Интерактивный арт-объект.
Под интерактивными арт-объектами мы подразумеваем синтетические арт-объекты, обладающие объемом, мультимедиа, связью с киберпространством, элементами перформанса и, возможно, другими составляющими.
Главным рычагом воздействия является возможность множественного диалогового соучастия созерцателей в создании арт-объекта. Важен его контакт не только с аудиторией, но и с городской средой, культурными и смысловыми слоями места. В отличие от интерактивности в маркетинге (целью является рост числа продаж) или СМИ (цели могут быть идеологическими), вариант этого феномена в современном искусстве базируется на неутилитарном, художественном соучастии, выраженном в эстетически мотивированном творчестве. Идея использовать эффект интерактивности в искусстве зародилась начале XX в., но достигла пика интереса к ней только к его концу. Это связано не только с технотронным прорывом западной цивилизации. В культуре XX в. произошли кардинальные сдвиги, в том числе смена классической культурной парадигмы на неклассическую, завершившуюся постмодернизмом. технических моментов в создании объектов, но стремление к гармонизации отдельных участков городской среды. Фундаментальное различие заключается в том, что дизайн ориентирован на тираж, а арт-объекты на уникальность.
Типология интерактивных арт-объектов не разработана, поэтому предлагается рассмотреть один из вариантов. Предварительно необходимо прояснить схожесть интерактивных арт-практик и средового дизайна, вызванную общностью масштаба проектов и их функций. Это не столько проектность или наличие инженерно-технических моментов в создании объектов, но стремление к гармонизации отдельных участков городской среды. Фундаментальное различие заключается в том, что дизайн ориентирован на тираж, а арт-объекты на уникальность. Фактически здесь нет противоречий, наоборот, интерактивные арт-практики могут давать импульс для внедрения своих инновационных методов формообразования в средовой дизайн, занимающий важную роль в системе городского пространства. Так эти виды деятельности дополнят друг друга. Основное разделение в самих арт-объектах происходит по линии доминирования утилитарного и эстетико-художественного начала. Утилитарные объекты ближе к дизайнерским, отличие лишь в единичности объекта, авторами таковых, на сегодняшний момент, в большей степени являются экспериментаторы: архитекторы, арт-дизайнеры, инженеры-конструкторы, - чем группы художников. Эстетико-художествен новые арт-объекты подразделяются на массовые, художественные и специальные. Массовые объекты просты по восприятию, сценарности, степени интерактивности (мимезис, отражение), актуален игровой момент. Художественные - отличаются поливариантностью результатов соучастия аудитории в арт-объекте, более глубокой степенью интерактивности (реальное созидание). Социальные арт-объекты должны активно обыгрываться в киберпространстве, быть ясны определенным целевым группам, участие каждого участника должно как-то маркироваться в арт-событии.
Арт-объекты, в свою очередь, могут быть:
• длительными (стационарными):
• кратковременными (сезонные):
фестивали, выставки, праздники, презентации);
• разовыми.
Средства гармонизации объекта арт-дизайна с окружающей его средой
В дизайне гармония – это совместимость элементов, составляющих композицию. Каждый элемент дизайна должен дополнять другой цветом, формой, размерами, фактурой, структурой. Если в дизайне присутствует гармония, то его тему очень просто увидеть, она может быть утонченной, романтичной, вызывающей, шокирующей, броской, смешной и т.д. Любая дизайнерская композиция основана на определенных принципах, иначе она не будет восприниматься как нечто гармоничное, целое.
Из основных видов композиции, присущих разным видам искусств - пространственной (фронтальной, объемной, глубинно-пространственной), свойственной архитектуре, объемно-пластической, свойственной скульптуре, живописно-плоскостной, свойственной живописи, линейно-графической, свойственной станковой и книжной графике, - в дизайне могут использоваться
все четыре вида композиции: в зависимости от объекта дизайна, либо все виды вместе, либо один-два вида. Основные принципы композиции, следование которым позволяет достичь гармонической организованности, целостности формы объекта дизайна, включают следующие требования: единство целого и частей формы;
- соподчиненность элементов формы;
уравновешенность элементов формы;
соразмерность элементов формы. Гармонизация формы объекта дизайна достигается на основе преобразования и художественного осмысления исходных физических свойств формы (пространства, объема, конфигурации, величины, поверхностей, линий, точек, цвета, фактуры, текстуры) в соответствии с основными принципами композиции и ее закономерностями благодаря профессиональному выбору и умелому использованию средств и приемов композиции, относящихся к ее основополагающим категориям. Основные средства композиции: пропорции, ритм, масштаб. Основные приёмы композиции: симметрия-асимметрия, динамика-статика, контраст-тождество-нюанс. В результате процесса композиции достигаются такие свойства формы объекта, как пропорциональность, ритм личность, масштабность, симметрия-асимметрия (асимметричность), динамичность (статичность), контрастность. Классические средства и приемы композиции сами по себе не обладают, как иногда считается, абсолютной эстетической ценностью. Пропорциональные, ритмические, масштабные и другие системы, созданные нашими предками на основе квадрата, круга, прямоугольника или «золотого сечения», не являются внеисторическими, формальными мерами красоты. В классических образцах художественной культуры средства композиции никогда не сводились к поверхностному упорядочению внешнего вида, они изнутри организовывали произведение искусства, структурировали материал для выражения художественного замысла. Гармонизация объектов дизайна так-
же не сводится к тому, что на определившуюся в общих чертах материальную структуру накладываются формальные схемы, которые позволяют привести
ее в соответствие со сложившимися представлениями о гармоничной форме.
Средства и приемы композиции используются в дизайн-проектировании
для достижения гармонии между человеком и объектом разработки, включённым в процесс жизнедеятельности в определенной предметной среде. Сущность композиционного форма- образования состоит в построении целостной и выразительной формы, отражающей замысел дизайнера. Рассмотрим структуру и содержание основных средств и приемов композиции.
Пропорции - это соразмерность элементов формы, согласованная система отношений частей между собой и целым. Пропорции выступают в виде различных математических отношений, выражающих правильность геометрического строения формы в строгом соблюдении единой меры. Ритм - закономерное чередование
соизмеримых элементов формы, их акцентировании, повторение, нарастание,
убывание.
Ритм может быть простой и сложный, прямолинейный и криволинейный, прерывистый и непрерывный. Пропорции и ритм – средства достижения тактичности формы и закономерной организованности объемно-пространственной структуры. Арифметические пропорции свойственны метрическим рядам, а геометрические ритмическим рядам.