СОНАТНО - СИМФОНИЧЕСКИЙ ЦИКЛ. СИМФОНИЯ.




ЦИКЛИЧЕСКИЕ ФОРМЫИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ

 

СЮИТА

1. Ответь на вопросы:

а) как переводится слово "сюита"?

б) какое другое название есть у сюиты?

в) кто писал сюиты?

г) по какому принципу располагаются танцы в сюите?

д) какие танцы лежат в основе сюиты, сколько обязательных танцев?

е) что такое вставные танцы, где они помещались в сюитах И.С.Баха?

ж) в сюите могут быть нетанцевальные номера?

з) какие новые "модные" танцы появились в сюитах Баха?

и) в каких танцах сюиты самый быстрый и самый медленный темпы?

к) что объединяет танцы сюиты?

л) в каком размере сочиняется сарабанда?

м) каким танцем заканчивается классическая сюита?

н) чем необычна оркестровая сюита Баха си минор (объясни подробно)?

 

2. В текст вставь названия старинных танцев, входящих в сюиту:

" Танец _________________ немецкого происхождения (по - французски означает "немецкий"). Он известен с 16 века. Когда-то это был величественный и несколько грузный танец. Нужно представить себе анфиладу зал в старом замке и медленно движущиеся сквозь нее пары в тяжелых одеждах, не позволяющих особенно быстрых движений. Размер - 4\4 с характерным затактом в одну восьмую или шестнадцатую - ритмическим отображением шага " с каблука на носок", свойственного этому танцу.

О танце _______________ доходят вести с 14 века, а просуществовал он до начала 17 века и не однажды менял свой облик. Название танца происходит от французского "бегать", то ли от итальянского "течение", "текущий". Для исполнения этого танца характерны скользящие движения ног. Своего расцвета танец достигает во второй половине 17 века при дворе французского короля Людовика XIY. Его танцевала пара танцоров, которая должна была изящно и красиво обежать кругом всю залу. Этот танец подвижный (размер трехдольный - 3|2, 6|4, 3|4) и очень трудный. Считалось, что научившемуся его танцевать покажутся легкими все остальные танцы. Этим танцем открывали балы.

О возникновении и первоначальном характере танца ________________ высказывают самые разные мнения. Ему приписывают происхождение испанское и восточное, мавританское, характер торжественный, вполне благочестивый, и, наоборот, слишком страстный, "дьявольский". Одно время этот танец был даже запрещен церковными властями в Испании. Но потом танец изменился и снова получил права гражданства. Он утвердился как бальный придворный танец, величавый и торжественный, напоминает медленный менуэт. Размер - 3|2, 6|4. 3|4.

Самый быстрый танец в сюите - это ___________, старинный английский народный танец, ставший в 16 веке бальным. Для него характерно триольное движение на 6|8, 9|8, 12|8"(Г.Скудина "Рассказы об Иоганне Себастьяне Бахе").

 

3 Составь кроссворд на тему "Сюита"

 

              Ж           У
          С Ю И Т А       В
      Ф   А   Г   Л       Е
Б У Р Р Е Р   А   Л       Р
      О   А     М Е Н У Э Т
      Б   Б А Х   М       Ю
    Ш Е   А Р И Я А       Р
  К У Р А Н Т А   Н       А
    Т Г   Д       Д          
    К Е Г А В О Т А          
    А Р                      

 

4. Подчеркни обязательные танцы старинной сюиты: бурре, аллеманда, куранта, гавот, сарабанда, менуэт, жига.

ВАРИАЦИИ

1. Подумай, какое значение имеет повторность в музыке:

в 3-х частной форме повторяется __?___ часть, в рондо - ___?______, в секвенции _____?______.

2. Сформулируй определение "вариации", укажи их формулу.

3. Составь схему видов вариаций

 

       
   
 

 


ВАРИАЦИИ

           
     
 

 

 


4. Ответь на вопросы:

а) в какой форме пишется тема вариаций?

б) как называются вариации на две темы?

г) какое другое название есть у строгих вариаций?

5.Определи, к какому типу вариаций относятся:

Чайковский Тема с вариациями фа мажор: тема и 5 вариаций (выборочно)

Andante





 

6.Представь в форме вариаций содержание сказки, рассказа (на твой выбор) или нарисуй картинки.

СОНАТА

1. Ответь на вопросы: а) что такое соната, чем она отличается от симфонии?

б) В творчестве каких композиторов сформировался тип классической сонаты?

в) Сколько частей в сонате, охарактеризуй каждую?

