Раскройте актуальность формирования правовой культуры при изучении курса обществознания




Дайте сравнительный анализ современных учебно-методических комплексов по праву.

Учебно-методический комплекс (далее УМК) – система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебного плана.

1) Линия УМК А. Ф. Никитина. Право (10-11) состоит из:

l Учебник

l методические пособие

l рабочая тетрадь

l электронная книга PDF

Учебник для 10–11 классов базового и углубленного уровней ставит своей целью дать учащимся общеобразовательных учреждений знание истории и теории права и государства, конкретных правовых норм, определяющих законные основы жизнедеятельности граждан, государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, повысить уровень их правосознания и правовой культуры, сформировать их гражданственность.

Цели

Изучение права в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;

воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;

освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;

овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;

формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.

Виды деятельности:

работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;

анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности;

изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;

решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика.

УМК «Право: основы правовой культуры. 10—11 классы. Базовый и углублённый уровни» Е.А. Певцова состоит из:

l Учебники

l Электронная форма учебников

l Программа курса

l Методические пособия для учителя

«Право» как профильный учебный предмет старшей школы базируется на правовом содержании основной школы и предусматривает (с учетом принципов последовательности и преемственности) дальнейшее познание основ юриспруденции, усвоение правовых норм поведения, формирование правовой культуры и правовой компетентности личности.

Цели

Изучение права в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;

воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;

освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;

овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;

формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности

Виды деятельности:

работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;

анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности;

изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;

решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика.

26. Раскройте психолого-педагогические особенности диагностики результата обучения праву.

Диагностика — способ познания, изучения и установления различных отношений, состояний, качеств и свойств объектов исследования.

Стратегия диагностики содержит также требование всесторонности проверки результатов обучения в когнитивной (овладение знаниями и способами их применения), психологической (развитие личности) и социальной (социальная адаптация) сферах.

В психологической сфере проверяется развитие речи, мышления, памяти, внимания, умения действовать в типичных (стандартных) и нестандартных ситуациях. Очень важными являются понимание развития мотивации (интереса, стремления к познанию) и способностей (познавательных, коммуникативных, эмпатийных, творческих и др.).

Психолого-педагогическая диагностика - это изучение личности обучающегося в процессе реализации индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании с целью его оптимизации и создания наиболее эффективных условий развития обучающегося.

В педагогическом процессе диагностика выполняет следующие функции: информационную, прогнозирующую,оценочную, развивающую.

Все существующие варианты диагностирования можно разделить на две группы:

—те, которые используются для текущего контроля знаний и умений школьников, и

—те, которые выполняют роль итоговой аттестации.

Проверка знаний, умений обучаемых в области права должна осуществляться систематически. При оценке ответа ученика учитель может руководствоваться и традиционной системой проверки их знаний и умений, когда обращается внимание на:

—полноту и правильность ответа;

—степень осознанности и понимания изученного;

—речевое оформление ответа.

Оценка «5» ставится в том случае, когда ответ полностью правильный, ученик демонстрирует знания фактов, правовых норм, дает примеры по разъяснению теоретических положений, грамотно формулирует сущность понятий, умеет делать выводы и обобщения, высказывает самостоятельные суждения.

Оценка «4» ставится в том случае, когда при всей верности ответа есть некоторые неточности в изложении материала.

Оценка «3» ставится в том случае, когда в ответе обнаруживается недостаточно глубокое понимание проблемы, отсутствуют собственные оценки сказанного, проявляются умения лишь репродуктивно излагать материал.

Оценка «2» выставляется в том случае, когда ученик вовсе не знает материал и не готов к уроку.

Стремление не поступать формально, создать добрую атмосферу общения с ребятами присуще многим педагогам.

Каждому учителю известно, что в соответствии с высшим уровнем требований «пятерку» можно поставить лишь в том случае, когда ученик научился работать творчески, свободно решает нестандартные задачи, имеет грамотную собственную позицию по изучаемой проблеме. На практике большинство учителей оценивает на «отлично» элементарные умения школьника действовать по заранее предложенному образцу-шаблону.

Следует обратить внимание на то, что самостоятельность в познавательной деятельности должна способствовать развитию интеллекта школьника, выработке им на основе имеющихся знаний своих собственных мыслей, пониманий, решений.

27. Прокомментируйте проблему осознания целей правового образования участниками образовательного процесса.

Под правовым образованием в школе понимается находящаяся в рамках образовательного процесса и организованная на идее права система воспитательных и обучающих действий, направленных на создание условий для формирования у детей:

— уважения к праву,

— собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях общества,

— компетенции, достаточной для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции.

Правовое образование рассматривается как условие формирования индивидуальных способностей, получения знаний и навыков социального функционирования.

Достижение целей правового образования может быть обеспечено в рамках системы правового образования в школе, основывающейся на единстве: — учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права; — системы практических занятий, позволяющих на специально разработанных модельных ситуациях получить опыт экспериментально-проектной деятельности на материале права; — уклада школы, обеспечивающего учащимся приобретение опыта действия в ситуациях, регулируемых правом. Эти три элемента системы правового образования строятся и реализуются применительно к возрасту учащихся и в зависимости от ступени образования приобретают различное значение.

Анализ системы работы по правовому образованию позволяет говорить о том, что уровень правовых знаний у учащихся школы растёт, возрастает соотнесение правовых знаний и поведения. Вместе с тем, приходится сталкиваться с проблемой «детской» интерпретации тех или иных норм права, которая показывает, что правовые знания есть, а вот значимость, оценка этих знаний порой приобретает гипертрофированную форму, особенно, в разговоре о наказании за нарушение закона, о юридической ответственности. Дети больше склонны к варианту безнаказанности, а в ряде случаев приводят примеры попустительства в отношении правонарушителя, особенно несовершеннолетнего.

Старшие подростки с одной стороны уже имеют определенный жизненный опыт, в том числе опыт правовых отношений как положительный, так и негативный, с другой – это период, время выбора дальнейших путей образования, вхождения в большую жизнь. Осмысление такого опыта приобретает для него актуальность, имеет личностный смысл. Работа по правовому образованию делает акцент на признание ценности прав человека, подразумевая, прежде всего, воспитание в человеке чувства собственного достоинства, осознание своих прав, умение их реализовать и защитить, признание прав других людей. Достаточно долог процесс осознания учащимися жизненной роли права, умения строить правовые отношения, разрешать конфликты и споры правовыми средствами.

Раскройте актуальность формирования правовой культуры при изучении курса обществознания

В списке школьного учебного плана предмет «Обществознание» занимает ведущую позицию по формированию правовой культуры учащихся.

В федеральных государственных образовательных стандартах по обществознанию выделены цели и требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию (личностные, метапредметные и предметные результаты выпускников основной школы). Понятно, что именно на уроках обществознания учитель формирует основы правовых знаний для дальнейшего совершенствования личности обучающегося, становления его внутреннего самосознания, саморегуляции. Правовая культура учащихся – это совокупность правовых знаний, умений, нравственно-правовых ценностных ориентаций личности, реализуемых в жизнедеятельности человека, исполнение требований права и социально-активная позиция личности в правоохранительной деятельности. Процесс формирования правовой культуры строится в соответствии с основными компонентами правовой культуры: интеллектуальным, эмоционально-ценностным и практическим. Актуальность проблемы формирования правовой культуры учащихся возрастает не только в связи с высоким динамизмом социальных процессов, происходящих в обществе, но и в связи с повышенными требованиями научно-технического прогресса. Для того чтобы правильно и глубоко разобраться в разнообразной политической жизни, динамичных изменениях во всех сферах современного общества, необходимы гибкое мышление, стойкие мировоззренческие убеждения и последовательная правовая позиция.

Анализ понятия «правовая культура» как вида социальной культуры позволяет рассматривать ее в качестве способности человека в рамках нормативных требований общества самостоятельно найти свое место в жизни на основании осознания собственных целей, средств их достижения и ответственности за принятое решение и последствия его реализации. Данный подход позволяет педагогам смоделировать личность ученика, имеющего адекватные современному развитию общества знания:

l об обществе, его целях и ценностях; 

l о правах человека и способах их реализации;

l о необходимости непрерывного гражданско-правового образования в течение всей жизни; 

l о двух противоположных системах отношений: государство – общество – личность  личность – общество – государство 

l о способах достижения взаимопонимания и сотрудничества между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами.

Такой ученик умеет:

- отстаивать свои права и права других людей;

- ставить цель и выбирать пути ее достижения на основе нравственных и нормативных требований;

- грамотно и осознанно действовать при столкновении с неправовыми реалиями мира.

Ему присущи следующие качества:

- гибкость и открытость, неприятие догматизма, импульсивности и крайностей в суждениях и действиях;

- готовность к исправлению своих ошибок, коррекции своего поведения на основе общепризнанных норм;

- конструктивность и настойчивость в реализации правовых норм;

- объективность;

- ответственность за принятое решение и за последствия его реализации.

Технология эффективного формирования правовой культуры представляет целостную систему, включающую поэтапные взаимосвязанные действия:

1) определение целей и приоритетов процесса формирования правовой культуры;

2) диагностика уровней правовой культуры;

3) целеполагание;

4) определение педагогических условий успешного формирования правовой культуры;

5) организацию образовательного процесса, направленного на формирование правовой культуры, в соответствии с его основными этапами;

6) соотнесение достигнутых показателей с планируемыми.

Поэтому требования ФГОС по организации системно-деятельностного подхода на уроках обществознания позволяют реализовать задачи по формированию правовой культуры школьников.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: