Можно выделить четыре этапа развития детского певческого голоса:
1) освоение фальцета в диапазоне f1-es2, грудного регистра b-d1; используются упражнения, попевки и песни, с мелодиями, построенными на повторениях звуков, поступенных нисходящих и восходящих звукорядах, способствующие созданию необходимых условий для работы гортани в нужном регистровом режиме;
2) расширение диапазона фальцета (c1-fis2) и грудного регистра (g-es1), освоение навыка произвольного перехода из регистра в регистр, развитие продолжительности фонационного выдоха; используются упражнения, попевки и песни, построенные на мелодиях с поступенными нисходящими и восходящими звукорядами, скачками различного направления с постепенным увеличением их ширины.
3) укрепление фальцета на центральных звуках диапазона; используется принцип «концентрического» метода М.И.Глинки. При исполнении рекомендуемых упражнений необходимо сознательно сохранять плотность и активность звучания верхних тонов.
4) выравнивание звучания на всем диапазоне (g-a2) за счет сохранения оптимального положения гортани и рото-глоточного рупора. Перенесение плотного, активного звучания на верхние звуки и легкого звучания на нижние звуки способствует сглаживанию регистрового порога (e1-f1).
IV. Общие выводы.
1) Музыка оказывает влияние на интеллектуальное, нравственно-этическое и художественно-эстетическое развитие человека.
2) Характер работы голосового аппарата в пении влияет на его формирование.
3) Неправильный режим голосообразования при пении нередко может приводить к серьезным функциональным расстройствам и заболеваниям голосового аппарата.
4) Под развитием детского голоса подразумеваются качественные и количественные изменения состояния голосового аппарата и основных характеристик его звучания, а также развитие специфических способностей.
|
5) В вокальной теории и методике в настоящее время существуют две точки зрения по вопросу регистрового строения певческого голоса:
а. певческий голос имеет два натуральных (фальцет и грудной) и один смешанный регистр;
б. между фальцетом и грудным регистром нет промежуточной работы гортани (смешанного регистра).
6) Вокальная функция голосового аппарата - эволюционно более древний физиологический механизм, поэтому при обучении пению речевой механизм голосового аппарата не может быть исходным.
7) У детей с момента рождения уже имеется физиологическая основа звукообразования в различных голосовых регистрах.
8) Звуковысотный диапазон детского голоса определить постоянным нельзя, его ширина зависит от использования регистров.
9) Голосовые возможности детей 7-13 лет зависят от обучения.
10) Средний диапазон певческого голоса у детей младшего школьного возраста, обучающихся пению, - a-b2.
11) Регистровое строение диапазона всегда зависит от 4-х факторов: рода и характера голоса, этапа развития учащегося, характера технических, художественных и фонетических заданий.
12) На звуках d2-dis2 у альтов и f2-fis2 у сопрано существует верхний предел грудного регистра.
13) Верхний предел использования грудного регистра для женщин и детей — e1, f1.
14) В методической литературе существуют различные точки зрения на использование певческих регистров детьми в академическом пении.
|
15) При обучении детей пению необходимо использовать оба регистра: и фальцет, и грудной, т.к. только в этом случае будут созданы наилучшие условия для развития всех функциональных структур сенсомоторной системы.
16) Предполагается, что на начальном этапе вокального воспитания младших школьников преимущественное использование высокой тесситуры в большей степени способствует формированию «опертого фальцета», чем использование средней и низкой тесситуры.
17) При обучении детей пению необходимо учитывать возрастные голосовые возможности и целенаправленно использовать факторы педагогического воздействия, косвенно способствующие нахождению и формированию нужного регистрового звучания.
V. Список использоанной литературы:
1. Араксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983
2. Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей М.: АПН РСРФСР 1953.
3. Багадуров В.А Воспитание и охрана детского голоса: Сб.статей М.: АПН РСРФСР 1953.
4. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 2000
5. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. С-Пб, 1997
6. Емельянов В.В Фонопедический метод формирования певческого голосообразования. Новосибирск, «Наука».: 1991
7. Жинкин Н.И.Нарушение речи у дошкольников. М.: 1958
8. Левидов И.И. Вокальное воспитание детей. Л.: Тритон, 1936
9. Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. Л.: Музка,1967
10. Маслова Н.Н. Воспитательное воздействие детского хорового коллектива на процесс формирования личности школьника. М. 1978
11. Медушевский В.О. О законометностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976
12. Менабени А.Г. Вокальные упражнения в работе с детьми. Вып. 13. М.: Музыка, 1978
13.Менабени А.Г. Методика обучения сольномк пению. Учебное пособие для стедентов пед.институтов. М.: Просвещение, 1987
14. Механизмы речеобразования и восприятия сложных звукрв. М.: Академия наук, 1966
15. Морозов В.П.Развитие физических свойств детского голоса/ от простого к сложному. Л, 1964
16.Назаренко И.К.Искусство пеня. М.: Муз.,1968
17. Транскультуральные исследования в психотерапии. Л.: 1989
18. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческого воспитание детей в общеобразовательной школе. Л.: Музыка, 1972
19. Шацкая В.Н. Детский голос. М.: Музыка, 1974
20. Яковлев А. Физические закономерности певческой атаки. Трениров