г) В чем разница между сонатным циклом и сонатной формой?

д) Что такое сонатная форма, какое у нее есть другое название?

е) В чем смысл сонатной формы?

ж) Из каких разделов состоит сонатная форма? Какие разделы могут отсутствовать?

з) Почему главная партия (Г.П.) и побочная партия (П.П.) так названы?

и) Из чего состоят Г.п. и П.п.?

к) Для чего нужны связующая часть и заключительная часть?

л) Где в сонате звучит основная тональность?

м) Что такое сонатина?

 

2. Разбери сонату из своего репертуара по специальности, найди и подпиши карандашом основные разделы и основные темы.

 

3. Подумай: а) экспозицию (в переводе с латинского "изложение") часто называют завязкой - как это понимаешь?

б) как определить начало разработки (выбери нужное и подчеркни:

в разработке есть: 1) варьирование тем, 2) дробление, 3) новый музыкальный материал, 4) тональная неустойчивость, 5) возвращение в основную тональность произведения, 6) повторность, 7) смена тональности).

в) что является развязкой в сонатном аллегро?

г) можно ли считать репризу выводом, итогом? Сравни с экспозицией (общее и отличие

 

4. Гайдн Соната ми-минор. Ответь на вопросы:

а) Найди общее и различия между Г. п. и П.п.

б) Каков характер разработки и какие приемы развития применил в ней Гайдн?

в) Каков характер 2 части и чем необычен ее конец?

 

6. Бетховен Увертюра "Эгмонт" - как пример полного сонатного аллегро.

Ответь на вопросы:

а) с какими историческими событиями и с каким театральным произведением связано содержание увертюры "Эгмонт" Бетховена?

б) Что такое увертюра? В какой форме написана данная увертюра?

в) Почему сонатное аллегро начинается в медленном темпе?

г) Как построено вступление к увертюре, в чем состоит его связь с основным разделом, охарактеризуй темы.

д) Как соотносятся и развиваются темы в сонатном allegro?

е) Где находится драматическая кульминация увертюры, что она означает?

ж) Какой образный характер и смысл имеет кода увертюры?

СОНАТНО - СИМФОНИЧЕСКИЙ ЦИКЛ. СИМФОНИЯ.

1.Сравни строение сонаты и симфонии - найди общее и различия.

Почему сонату и симфонию называют циклическими произведениями?

2. Ответь на вопросы:

а) что такое симфония?

б) Кого считают отцом симфонии? Сколько симфоний создал этот композитор?

в) Какая часть симфонии определяет характер всего целого? В какой форме пишется? Почему?

г) Какая часть является лирическим центром?

д) Какая часть жанровая? Что это значит?

е) В каких частях симфонии звучит основная тональность?

 

3. Объясни:

а) "От тьмы - к свету, через борьбу - к победе" - можно ли отнести этот девиз к 5 симфонии?

б) Что такое лейтмотив? Какую тему 5 симфонии можно считать лейтмотивом? О какой теме Бетховен сказал: "Так судьба стучится в дверь"?

в) Какая тема проходит через все части симфонии? Какова ее роль?

г) В какой форме написана вторая часть симфонии? Это обычно?

д) По воспоминаниям современников, однажды во время исполнения 5 симфонии французские гренадеры встали и отдали салют - какая часть звучала в тот момент и почему были совершены такие действия?

 

4. К какой музыкальной форме относятся следующие термины:

Рефрен, эпизоды __________________________________________,

Экспозиция, разработка, реприза - ________________________________________.

Предложение - _____________________________.

Главная и побочная партии - ___________________________________________.

 

5. Напиши, в какой форме (сложной 3-х частной? Рондо? Вариационной? Сонатной?) и в каком темпе обычно пишутся части сонатно-симфонического цикла:

1 часть - ________________________________(____________________________)

2 часть ___________________________________(__________________________)

3 часть -________________________________(_____________________________)

4 часть -______________________________(___________________________)

 

6. Выбери правильный ответ:

- Первые части сонат и симфоний обычно пишутся: а) в форме вариаций, б) в трехчастной форме, в) в сонатной форме.

- П.п. в классической мажорной сонатной форме обычно звучит: а) в параллельной тональности, б) в тональности доминанты, в) в одноименной тональности.

- П.п. в классической минорной сонатной форме обычно звучит: а) в одноименной тональности, б) в тональности доминанты, в) в параллельной тональности.

- Название второго раздела сонатной формы: а) реприза, б) экспозиция, в) разработка.

- Классическая симфония обычно состоит из... а) трех частей

- Классическая соната обычно состоит из... б) четырех частей

в) пяти частей

7. Закончи предложения:

а) сонатная форма состоит из 3 разделов:______________________________________

б) в первом разделе сонатной формы, который называется ___________________, между главной и побочной темой находится ______________________________.

в) сонаты и симфонии заканчиваются ____________________.

г) в классической симфонии 3 часть называется_____________ или ______________.

д) кода - это ______________________.

 

КОНЦЕРТ

 

1. Ответь на вопросы:

а) как называется жанр, в котором, по словам П.И.Чайковского, "маленький, но сильный духом солист борется со своим огромным, неисчерпаемым в красках соперником"? Что это за "соперник"? А кто может быть солистом?

б) Является ли концерт циклическим произведением? Сравни его строение со строением сонаты.

в) Объясни термины: концерт, двойная экспозиция, каденция, tutti.

 

3. Охарактеризуй Первый концерт для фортепиано с оркестром П.И.Чайковского. Чем объясняется, на твой взгляд, неувядаемая слава 1 концерта Чайковского, чем он близок нам?

"неувядаемая слава фортепианного концерта П.Чайковского объясняется не только обаянием мелодического и инструментального мастерства композитора. Этот концерт воспевает красоту бытия, преодоление сомнений, окрыленность, радость и полноту жизни.

Порой кажется, что в музыке этого концерта запечатлелись страницы жизни каждого из нас: вслед за радостями и к нам приходят печали... Неудовлетворенность настоящим, периоды скованности внутренних сил, неожиданные срывы, поиски выхода из тупика знакомы всякому человеку, как знакомо ему и неожиданное счастье от веры в собственные силы, наслаждение тишиной и просторами, чувство единения со многими близкими по духу людьми.

Вступление к этому гениальному концерту - ослепительная, ликующая музыка - звучит, как лучезарный и величественный гимн жизни и свету...

После торжественной музыки наступает затишье; в партии рояля возникает новая тема; ее мелодию Чайковский заимствовал от украинских народных музыкантов, игравших на лире. Но монотонный напев лирников здесь наполняется каким-то внутренним трепетом...

Потом возникает новая мелодия, ласковая, широкая и привольная. В ее народно-песенных интонациях словно предстает образ родной страны с ее просторами, неудержимо влекущими вдаль..." (В.Россихина "Беседы о классической музыке")

 

3. Реши кроссворд:

По горизонтали: 1 Раздел сонатной формы, в котором происходит развитие тем

3 первый раздел сонатного аллегро

7 немецкий танец- шествие, с которого начинается классическая сюита

10 одночастное произведение, чаще всего пишущееся в сонатной форме

12 двухдольный торжественный танец-шествие, название которого переводится как "павлин"

14 циклическое произведение, переводящееся как "соревнование”

15 произведение для 1-2 инструментов, написанное в форме сонатно- симфонического цикла

16 последняя часть циклического произведения

17 завершение сонатного аллегро, переводится - "хвост"

18 название увертюры Бетховена

19 термин, в переводе "неизменный", часть названия вариаций

По вертикали: 1 последний раздел сонатной формы

2 французский танец, часть сюиты, в переводе "текущая","бегущая"

4 форма, характерная для последних частей сонатно-симфонического цикла

5 танец, завершающий классическую сюиту

6 часть симфонии, впервые введена в цикл Бетховеным

8 раздел концерта, в котором солист показывает свою "доблесть"

9 медленный испанский танец, часть классической сюиты

11 раздел экспозиции сонатной формы

13 циклическое произведение

 

                                     
                                   
                                   
                                   
                                   
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     

 

5. К терминам подбери верные определения, поставив рядом с ними соответствующий номер.

1. многочастное произведение,

2 танец классической сюиты,

3 раздел в сонатной форме,

4 тема в сонатном аллегро

цикл кода куранта симфония экспозиция

жига соната аллеманда связующая заключительная

финал реприза вступление сарабанда концерт

сюита главная побочная разработка квартет

 

6. Исправь ошибки:

Музыкальный цикл - это маленькое одночастное произведение.

Музыкальная форма, состоящая из трех периодов, называется рондо.

Классическая соната сочиняется для оркестра.

В классической сонате все части быстрые.

Кода находится в середине произведения.

Рефрен встречается в простой двухчастной форме.

Вариации имеют три раздела: экспозицию, разработку и репризу.

Соната бывает двух видов: бассо остинато и сопрано остинато.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: