Упражнения и игры, направленные на практическое определение направлений




Упражнение «Парные детали». На про­тивоположных сторонах листа (правой и левой или верхней и нижней) размеща­ются пары деталей (пара «кругов», пара «квадратов», пара «овалов» и т. п.) — по одной детали из каждой пары на проти­воположных сторонах. По словесной инструкции педагога воспитанник дол­жен подать ему одну деталь из пары: «Дай мне деталь с треугольником, кото­рая лежит слева», «Дай деталь с кругом, которая лежит внизу» и т. п. В случае затруднений внимание ребенка обраща­ется на условные ориентиры, задаются наводящие вопросы, которые могли бы подтолкнуть его к верному решению («Где у тебя правая рука?» и т. п.) После выбора детали взрослый обязательно фиксирует в речи определенное ребен­ком направление; постепенно нужно вовлекать детей в самостоятельное сло­весное оформление осуществляемых действий.

Игра «Найти спрятанный предмет». В ходе игры ребенок и взрослый исполня­ют роли двух персонажей (кошки и мышки, собачки и птички и т.п.), кар­тинки с изображением которых пооче­редно прячутся под деталями конструк­тора, расположенными на листе «в сере­дине», «внизу», «слева» и т.д.

Зрительный диктант используется с целью воспроизведения ребенком пред­метно-пространственной ситуации в со­ответствии с образцом. На образце мо­гут быть изображены расположенные в различных местах листа детали конст­руктора или небольшие плоскостные конструкции (домик, дерево, рыбка и т.п.). Ребенок должен точно воспроизве­сти эти пространственные ситуации и обозначить те направления на плоско­сти, в которых расположены объекты.

 

Словесный диктант предполагает раз­витие умения размещать объекты (детали конструктора) или создавать несложные конструкции в соответствующих направ­лениях по словесной инструкции. Напри­мер: «Положи деталь с треугольником в середину листа; вверху положи деталь с кругом, внизу — деталь с овалом».

Игры на перемещение объектов по пло­скости в соответствии с указанным на­правлением. Например, можно организо­вать «езду» ребенка на маленькой игру­шечной машинке, перемещая ее по лис­ту в соответствии с направлениями, ука­занными взрослым: «справа налево», «от середины вверх» и т. д. Можно также дать упражнения на выкладывание дета­лей конструктора в определенном на­правлении: к примеру, построить дорож­ку из деталей-квадратов, выкладывая их справа налево. Эти упражнения органи­зуются по словесной инструкции.

Упражнения на развитие умения само­стоятельно обозначать направления прост­ранства на плоскости. Для этой цели го­дится практически любое из описанных выше упражнений, однако отличие состо­ит в том, что действие должен совершать педагог, а ребенку необходимо словесно обозначить его результат или указать ори­ентир для поиска объекта. Например, в игре «Прятки» ребенок сам прячет картин­ку с персонажем под деталями конструк­тора, лежащими слева, в середине, справа и т. п. на плоскости листа бумаги, а взрос­лый ищет эту картинку в соответствии с тем словесным обозначением его местона­хождения, которое дает дошкольник.

По мере усвоения детьми знаний об основных направлениях на микроплос­кости и формирования у них достаточно прочных навыков в их практическом и словесном определении необходимо на­чинать работу над усвоением так назы­ваемых промежуточных направлений, ко­торые обозначаются несколькими прост­ранственными характеристиками — «слева внизу», «в правом верхнем углу» и т.п. При усвоении данных направле­ний дошкольники с косоглазием и амблиопией, как правило, испытывают за­метные затруднения: у них наблюдается тенденция определять указанное направ­ление только по одному заданному при­знаку из двух, образующих пространст­венное понятие. Важную роль на началь­ных этапах этой работы играет демонстранция педагогом ориентировки в про­межуточных направлениях и речевое со­провождение осуществляемых им дейст­вий с использованием соответствующей терминологии. Необходимо помогать детям учиться самостоятельно ориенти­роваться в пространстве. Формируя не­обходимые представления и соответству­ющие навыки ориентировки, взрослый должен объяснить и показать ребенку, что в обозначении промежуточных на­правлений одинаково значимы оба за­данных признака.

Умение ориентироваться в промежу­точных направлениях пространства и закрепление соответствующих навыков происходит в процессе игр и упражне­ний. Для этих целей можно использовать все вышеописанные игры.

РАССУЖДАЕМ, ДОКАЗЫВАЕМ, ЗАПОМИНАЕМ

Косоглазие — заболевание, характеризующееся нарушением бинокулярного зрения в результате отклонения одного из глаз от совместной точки фиксации.

В большинстве случаев при косоглазии в косящем глазу развивается пони­жение остроты зрения типа амблиопии, приводящее наряду с расстройством би­нокулярного зрения к ограничению профессиональной пригодности.

Степень косоглазия измеряется в градусах. Косоглазие может возникнуть в ре­зультате заболеваний и травм органа зрения и центральной нервной системы и после различных заболеваний, сопровождающихся ослаблением детского организма.

Дефектологический словарь / Под. ред. А.И.Дьячкова.М.: Педагогика, 1970


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: