2. С точки зрения связи слова с контекстом, то есть на основе синтагматических связей:
1) значения свободные 2) значения связанные:
а) лексически связанные;
б) фразеологически связанные.
3. С точки зрения грамматической характеристики слова:
1) значения грамматически 2) значения грамматически
не обусловленные; обусловленные:
а) морфологически обусловленные;
б) конструктивно обусловленные;
в) синтаксически обусловленные.
4. Выделяются также значения узуальные и окказиональные.
Б. Со словами каких ЛСГ должны сочетаться следующие лексемы, чтобы реализовалось указанное значение (укажите письменно по три-четыре слова).
1. Сильный, убедительный в значении «Очень основательный, хорошо обоснованный, последовательно представленный». = ___________________________________________
2. Свежий, новый в значении «Обновлённый; только появившийся, созданный, сформированный взамен прежнего». = __________________________________________
3. Незрелый, зелёный в значении «Неспелый, недозрелый, неготовый к сбору урожая или к употреблению».____________________________________________________________
Какой это тип значения с точки зрения синтагматических связей слова?
В. С какими словами сочетаются следующие лексемы: = устно
кромешный, щекотливый, трескучий («Очень сильный»), подзорный, белый (спец., литер.), грецкий, акулы (перен.), цокольный, взвинтить. Какой тип значения реализуется в получившихся словосочетаниях с точки зрения синтагматических связей слова?
Г. О каком типе / типах значения свидетельствуют пометы в толковых словарях (выделены подчёркиванием): УСТНО
1. Прибыть 2. (1 и 2 лицо не употр.) Увеличиться, умножиться, прибавиться по размеру, объёму, по количеству и т.п. Вода сильно прибыла.
|
2. Съехать 5. перен.; на что. Разг. Незаметно, постепенно перейти на другую тему, на другой предмет разговора, на другой тон (при устном общении, в письме и т. п.). С ковров разговор быстро съехал на соление огурцов и сушение груш. (Гоголь. Иван Фёдорович Шпунька и его тётушка)
3. Лезть 1. на что, во что. Карабкаться, взбираться, подниматься, проникать куда-нибудь. Лезть на гору, на дерево, в окно. … 5. на кого / что, во что / кому (1 и 2 лицо не употр.), чащес отриц. Быть впору, по размеру (о надеваемом); входить, проходить куда-нибудь; умещаться где-либо. Сапог с трудом лезет на ногу. Платье уже не лезет на неё. Нитка никак не лезет в иголку. Эти вещи сюда уже не лезут.
4. Голова 7. чего, обычно ед. ч. Первые ряды, передняя часть чего-то движущегося (о движении отряда, группы людей и т.д.) и обычно чего-то вытянутого. В голове колоны, эскадры. Этот вагон будет в голове состава. Голова кометы.
Задание 4. Определите тип указанного в каждом случае лексического значения (ответ в каждом блоке заданий может быть только один). В тетради укажите только номер ответа по каждому блоку или выпишите соответствующий ряд слов.
1. В каком ряду все выделенные слова имеют исходное экспрессивно-синонимическое значение?
1) хватит выкаблучиваться; светский лев; Ты просто тюфяк!
2) страшный скупердяй; провинциальный городишко; Ну ты и рохля!
3) укокошить муху; воспарить под небеса; грязный поступок;
4) лучистые глаза; страшная подлиза; выслушивать его назидания.
2. В каком ряду все выделенные слова имеют вторичное производно-номинативное значение?
1) корень противоречий; яркая зелень листвы; горячее чувство;
|
2) крепкое словцо; эти товары идут на экспорт; мрачный прогноз;
3) это колесо делает сто оборотов в минуту; язык художественной литературы; зелёные насаждения;
4) ясные намерения; свежая мысль; почётные гости фестиваля.
3. В каком ряду все выделенные слова имеют вторичное переносное (экспрессивно характеризующее) значение?
1) ужасный лизоблюд; солнечная комната, сторона; крепкий кофе;
2) не пиши на полях; стол заказов; ноль внимания; любит поважничать;
3) высокое чувство; так она и сгорела от несчастной любви; взрыв смеха;
4) грязные игры; светлая кожа; звезда экрана; разбить противника.
4. В каком ряду все выделенные слова имеют фразеологически связанное значение?
1) волчий характер, море удовольствий, крепкое здоровье;
2) акулы пера, грецкие орехи, ноль внимания;
3) золотая листва, трескучий мороз, новый подход к делу;
4) выполнять работу со словарём, хлеба ещё зелёные, выпуск газеты.
5. В каком предложении выделенное слово имеет синтаксически обусловленное значение?
1) Именно поэтому героем многих русских народных сказок является медведь. 2) Его любимая пора – золотая осень. 3) В таком случае ты просто тряпка! 4) Для меня эти годы стали настоящей школой жизни.
6. В каком ряду все выделенные слова имеют морфологически обусловленное значение?
1) глубокое чувство, разбить сердце, буря оваций;
2) годы быстро летят, глазные капли, всем домом потрудились;
3) помнить о старых друзьях, идём в поход, малыши с румяными лицами;
4) тебе подходит эта причёска, вспоминать летние грозы, улица с высокими домами.
|
7. В каком ряду все выделенные слова представлены в конструктивно и морфологически обусловленном значении?
1) первые капли дождя, идёт в кино с другом, яркие цвета;
2) глубокие лужи, зажечь костёр, потребуется крепкая верёвка;
3) делают упражнение письменно, колючее растение, посадить дерево;
4) окна выходят на улицу; колыбель отечественной космонавтики; могла бы проявить хоть каплю сочувствия к сестре.