Москва: по следам Мастера и Воланда




Одним раннеапрельским вечером, после того, как в очередной раз закончил перечитывать Мастер и Маргарита, пришла в голову мысль потратить немного времени и посмотреть пару мест, описанных в книге- квартиру 50 и известный знак на Патриарших.. Идея зацепила, заинтересовала, развилась и превратилась в двухмесячное обшаривание интернета в поисках информации на заданную))) тему, поиски старых карт и схем маршрутов пассажирского транспорта и следов на стенах домов и попыки запечатлеть найденное и увиденное))) Таким образом и родился этот маршрут выходного дня- по следам героев булгаковского романа.

Маршрут начинается от старого выхода из метро Маяковская, в 150 метрах слева от выхода за зданием театра Сатиры находится сад Аврора, на территории которого находился вымышленный театр Варьете (Московский мьюзик-холл, существовавший в 1926-1936 году) где давал свое московское представление Воланд, а Варенуха на свою беду встретил Азазелло, Геллу и Бегемота. Здания мьюзик-холла нет уже с 1936 года, но сад остался на том же месте.


А вот так выглядел прототип театра-варьете, описанный в романе:

Выйдя из сада Аврора, проходим метров 200 дальше, по Садовому кольцу, до вот такого знака у арки

 

и через нее входим во двор. Попадаем в типичный для конца 20-хх начала 30-хх московский двор-колодец. В первом подъезде слева от арки находится музей-квартира Булгакова, у входа посетителей встречают Коровьев и Бегемот в человеческом обличье работы скульптора Рукавишникова,


 


а рядом сидит уже настоящий Бегемот, в своем истинном, кошачьем обличье)))


«Нехорошая квартира» находится во втором подъезде, на последнем, пятом этаже, в домофоне набираем «50», заходим в подъезд и поднимаемся наверх. Подъезд покрашен и отреставрирован, но в некоторых местах специально сохранены фрагменты темно-зеленых стен начала-середины 90-хх, когда музея в квартире еще не было, и подъезд не закрывался.

Проходим через железную дверь и попадаем в ту самую квартиру 50, по адресу Садовая 302 бис, в которой жили Воланд со свитой в дни пребывания в Москве и там же происходил «Бал у сатаны».
Открыто: втр, срд, птн, сбб, вск с 12 до 19, чтв с 14 до 19, пнд- выходной.
Прообразом нехорошей квартиры послужила квартира в этом же доме, в которой писатель жил в 1921-1924 году.
Сохранилась запись в документах, подтверждающая это:

Кстати, идея описания бала у сатаны, произошедшего в квартир 50 появилась у Булгакова после приема в американском посольстве в Москве, на который он был приглашен вместе с другими, известными в Советской России политическими, военными и литературными деятелями.

 

 



Выходим из дома и повернув за аркой налево продолжаем идти по Садовому кольцу до поворота на Малую Бронную улицу. Поворачиваем и через 100 метров попадаем на угол Малой Бронной и Ермолаевского, прямо к выходу с аллеи на Патриарших, где по роману был тот самый турникет и поворот трамвайных рельсов, стоивший Берлиозу жизни.

По роману, в последние секунды жизни Михаил Александрович Берлиоз видел примерно такую картику

Та самая аллея

Не на этой ли скамейке произошла известная встреча?


С самим трамваем на Патриарших все не совсем просто. Судя по схемам пассажирского сообщения 1928-1936 годов пассажирского трамвая на Патриарших никогда не было, трамвайный маршрут проходил по Садовой улице, мимо дома Булгакова:

. В интернете накопал чей-то запрос на эту тему в МинТранс и ответ:
«Управление организации пассажирских перевозок рассмотрело ваше письмо с просьбой сообщить о работе трамвая в двадцатые годы по ул. Жолтовского (сейчас Ермолаевский переулок), Малой Бронной и Адама Мицкевича. Сообщаем, что согласно имеющимся архивным документам и схемам линий городских железных дорог, движение трамваев по интересующим Вас улицам организовано не было.
Начальник управления И. М. Котов»

