитанников посредством оснащения речевого уголка предметно-схематическими моделями;

ü использовать в специально организованной деятельности различных методов и приёмов, активизирующих связную речь детей (моделирование);

ü сформировать у воспитанников умение планировать собственное высказывание, ориентироваться самостоятельно в условиях речевой ситуации, определять содержание своего высказывания; описывать предмет (игрушку); составлять рассказ по игрушке (картине), проявлять словестное творчество;

ü повысить уровень психолого-педагогической компетентности родителей в области развития связной речи детей посредством приобретения практических навыков развития связной речи ребенка в практике семейного воспитания; участие в совместных мероприятиях дошкольного учреждения и группы.

Для реализации цели и задач свою педагогическую деятельность организовала в несколько этапов: подготовительный этап: изучила научную и методическую литературу; провела обследование воспитанников в повседневной деятельности методом наблюдения для выявления объема знаний, навыков и умений, сформированных ранее. Были созданы условия в группе для воспитанников совместно с родителями: подобран иллюстрированный, демонстрационный и раздаточный материал для развития связной речи, изготовлены и приобретены дидактические и развивающие игры; изготовлены предметно-схематические модели; подобрала и разработала информационно-практический материал для родителей: консультации, памятки, буклеты, картотеки.

- основной этап:

Для решения программных задач по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» были подобраны конспекты занятий с учётом принципов целостности и системности, последовательности и постепенности; изготовлены предметно-схематические модели по составлению описательных рассказов по игрушке (предмете), картине. На занятиях с воспитанниками реализовывались следующие программные задачи: формировать умение описывать игрушку (предмет), сравнивать их; составлять описательные рассказы по содержанию картины; развивать элементарное осознание структуры связного текста (начало, продолжение, конец); соединение некоторыми способами предложения и части высказывания между собой; включение в повествовательные тексты элементов описания, рассуждения; упражнять в умении использовать предметно-схематические модели в процессе составления описательных рассказов по игрушке (предмете), картине; развивать монологическую речь; воспитывать интерес к словесному творчеству.

В процессе реализации поставленных задач по формированию умений составлять описательные рассказы, использовала следующие методы и приемы: - словесные: речевой образец, повторение, объяснение, указание, словесное упражнение, вопрос, оценка детской речи; беседы по содержанию картин с уточнением, объяснением, указанием; составление описательного рассказа, совместно с воспитателем; описание игрушек, заучивание стихотворений и чистоговорок с помощью моделей; словесные игры и игровые упражнения; - наглядные: работа с алгоритмами и схемами (моделирование).

На пятом году жизни у детей появляется способность к монологической речи. В своей группе с воспитанниками начала работу с формирования умения описывать предметы, называя их характерные признаки. Это были объекты природы (овощи, фрукты), предметы ближайшего окружения. Рассказывая, воспитанники тут же объясняли назначение предмета и правила использования, демонстрировали действия с ними.

В средней группе дети подходят к составлению небольших самостоятельных описательных рассказов по игрушкам. Одним из приемов обучения использовала образец, с использованием предметно-схематических моделей. Начали составлять рассказы по плану воспитателя. Сначала это небольшой план - два-три вопроса, объединяющие в небольшой рассказ название игрушки, основные ее качества и действия с ней («Расскажите, как называется игрушка, какая она по цвету, величине, как с ней можно играть»). Постепенно усложняла план, разнообразила вопросами («Из какого материала сделана эта игрушка? Нравится ли она тебе?»). Для составления описательных рассказов по игрушке, использовала схему-алгоритм: 1.Название игрушки. 2.Цвет. 3.Величина. 4.Как можно с ней играть. Постепенно усложняла схему-алгоритм: 1.Название игрушки. 2.Цвет. 3.Величина. 4.Из какого материала сделана. 5.Как можно с ней играть.

Когда воспитанники освоили умение достаточно хорошо составлять описательный рассказ по игрушке, предложила им составить сюжетный рассказ по набору игрушек. Игрушки были подобраны так, чтобы было нетрудно наметить простую сюжетную линию (девочка, грибок, корзинка). Вопросы воспитателя помогли воспитанникам построить сюжет рассказа, развернуть его, вовлечь в сюжетную линию все предметы или объекты: что могло случиться с девочкой в лесу? Кого девочка могла встретить в лесу? Что могло найти? Что из леса принесла в корзинке?

Использую рассказ-образец воспитателя; воспитанники обычно копируют его, поэтому образец целесообразно давать на каждом занятии. Образец должен не только формировать умение составлять сюжетную линию, но и давать примеры речевых конструкций. Так, в рассказ вводила образные выражения, небольшие описания. Прием моделирования – использование мнемотаблицы, непосредственно выступал в качестве образца и плана описания.

Для составления описательных рассказов использовала предметные («Кошка с котятами», «Собака со щенятами») картины.

Сначала воспитанники составляли описательный рассказ на картине по вопросам воспитателя. Это может быть коллективный рассказ детей или совместный рассказ воспитателя и одного ребенка. В конце занятия, как бы подводя итог всем высказываниям, давала свой рассказ. Затем перешла к рассказыванию по образцу. Рассказ-образец должен отвечать определенным требованиям: отражать конкретное содержание, быть интересным, коротким, законченным, излагаться четко, живо, эмоционально, выразительно, далее постепенно усложнила задание, подводя к самостоятельному рассказыванию воспитанников.

Работу с воспитанниками по развитию связной речи осуществляется во фронтальной и индивидуальной образовательной деятельности в соответствии с учебной программой дошкольного образования. Дидактическим материалом работы на данном этапе служат мнемотаблицы, мнемосхемы, мнемодорожки, в которые заложена определенная информация. Прием моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания: пересказ; составление рассказов по картине; описательный рассказ; творческий рассказ.

Анализируя результаты проведенной работы можно отметить: используя прием моделирования в формировании умений составлять описательные рассказы, воспитанники глубже осознают структуру, композиционное построение связного высказывания (начало, середина, конец); развивается интонационный синтаксис – умение строить, различать и произносить предложения разных типов. Вместе с тем, для детей среднего дошкольного возраста целесообразно использовать условно-наглядные модели-схемы с реальным изображением предметов для доступного восприятия и понимания. Использование графических схем помогли развить у воспитанников умение рассуждать, объяснять, составлять короткий описательный рассказ об игрушке, по картине. Важно использовать цветные мнемотаблицы, так как у детей закрепляются отдельные образы. В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. Наглядная модель высказываниявыступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка. Использование приема наглядного моделирования дает возможность: самостоятельного анализа ситуации или объекта; развития замыслов-идей будущего продукта.

Считаю прием моделирования эффективным при составлении описательных рассказов. Процесс построения рассказа имеет несколько этапов. Подготовительный этап – это формулировка плана или содержательного замысла, то есть ребенок должен отчетливо представлять себе, о чем он будет говорить. На этом этапе особенно важна роль модели. При составлении самостоятельного текста задачи усложняются: детям необходимо придумать содержание и найти соответствующую форму именно для этого содержания. Меняется коммуникативная ситуация: детям неизвестно содержание, которое придумывает ребенок, следовательно, им интересно слушать, а говорящему интересно рассказывать, однако, содержательность, последовательность изложения, объем высказываний и правильность грамматического оформления текста в данной ситуации значительно снижается. Дети не могут программировать свое высказывание и закрепить его в определенных словах, точно передающих их смысл. Таким образом, связность печи существенно зависит от сформированности программирования речевого высказывания. Поэтому моделирование содержания высказывания позволяет усилить логику построения детского рассказа, повысить осознание всего содержательного замысла в целом и отдельные его детали и части. Очевидно, что использование приема моделирования повышает качество детских рассказов, особенно по таким критериям как, содержательность, логическая последовательность, грамматическая правильность речи.

Планирую продолжить работу по: использованию приема моделирования в работе по развитию связной речи воспитанников при составлении описательных рассказов; в рамках работы родительского клуба для родителей воспитанников средних групп «Речевая мозаика» организовать встречу по теме: «Использование приема моделирования в процессе формирования умений детей 4 – 5 лет в составлении описательных рассказов».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: