Упражнение «Парные детали». На противоположных сторонах листа (правой и левой или верхней и нижней) размещаются пары деталей (пара «кругов», пара «квадратов», пара «овалов» и т. п.) — по одной детали из каждой пары на противоположных сторонах. По словесной инструкции педагога воспитанник должен подать ему одну деталь из пары: «Дай мне деталь с треугольником, которая лежит слева», «Дай деталь с кругом, которая лежит внизу» и т. п. В случае затруднений внимание ребенка обращается на условные ориентиры, задаются наводящие вопросы, которые могли бы подтолкнуть его к верному решению («Где у тебя правая рука?» и т. п.) После выбора детали взрослый обязательно фиксирует в речи определенное ребенком направление; постепенно нужно вовлекать детей в самостоятельное словесное оформление осуществляемых действий.
Игра «Найти спрятанный предмет». В ходе игры ребенок и взрослый исполняют роли двух персонажей (кошки и мышки, собачки и птички и т.п.), картинки с изображением которых поочередно прячутся под деталями конструктора, расположенными на листе «в середине», «внизу», «слева» и т.д.
Зрительный диктант используется с целью воспроизведения ребенком предметно-пространственной ситуации в соответствии с образцом. На образце могут быть изображены расположенные в различных местах листа детали конструктора или небольшие плоскостные конструкции (домик, дерево, рыбка и т.п.). Ребенок должен точно воспроизвести эти пространственные ситуации и обозначить те направления на плоскости, в которых расположены объекты.
Словесный диктант предполагает развитие умения размещать объекты (детали конструктора) или создавать несложные конструкции в соответствующих направлениях по словесной инструкции. Например: «Положи деталь с треугольником в середину листа; вверху положи деталь с кругом, внизу — деталь с овалом».
|
Игры на перемещение объектов по плоскости в соответствии с указанным направлением. Например, можно организовать «езду» ребенка на маленькой игрушечной машинке, перемещая ее по листу в соответствии с направлениями, указанными взрослым: «справа налево», «от середины вверх» и т. д. Можно также дать упражнения на выкладывание деталей конструктора в определенном направлении: к примеру, построить дорожку из деталей-квадратов, выкладывая их справа налево. Эти упражнения организуются по словесной инструкции.
Упражнения на развитие умения самостоятельно обозначать направления пространства на плоскости. Для этой цели годится практически любое из описанных выше упражнений, однако отличие состоит в том, что действие должен совершать педагог, а ребенку необходимо словесно обозначить его результат или указать ориентир для поиска объекта. Например, в игре «Прятки» ребенок сам прячет картинку с персонажем под деталями конструктора, лежащими слева, в середине, справа и т. п. на плоскости листа бумаги, а взрослый ищет эту картинку в соответствии с тем словесным обозначением его местонахождения, которое дает дошкольник.
По мере усвоения детьми знаний об основных направлениях на микроплоскости и формирования у них достаточно прочных навыков в их практическом и словесном определении необходимо начинать работу над усвоением так называемых промежуточных направлений, которые обозначаются несколькими пространственными характеристиками — «слева внизу», «в правом верхнем углу» и т.п. При усвоении данных направлений дошкольники с косоглазием и амблиопией, как правило, испытывают заметные затруднения: у них наблюдается тенденция определять указанное направление только по одному заданному признаку из двух, образующих пространственное понятие. Важную роль на начальных этапах этой работы играет демонстранция педагогом ориентировки в промежуточных направлениях и речевое сопровождение осуществляемых им действий с использованием соответствующей терминологии. Необходимо помогать детям учиться самостоятельно ориентироваться в пространстве. Формируя необходимые представления и соответствующие навыки ориентировки, взрослый должен объяснить и показать ребенку, что в обозначении промежуточных направлений одинаково значимы оба заданных признака.
|
Умение ориентироваться в промежуточных направлениях пространства и закрепление соответствующих навыков происходит в процессе игр и упражнений. Для этих целей можно использовать все вышеописанные игры.
РАССУЖДАЕМ, ДОКАЗЫВАЕМ, ЗАПОМИНАЕМ
Косоглазие — заболевание, характеризующееся нарушением бинокулярного зрения в результате отклонения одного из глаз от совместной точки фиксации.
В большинстве случаев при косоглазии в косящем глазу развивается понижение остроты зрения типа амблиопии, приводящее наряду с расстройством бинокулярного зрения к ограничению профессиональной пригодности.
Степень косоглазия измеряется в градусах. Косоглазие может возникнуть в результате заболеваний и травм органа зрения и центральной нервной системы и после различных заболеваний, сопровождающихся ослаблением детского организма.
Дефектологический словарь / Под. ред. А.И.Дьячкова. — М.: Педагогика, 1970