С другой стороны, есть записанные свидетельства очевидцев, что упоминаемая в романе, новопроложенная трамвайная линия все-таки была, только не пассажирская, а грузовая, и существовала она с начала и до середины 30-х. Это объясняет отсутствие сведений о линии в московских транспортных справочниках и схемах, издававшихся до 1941 года, там публиковалась информация только о пассажирских линиях. Вокруг Патриарших был проложен трамвайный круг, где трамваи отстаивались по ночам. Видимо, «вагон внезапно осветился изнутри электричеством» как раз потому, что выходил со стоянки на линию.
Прошелся вокруг Патриарших, осматривая стены домов на уровне второго этажа и бинго))))) нашел, что искал- в нескольких стенах до сих пор точат крючья для крепления контактной сети, которой уже давно нет.

Судя по найденной информации, для отдыха водителей был построен деревянный павильон на стороне Большого Патриаршего переулка, павильон тоже сохранился, сейчас в нем ресторан.
В Москве тех лет подобное краткосрочное существование трамвайных маршрутов было нормальным, как пример трамвайная линия по Бережковской набережной к Мосфильму, построенная в 1932 и бесследно ликвидированная в 1937, трамвайные линии, существовавшие на Волхонке и в Китайгородском проезде.
Похоже, что трамвай, стоивший Берлиозу жизни, все таки был)

Дальше маршрут идет по следам погони поэта Ивана Бездомного за Воландом и его свитой., по Большому Патриаршему переулку, до поворота налево, на ул. Спиридоновку. Поворачиваем на Спиридоновку, проходим прямо метров 200, до дома №17.
Это первый вариант прототипа дома Маргариты, бывший особняк промышленника Саввы Морозова.

«Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх в саду прекрасного особняка в саду, в одном из переулков близ Арбата. Очаровательное место.Всякий может убедиться, если направится в этот сад. Пусть обратится ко мне, я скажу ему адрес, укажу дорогу, особняк цел еще до сих пор»
Особняк 1898 года постройки с элементами готики по внешнему виду более трех других претендентов подходит под описание дома Маргариты, но абсолютно не подходит по местоположению. Скорее всего, Булгаков объединил два дома в один- дом, находящийся не в нужном месте, но с внешним видом, описанным в романе и дом, который находится там, где надо, но выглядит по другому. Так или иначе, присутствуют и элеметы готики и сад, но Арбат далековато… Ну и достаточно сложно представить, что в Советской России даже «очень крупный специалист, к тому же сделавший открытие государственного значения» в те годы мог жить в подобных условиях».

Продолжаем наш маршрут по Спиридоновке, до поворота налево на Малую Никитскую и далее, до площади Никитских ворот.

«Иван устремился за злодеями вслед и тотчас убедился, что догнать их будет очень трудно.
Тройка мигом проскочила по переулку и оказалась на Cпиридоновке. Сколько Иван не прибавлял шагу, расстояние между преследуемыми и им ничуть не сокращалось. И не успел поэт опомниться, как после тихой Cпиридоновки очутился у Никитских ворот, где положение его ухудшилось. Тут уж была толчея, Иван налетел на кой-кого из прохожих, был обруган. Злодейская же шайка к тому же здесь решила применить излюбленный бандитский прием – уходить врассыпную.

Регент с великой ловкостью на ходу ввинтился в автобус, летящий к Арбатской площади, и ускользнул. Потеряв одного из преследуемых, Иван сосредоточил свое внимание на коте и видел, как этот странный кот подошел к подножке моторного вагона «А», стоящего на остановке, нагло отсадил взвизгнувшую женщину, уцепился за поручень и даже сделал попытку всучить кондукторше гривенник через открытое по случаю духоты окно.

Поведение кота настолько поразило Ивана, что он в неподвижности застыл у бакалейного магазина на углу и тут вторично, но гораздо сильнее, был поражен поведением кондукторши. Та, лишь только увидела кота, лезущего в трамвай, со злобой, от которой даже тряслась, закричала:

– Котам нельзя! С котами нельзя! Брысь! Слезай, а то милицию позову!

Ни кондукторшу, ни пассажиров не поразила самая суть дела: не то, что кот лезет в трамвай, в чем было бы еще полбеды, а то, что он собирается платить!

