Каждый негосударственный пенсионный фонд в своей деятельности часто сталкивается с неопределенностью наступления ряда событий, в том числе – получения желаемых финансовых результатов. При этом существуют риски не выполнить принятые на себя фондом обязательства по выплате пенсий.
В начале 2012 года рынок НПФ в результате отзыва лицензии, слияния или прекращения деятельности покинуло 39 фондов: их число сократилось с 209 на 01.01.2011 года до 170 на 05.12.2011 года.
Также следует отметить то, что по состоянию на 01.07.11 года по данным, публикуемым ФСФР, 28 фондов имело ИОУД (имущество для обеспечения уставной деятельности) ниже минимального уровня в 50 млн. рублей; ИОУД еще 87 фондов не превышал 100 млн. рублей. Многие учредители фондов не заинтересованы в их дальнейшем развитии – все ресурсы направлены на поддержание предприятий.
В 2012 году корпоративные НПФ столкнулись с резким сокращением расходов компаний на социальные программы, что привело к двум результатам: с одной стороны, ряду предприятий оказались не нужны кэптивные НПФ, с другой – учредители, рассчитывавшие рано или поздно окупить вложения в пенсионный бизнес, столкнулись с увеличением возможных сроков окупаемости проекта.
В условиях спада в экономике вероятность увеличения ИОУД многих фондов со стороны учредителей оценивается как низкая, что в среднесрочной перспективе станет одним из факторов, стимулирующих слияния фондов и уменьшение их числа.
Другим фактором, способным привести к уменьшению числа участников рынка, станет необходимость фондов компенсировать убытки, полученные в 2011 году. Лишь некоторые НПФ отыграли потери, вызванные кризисом, однако и у них наблюдается разрыв между доходностью от размещения средств и доходом, начисленным за тот же период на индивидуальные счета вкладчиков (средняя доходность за три года по выборке составила лишь 6,16% по пенсионным резервам и 4,85% по пенсионным накоплениям, в то время, как доход вкладчиков мог составить до 20%).
|
Необходимость сокращать этот разрыв между фактической и бумажной доходностью ведет к сужению возможностей фондов по финансированию своей деятельности, в том числе – по развитию и совершенствованию систем риск-менеджмента, необходимых для контроля деятельности управляющих компаний.
Всего, в течение 2013-2014 годов рынок могут покинуть от 25% до 35% участников – итоговая ситуация во многом будет зависеть от того, обозначит ли регулятор новую линию отсечения по ИОУД, а также то, будет ли облегчен процесс слияния фондов – сейчас, по оценкам участников рынка, прохождение всех процедур может занять до одного года.
Результатом сокращения числа НПФ станет повышение качества рынка, поскольку более крупные участники смогут позволить более качественно организовать инвестиционный процесс, снизив тем самым риски вкладчиков и застрахованных лиц.
Таким образом, можно выделить следующие риски присущие деятельности негосударственных пенсионных фондов:
Риски НПФ, обусловленные действием финансово-экономических, демографических и других факторов, можно трактовать как вероятность невыполнения пенсионных обязательств. Другими словами, для фонда появляется риск стать финансово неустойчивым.
Риски актуарных пассивов. Это риски неправильной оценки и формирования обязательств фонда.
|
Риски актуарных активов. Это риски того, что активы будут меньше расчетных величин.
К рискам первой группы относится, прежде всего, риск ошибок оценки (расчетов) имеющихся пенсионных обязательств. Он появляется вследствие применения неверных формул и алгоритмов расчета, ошибок при разработке компьютерных расчетных программ, ошибок в исходных данных (на пример, в представленной информации по дате рождения и полу участников), неправильного задания актуарных предположений (актуарной доходности и таблиц смертности) при проведении расчетов и т.д.
В этих случаях можно получить неверное представление (как заниженное, так и завышенное) об имеющихся обязательствах фонда.
К этой же группе можно отнести также риск ошибок формирования новых обязательств при начислении инвестиционного дохода на пенсионные счета, при индексации пенсий и т.д.
В этих случаях может произойти, например, необоснованное завышение обязательств фонда, нарушающее актуарный баланс. Неверное вычисление имеющихся обязательств в дальнейшем, как правило, приводит к ошибкам формирования новых обязательств.
К рискам второй группы относятся, прежде всего, инвестиционные риски. В первую очередь к ним относится риск неполучения заданной (желаемой) доходности инвестирования.
При неблагоприятном стечении обстоятельств возможны даже риски убытков при инвестировании.
Могут быть не выполнены прямые обязательства фонда по доходности начисления на пенсионные счета.
Во-вторых, даже если прямых обязательств по доходности начисления у фонда нет, желательно обеспечить эту доходность не ниже уровня инфляции, так как только в этом случае не будет снижаться покупательная способность пенсий.
|
В-третьих, доходность может оказаться ниже актуарной доходности, принятой при расчетах обязательств. Во всех этих случаях финансовое равновесие фонда может нарушиться.
Кроме риска неполучения заданной доходности имеются риски снижения текущей ликвидности инвестиционного портфеля, что может сказаться на платежеспособности фонда при выплате пенсий и выкупных сумм.
К рискам второй группы, кроме инвестиционных рисков, можно отнести также риски не поступления пенсионных взносов вкладчика. С точки зрения финансовой устойчивости это особенно опасно при использовании не полностью фондированных пенсионных схем.
Поскольку имеются риски задания доходности (риски первой группы) и риски неполучения заданной доходности (второй группы), можно говорить об относительном риске отклонения доходности инвестирования от принятого в актуарных расчетах значения. В общем случае особое значение имеет относительный риск изменения активов по сравнению с пассивами.
В следующем параграфе курсовой работы будут рассмотрены методы управления рисками в деятельности негосударственных пенсионных фондов.
Заключение
Подводя итоги, следует отметить то, что с 1990 года по настоящее время в России осуществляется реформирование пенсионной системы. Основная задача реформы – повышение уровня пенсионного обеспечения российских граждан, развитие страховых и накопительных принципов начисления пенсий. Составляющей частью пенсионной системы России является негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение, как механизм взаимодействия негосударственных пенсионных фондов, работодателей и работников по формированию дополнительных пенсий.
Для российского бизнеса необходимость НПФ становится все более явной, так как корпоративное пенсионное обеспечение – это цивилизованный способ проведения социальной политики, управления персоналом и конкуренции между предприятиями за качественных наемных работников.
До 2004 года НПФ осуществляли свою деятельность на основании договоров о добровольных пенсионных взносах граждан или организаций за своих работников. C 2004 года НПФ получили право участвовать в системе обязательного пенсионного страхования — привлекать накопительную часть трудовой пенсии граждан и работать с ней. После выхода граждан на пенсию, НПФ будет выплачивать пенсии как по договорам добровольного пенсионного обеспечения, так и по договорам об обязательном пенсионном страховании.
Негосударственные пенсионные фонд, как и любая другая организация, в своей деятельности подвержен различным рискам. Однако риски негосударственных пенсионных фондов некатастрофичны и поддаются управлению.
Негосударственные пенсионные фонды в России, несмотря на все перечисленные трудности и проблемы, будут жить и развиваться, - поскольку они объективно нужны всем. Для населения России обращение к услугам НПФ – вопрос времени и доверия.