Зрение.
О повышенной зрительной чувствительности могут говорить следующие признаки:
- Ребенок не выносит яркий солнечный свет, яркие лампы, мигающие объекты.
- Ребенок быстро перевозбуждается, находясь в ярко окрашенном помещении или в помещении с пестрыми обоями.
- Ребенок часто закрывает глаза или закрывает глаза рукой.
- Ребенок обладает очень хорошей зрительной памятью, часто владеет навыком скорочтения (быстро «сканирует» текст).
- Ребенок любит рассматривать облака, летящие самолеты, высокие дома, разглядывать пылинки в солнечном свете, вытаскивать нитки из одежды.
- Ребенок плохо фокусирует взгляд на действии, над которым работает.
О пониженной зрительной чувствительности могут говорить следующие признаки:
- Ребенок часто боится темноты, лестниц, спусков и подъемов.
- Ребенку нравятся зеркала, различные тени и отблески.
- Ребенку нравится мигающий свет, стиральная машина, вентилятор.
- Ребенок любит пристально разглядывать лица и предметы, любит смотреть на движущиеся объекты.
- Ребенок часто рассматривает собственные руки.
- Ребенку нравятся контрастно окрашенные поверхности, узоры.
- У ребенка плохая зрительная память и плохое зрительное восприятие.
Проприоцепция.
Проприоцепция – это информация от наших суставов и мышц о положении тела, массе тела, давлении, растяжениях и сжатиях тела, перемещении тела в пространстве. Проприоцепция тесно связана с вестибулярным аппаратом и тактильной чувствительностью, поэтому ее не всегда выделяют в отдельный орган чувств.
О нарушениях проприоцепции могут говорить следующие признаки:
- Ребенок топает во время ходьбы, стучит ногами, когда сидит за столом.
- Ребенок любит тянуть, толкать, таскать разные вещи.
- Ребенок часто прыгает, сталкивается с чем-либо, разрушает что-то.
- Ребенку нравится быть плотно укутанным в тяжелое одеяло.
- Ребенок любит обниматься, любит контактные игры.
- Ребенок очень любит прыгать на батуте.
- Ребенок часто стучит игрушками и предметами.
- Ребенок часто толкает других детей.
- Ребенок плохо контролирует нажим карандаша при рисовании.
- Ребенок с трудом может определить, где тяжелый, а где легкий предмет.
- Ребенок часто ломает игрушки.
- Ребенок неправильно оценивает массу предмета, например, поднимая стакан воды со слишком большим или слишком маленьким усилием.
Вестибулярный аппарат.
О повышенной чувствительности вестибулярного аппарата могут говорить следующие признаки:
- Ребенок не любит лифты и эскалаторы, предпочитает садиться в таких местах.
- Ребенку не нравится кататься на качелях, каруселях, горках и т.п.
- Ребенок боится даже незначительной высоты, например, бордюра.
- Ребенок выглядит неуклюжим и чрезмерно осторожным при ходьбе.
- Ребенок в детстве не любил переворачиваться на живот.
- Ребенок избегает разного типа вращений и быстрых движений.
- Ребенок не любит кататься на велосипеде.
О пониженной чувствительности вестибулярного аппарата могут говорить следующие признаки:
- Ребенок чрезмерно любит качаться на качелях.
- Ребенок очень любит быстрое движение, постоянно двигается.
- Качает ногами, когда сидит, раскачивается из стороны в сторону.
- Может подолгу кружиться на каруселях и не испытывать дискомфорта.
- Любит, когда его подбрасывают вверх.
- Любит качаться в гамаке, прыгать по мебели, залезает на подоконник.
- Обычно прыгает, скачет или бежит вместо того, чтобы спокойно идти.
Тактильная чувствительность.
О повышенной тактильной чувствительности могут говорить следующие признаки:
- Ребенку не нравится, когда к нему прикасаются.
- Ребенку не нравится, когда его берут на руки, крепко обнимают.
- Ребенку не нравится находиться близко к другим людям, например, в очереди.
- Ребенок не любит расчесываться.
- Ребенку не нравится купаться, находиться под дождем, он испытывает сильный дискомфорт от сильного ветра.
- Ребенок чрезмерно реагирует на незначительные падения, порезы, ссадины, царапины.
- Ребенок не любит новую одежду, одежду из грубых тканей.
- Ребенок не любит песок, пальчиковые краски, глину и т.п. материалы.
- Ребенок часто снимает с себя всю одежду.
- Ребенок чрезмерно боится щекотки.
- Ребенок не любит стричься.
- Ребенок не любит стричь ногти.
- Ребенок не любит ходить босиком по траве, песку и т.д.
О пониженной тактильной чувствительности могут говорить следующие признаки:
- Ребенок почти никогда не плачет при падениях, ушибах.
- Ребенку нравятся сильные прикосновения, объятия.
- Ребенок сам стремится дотрагиваться до всех и до разных предметов.
- Ребенка не беспокоят грязные руки или лицо, мокрые штаны.
- Ребенок часто берет в рот разные предметы.
- Ребенок может не чувствовать насморк.
- У ребенка может наблюдаться самоагрессия: щипание, кусание и др.
- Ребенок любит тактильные сенсорные игры, сильную вибрацию.
- У ребенка плохая мелкая моторика.
- Ребенок не замечает, что неаккуратно одет (например, резинка от трусов загнулась, кофточка вылезла из штанов и т.д.).
- Ребенок плохо узнает объекты на ощупь.
- Ребенок плохо чувствует горячие/холодные поверхности. Например, он не одергивает руку от горячей сковородки.
Обратите внимание, что один и тот же ребенок может испытывать гиперчувствительность на одних участках тела и недостаточную чувствительность на других участках. Это надо учитывать в занятиях.