Кот оказался не только платежеспособным, но и дисциплинированным зверем. При первом же окрике кондукторши он прекратил наступление, снялся с подножки и сел на остановке, потирая гривенником усы. Но лишь кондукторша рванула веревку и трамвай тронулся, кот поступил как всякий, кого изгоняют из трамвая, но которому все-таки ехать-то надо. Пропустив мимо себя все три вагона, кот вскочил на заднюю дугу последнего, лапой вцепился в какую-то кишку, выходящую из стенки, и укатил, сэкономив, таким образом, гривенник.»

Поворачиваем налево, по следам укатившего на трамвае Бегемота, и идем вверх по Тверскому бульвару, до дома 25, до «Грибоедова»


«Старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделенного от тротуара кольца резною чугунною решеткой. Небольшая площадка перед домом была заасфальтирована, и в зимнее время на ней возвышался сугроб с лопатой, а в летнее время она превращалась в великолепнейшее отделение летнего ресторана под парусиновым тентом..»


 

Прообразом Грибоедова для Булгакова стал так называемый Дом Герцена, в 20-ые годы в здании располагались несколько литературных организаций, которые стали прообразом МАССОЛИТа. Сейчас этот особняк занимает Литературный институт им. Горького.

После Грибоедова, поднимаемся вверх по бульвару, до Пушкинской площади, и поворачиваем направо, на Тверскую, на нечетную сторону улицы.
Первый переулок направо в арку- Большой Гнездниковский, место первой встречи Мастера и Маргариты.

«Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась. Ну, Тверскую вы знаете?.....
Мы шли по кривому, скучному переулку безмолвно, я по одной стороне, а она по другой.»

Большой Гнездниковский переулок подходит под описание места встречи Мастера и Маргариты больше других тверских переулков и по своей геометрии- на старых московских картах переулок выглядит самым кривым из всех переулков в этом районе, и по причине связи с жизнью Булгакова: в доме 10, в феврале 1929 г. Булгаков познакомился со своей третьей женой и главным прототипом Маргариты в романе. Сам дом 10- первая московская высотка, существует до сих пор.

Из Большого Гнездниковского возвращаемся назад, на площадь Никитских ворот, поворачиваем направо, на Большую Никитскую, и метров через 200 поворачиваем налево, в Ножовый переулок, который переходит в Малый Ржевский и доходим до дома 6. Это второй претендент на звание дома Маргариты.

Стиль постройки особняка больше всего соответствует описанию Булкакова- есть и готические элементы, и близость к Арбату. Но вокруг дома нет ни сада, ни ограды, и большое красивое окно, в которое могла бы высовываться Маргарита, в смотрит на улицу а не в сад… И до Арбата отсюда в три переулка не долететь даже на щетке))) В доме сейчас находится посольство Грузии.

Продолжаем идти по Малому Ржевскому в сторону Арбата, пересекаем Поварскую и по Большой Ржевской доходим до поворота налево, на улицу Малая Молчановка, идем прямо. доходим до Т-образного перекрестка, сразу за которым по адресу Большая Молчановка дом 10. находится мастерская скульптора Александра Рукавишникова.
Одну из его работ мы видели во дворе дома 302 бис на Садовой. Позвонили в звонок на калитке, нам открыли без единого вопроса и дали возможность хорошенько рассмотреть, как выглядела
«буланая открытая машина, только на шоферском месте сидел не обычного вида шофер, а черный длинноносый грач в клеенчатой фуражке и в перчатках с раструбами».

 


 

 

 

 

 

 

Рядом зависшие в воздухе Мастер и Маргарита.
Посмотрели, на выходе сказали спасибо в микрофон и вышли к Новому Арбату, к переходу на другую сторону, у ресторана Прага. По бульвару дошли до поворота в Гагаринский переулок,

а по нему до Малого Власьевского переулка, до дома № 6, кандидата №3 на роль дома Маргариты.

Дом достаточно средне подходит по описанию, но есть сад, а расположение идеально подходит под описание в романе, мы увидим это по дальнейшему маршруту.

 


Рядом находится еще один островок старой Москвы:

Дальше маршрут полностью совпадает с описанным в книге маршрутом полета Маргариты, ставшей ведьмой, к дому ДрамЛита:

«Пролетев по своему переулку,

"Маргарита попала в другой, пересекавший первый под прямым углом. Этот заплатанный, заштопанный, кривой и длинный переулок с покосившейся дверью нефтелавки, где кружками продают керосин и жидкость от паразитов во флаконах, она перерезала в одно мгновение и тут усвоила, что, даже будучи совершенно свободной и невидимой, все же и в наслаждении нужно быть хоть немного благоразумной…
Третий переулок вел прямо к Арбату….
…. Она пересекла Арбат, поднялась повыше, к четвертым этажам, и мимо ослепительно сияющих трубок на угловом здании театра и проплыла в узкий переулок с высокими домами…
В конце его ее внимание привлекла роскошная громада восьмиэтажного, видимо, только что построенного дома. Маргарита пошла вниз и, приземлившись, увидела, что фасад дома выложен черным мрамором, что двери широкие, что за стеклом их виднеется фуражка с золотым галуном и пуговицы швейцара и что над дверьми золотом выведена надпись: «Дом Драмлита».

Т.е., глядя на карту маршрут полета Маргариты выглядит так:
Малый Власьевский переулок- Сивцев Вражек-Калошин переулок-Арбат (угол театра Вахтангова)- Большой Николопесковский переулок.

Вид на Арбат из Калошиного переулка

В конце Большого Николопесковского мы увидели ту самую «роскошную громаду восьмиэтажного, видимо, только что построенного дома», в котором была квартира на восьмом этаже, принадлежащая критику Латунскому и разгромленная Маргаритой.

Хотя, скорее всего Булгаков применил еще раз свой излюбленный прием- в нужное место перенести нужное здание. Здание в Николопесковском- всего семиэтажное, а под описание больше всего подходит дом, находящийся по адресу Лаврушинский переулок дом 17- 9-этажный кирпичный жилой дом, построенный в 1935 году по индивидуальному проекту.

«Взяв щетку под мышку, Маргарита вошла в подъезд, толкнув дверью удивленного швейцара, и увидела рядом с лифтом на стене черную громадную доску, а на ней выписанные белыми буквами номера квартир и фамилии жильцов.»
Вход в подъезд, в котором находилась разгромленная Маргаритой квартира 84.

Далее, если есть желание, можно зайти в одну из высоток на Новом Арбате и посмотреть на Москву с высоты полета Маргариты.
«Прицелившись, чтобы не задеть за какой-нибудь провод, она покрепче сжала щетку и в мгновение оказалась выше злополучного дома. Переулок под нею покосился набок и провалился вниз. Вместо него одного под ногами у Маргариты возникло скопище крыш, под углами перерезанное сверкающими дорожками.»

Понятно, что открывающаяся картина будет очень отличаться от того, что видела Маргарита, но все равно интересно))

Из Николопесковского переулка возвращаемся обратно на Старый Арбат и идем в сторону Смоленской площади, к зданию ТоргСина (Торговый Синдикат- всесоюзное объединение по торговле с иностранцами, существовавшее в 1931-1936 году.)

«примерно через четверть часа после начала пожара на Садовой, у зеркальных дверей торгсина на Смоленском рынке появился длинный гражданин в клетчатом костюме и с ним черный крупный кот»

Дальше наш путь идет по Садовому кольцу, до улицы Пречистенка. Можно и не по Садовому, а переулками, так намного интереснее. Важно не пропустить поворот с Пречистенки в Мансуровский переулок, к дому 9, дому Мастера.

«Выиграв сто тысяч, загадочный гость Ивана поступил так: купил книг, бросил свою комнату на Мясницкой…
– Уу, проклятая дыра! – прорычал гость.
…и...
...Нанял у застройщика две комнаты в подвале маленького домика в садике. Службу в музее бросил и начал сочинять роман о Понтии Пилате.»

Дом в Мансуровском

Окошки Мастера

Других вариантов расположения дома нет. Во времена Булгакова дом принадлежал артисту Малого театра С. Топленинову. Братья Топлениновы были хорошими знакомыми Булгакова, а С.А. Ермолинский, снимавший в их доме квартиру, был другом писателя. Булгаков часто ходил в гости и к Ермолинскому, и к младшему Топленинову. Булгаков часто ночевал в специально отведенной ему комнате с печкой (в правой части дома, если смотреть на фасад со стороны переулка) и там же работал над своим романом «Мастер и Маргарита». В саду дома Булгаков читал главы из нового романа. И на вопрос жены Ермолинского ответил, что подвал именно этого дома он описал в романе.

А вот так выглядел дом в Булгаковские времена:

Продолжаем идти дальше по Мансуровскому, к Остоженке, до дома №21 «дому Кекушева», четвертого претендента на звание дома Маргариты.

По архитектурному стилю дом подходит под описание, но по расположению- не очень, есть маленький сад, но шумная Остоженка никак не напоминает тихий арбатский переулок. Сейчас в нем какое-то арабское посольство.

 

 

 

Далее, идем по Остоженке в сторону центра до поворота направо, в Пожарский переулок до дома № 10 (бывший Савельевский переулок дом 13). В этот дом забегал поэт Бездомный в попытке догнать Воланда, там же он прихватил необходимые для успеха бумажную икону и свечку...

«потом Остоженка и еще переулок, унылый, гадкий и скупо освещенный. И вот здесь-то Иван Николаевич окончательно потерял того, кто был ему так нужен. Профессор исчез.
Иван Николаевич смутился, но ненадолго, потому что вдруг сообразил, что профессор непременно должен оказаться в доме №13 и обязательно в квартире 47.»


 

То, что мы находимся в том самом переулке,

подтверждается еще одним фактом: в 30-хх годах, в конце Савельевского переулка, на набережной были ступеньки и спуск к воде, а не сплошной парапет.


«Через самое короткое время можно было увидеть Ивана Николаевича на гранитных ступенях амфитеатра Москвы-реки.
Сняв с себя одежду, Иван поручил ее какому-то приятному бородачу, курящему самокрутку возле рваной белой толстовки и расшнурованных стоптанных ботинок.»

Такую же картинку увидел и Иван много лет назад. Напротив выхода Пожарского переулка на набережную Москвы-реки

Здесь в 30-хх годах был тот самый спуск к воде

Продолжаем идти по набережной в сторону Кремля, к дому Пашкова, месту встречи Воланда и Азазелло
«На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев....»

Ну и напоследок дошли до станции метро Библиотека имени Ленина, доехали до станции Воробьевы Горы, поднялись на вершину МГУ и посмотрели на Москву с того же места, с которого это делали Воланд со свитой перед тем, как улететь навсегда, и где соревновались в искусстве свиста Коровьев и Бегемот

«Грозу унесло без следа, и, аркой перекинувшись через всю Москву, стояла в небе разноцветная радуга, пила воду из Москвы-реки. На высоте, на холме, между двумя рощами виднелись три темных силуэта. Воланд, Коровьев и Бегемот сидели на черных конях в седлах, глядя на раскинувшийся за рекою город с ломаным солнцем, сверкающим в тысячах окон, обращенных на запад, на пряничные башни девичьего монастыря.»

Отчет делался в течение трех месяцев, с начала апреля по конец июня, по мере моего появления в Москве и наличия свободного времени, отсюда разные времена года на фотографиях. Ну и по мере возможности, я старался, чтобы время суток и погода хотя бы примерно соответствовали описанным Булгаковым.

 

ТРАМВАЙ А.

 

1911 - ОТКРЫТ МАРШРУТ: Покровские ворота - Яузский, Покровский, Чистопрудный,

Сретенский, Рождественский, Петровский, Страстной, Тверской, Никитский (Суворовский),

Пречистенский (Гоголевский) бул., Соймоновский пр., Пречистенская, Кремлёвская,

Москворецкая наб., Устьинский пр. - Покровские ворота

1931 - вместо Соймоновского пр. следует по Волхонке и Ленивке.

25.02.1934 - раскольцован и следует от Зацепской пл. через Павелецкий вокз., далее по

Зацепскому валу, Садовнической ул., Устьинскому пр. и по бульварному кольцу до

Кропоткинской пл.

24.05.1936 - кратковременное восстановление кольцевого движения: пл. Ногина -

Астаховский, Подколокольный пер., Покровский, Чистопрудный, Сретенский,

Рождественский, Петровский, Страстной, Тверской, Никитский, Гоголевский бул., Волхонка,

Ленивка, ул. Серафимовича, Болотная ул., Балчуг, ул. Разина, Солянский пр., Солянка - пл.

Ногина

15.09.1937 - вновь работает от Зацепы до м. Дворец Советов (Кропоткинская), но теперь

следует по ул. Новокузнецкая, Пятницкая, Разина, Солянка, Астаховскому и

Подколокольному пер. с выходом на Покровский б-р и далее до Дворца Советов (который так

и не построили).

1938 - следует по Устьинскому пр. и части Садовнической ул.

1939 - продлён от Кропоткинской пл. по Кропоткинской ул., Зубовской ул. до Клинической

пл.

11.05.1948 - продлён до ул. 10 лет Октября (сняты пути на Б. Пироговской, проложены по М

Пироговской), круг у Клинической пл. ликвидирован. Также изменены 1,13,47.

 

15.05.1949 - массовые снятия путей привели к совершенно другой трассе следования:

Зацепская пл. - Павелецкий вокз. - м. Новокузнецкая - Пятницкая, Садовническая ул.-

Устьинский пр.- Астаховский, Подколокольный пер.- Покровский, Чистопрудный, Сретенский,

Рождественский, Петровский, Страстной б-р - ул. Чехова - Оружейный пер. - 3-я Тверская-

Ямская ул.- Белорусский вокз. - Б.Грузинская ул.- Дружинниковский, 1-й Смоленский пер. -

ул. Россолимо - М. Пироговская ул. - ул. 10 лет Октября; также продлён Тм-28; изменён Тм-1;

укорочен Тм-17; отменены Тм-13,54, открыт новый А-55.

10.07.1949 - до Б. Грузинской своим маршрутом, далее по ул. Красная Пресня и

Шмитовскому пр. до Тестовского пос., продлены Тм-23,29, изменён Тм-1,26, отменён Тм-22.

1.09.1953 - сняты пути на ул. Чехова, Тм-А следует по Цветному б-ру, Самотёчной ул.,

Делегатской ул., Оружейному пер., далее своей трассой. Изменён Тм-23, продлён Тм-14,

укорочены 23,27, отменены Тм-28,52.

16.02.1955 - сняты пути с Красной пресни, Тм-А,23,29,31 следуют по ул. Заморёнова

5.09.1955 - восстановлено движение по Яузскому б-ру, изменены Тм-А,15.

16.06.1958 - сняты пути по Делегатской ул. и Оружейному пер. Трасса Аннушки теперь

выглядит так: Зацепская пл. - Павелецкий вокз. - Новокузнецкая, Пятницкая ул., Балчуг,

Садовническая ул., Устьинский пр., Яузский, Покровский, Чистопрудный, Сретенский,

Рождественский, Цветной бул., Самотёчная ул.и 3й пер., пер. и ул. Достоевского,

Перуновский пер., Палиха, Лесная ул. - Белорусский вокз. - Грузинская ул. - ул. Заморёнова -

Шмитовский пр. - Тестовский пос. Также изменён Тм-29, укорочен Тм-37.

1959 - вместо Новокузнецкой и Пятницкой ул. следует по Зацепскому валу и части ул.

Осипенко (Садовнической).

1.09.1963 - сняты пути с последнего куска Пятницкой ул., трамваи следуют по

Садовническому пр. и Устьинскому пр., с октября прекращено движение по Зацепскому валу

и ул. Осипенко, Тм-А следует по Новокузнецкой ул., Садовническому и Устьинскому пр.

Также изменён Тм-3.

10.08.1967 - сняты пути по Цветному б-ру и Самотёчной ул., Тм А укорочен и работает от

Зацепской пл. до Трубной пл. Отменён Тм-1, изменён 25-й.

15.04.1971 - сняты пути по Рождественскому б-ру, Тм-А укорочен до м. Кировская

11.1991 - ликвидирован круг у Зацепы, Тм-А ОТМЕНЁН.

1997 - ВОССТАНОВЛЕН МАРШРУТ А Калужская пл. - м. Чистые Пруды.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: