Эссе
Автор работы: Бочкова Полина
Образовательное учреждение: ГАОУ ДО «Центр для одаренных детей «Поиск», город Ставрополь
Руководитель: Яковлева Наталья Александровна, руководитель СП МО "РЯ. КР"
Какова цель искусства? Люди нередко задаются таким вопросом. И в ответе обычно содержится идея о том, что оно отражает действительность, выделяя из неё факты, которые волнуют творца. При этом в процессе создания произведения искусства художник переосмысливает реальность и, как результат, явление действительности перестаёт быть важным для него. Получается, путь лежит от реального объекта к его нематериальному воплощению и заключается в освобождении создателя от идеи.
А что, если установить связь реальности и искусства в обратном порядке? Творец создаёт свое произведение, чтобы не уйти от действительности, а сделать её ещё более осязаемой, ощутимой для себя и для зрителей. Он опирается на какой-то факт, но развивает его в своем воображении, придаёт ему новый смысл. В итоге это становится частью действительности.
А что, если факт – историческое событие, к примеру, Вторая мировая война? Какова тогда цель искусства? Ведь оно всегда взаимосвязано с тем, что происходит в мире. В таком случае искусство помогает творцу переосмыслить пережитое и принять посттравматический опыт.
…Март 1944 года. Небо над Крымом… Среди облаков появляется дымящаяся точка. Она приближается к заснеженной долине. Это самолёт. Тем, кто внутри, уже не выбраться. Падение неизбежно…
Человек в снегу под обломками. Вокруг никого. Но вот в безмолвной долине появляются люди, крымские татары-кочевники. Они видят, что здесь что-то случилось, пока никого не было… Рев, удар, грохот… А потом снова безмолвие. Татары находят сбитого летчика. Им всё равно, кто это и из какой он страны. Они забирают его к себе в палатку, а там обмазывают израненное тело топлёным жиром и заворачивают в войлок. Позже человек будет вспоминать именно войлок и жир и ещё диалоги на незнакомом языке.
|
Сбитый летчик – это Йозеф Бойс, немецкий художник, один из главных представителей постмодернизма. В общем-то, история Бойса как художника по-настоящему началась тогда, в небе над Крымом. В 1941 Бойс ушёл в Люфтваффе добровольцем. В то время он, должно быть, верил в свое государство, жертвой режима которого он стал… Но мировоззрение Бойса после катастрофы изменилось. Да, можно считать, что внешние обстоятельства, а именно встреча с крымскими татарами, сформировали это новое мировоззрение. Однако здесь вспоминается другой интересный факт.
История Бойса, возможно, выдумана им самим. То, что пилотируемый им самолет был сбит над Крымом, – правда. То, что он получил серьезное ранение, – тоже правда. А всё остальное скорее является мифом становления художника и объясняет использование войлока и жира как основных материалов в творчестве.
Впрочем, никто не может проверить, какова доля вымысла в биографии Бойса. Это и неважно. Миф становится первым произведением нового творца и неотделимой частью действительности. Настолько неотделимой, что даже овеществляется в фетровой шляпе, которую художник стал носить после войны, чтобы скрыть шрамы от ранений на голове.
Если история выдумана, то значит, Бойс поменял свое мировоззрение посредством рефлексии. После этого он чувствовал вину за военные преступления – свои и Германии – что было очень глубокой раной. Бойс говорил: «Послевоенный шок был моим главным переживанием, моим фундаментальным опытом, который привёл меня к серьёзному погружению в искусство, то есть к выходу на абсолютно новый путь».
|
После войны художники Германии предпочитали игнорировать страшное прошлое. А Бойс, наоборот, напоминал людям о скорби и страданиях, его произведения были связаны с исторической памятью. Как следствие, его искусство было совершенно другим, хоть и отвечало веяниям времени.
Одно из важнейших направлений постмодернизма – перформанс. Для Йозефа Бойса перформанс был ритуалом, в ходе которого может наступить катарсис и произойти психическое исцеление. Войлок и жир – неотъемлемая часть этого ритуала, благодаря им и можно исцелиться. Практически каждый перформанс Й. Бойса отсылал к случаю в Крыму.
Ещё одно произведение искусства, где встречаются все эти образы, – «Стая». Микроавтобус «Фольксваген». Из багажника вываливаются санки. Всего их двадцать четыре. На каждых — войлочное одеяло, кусок топлёного сала и фонарик. Конечно, «Фольксваген» связан с культурой потребления и техникой ready-made, которую прославил Марсель Дюшан. Но Бойс показывает, что обычный объект, заключающий в себе утопию в стремлениях общества потребления, бессмыслен и бессилен. Чтобы выжить, человеку нужно обратиться к более примитивным, но естественным вещам. Похоже, для Бойса войлок и жир олицетворяли не только собственное духовное спасение, но и спасение всего человечества в будущем. А искусство – возможность установить связь между художником и людьми.
|
«Я хотел бы выйти наружу и начать возрождение жизни человечества, погрузившись в тело общества и создавая счастливое будущее», – так выразил эту идею сам Йозеф Бойс. Но для возрождения нужна память. Инсталляция «Демонстрация Освенцима» призывает зрителя помнить о недавнем страшном прошлом. В большой витрине лежат разные предметы, напоминающие о смерти. Только немногие из них, например фотография бараков, сложенная в гармошку, напрямую связаны с самим Освенцимом. Любой человек, который смотрит на инсталляцию, не может сразу понять её. Он вглядывается в объекты и видит в них смерть. Он начинает испытывать чувства страха, дискомфорта. Так происходит осмысление Освенцима и всей катастрофы Второй мировой войны, а за этим следует осознание необходимости памяти.
Пожалуй, судьба Йозефа Бойса исключительна. В России, в заснеженной долине Крыма, немецкий летчик Люфтваффе переродился в нового человека, художника. Страна, с которой воевала его родина, стала источником творческих идей. А эти идеи на самом деле важны для всего человечества. Бойс хотел создать счастливое будущее, и потому он не просто известный немецкий, но и мировой художник. И в нём было что-то такое, что роднило его и с русским искусством. Путь Бойса как творца, можно сказать, завершился в России.
Последний масштабный перформанс художника – «7000 дубов». Он хотел посадить 7000 дубов от Касселя до России. Точнее, Йозеф Бойс хотел убедить местных жителей разных городов и деревень на этом пути посадить дубы. К сожалению, проект не был завершён, но в данном случае идея важнее её воплощения.
Какова же всё-таки цель искусства? Без него, наверное, было бы намного сложнее пережить мировые катастрофы. Такие события, как Вторая мировая война, перечёркивают все законы жизни, человеческого существования. Эти события полностью иррациональны. Настоящий творец не пытается принять эту иррациональность за идею, запечатлеть её в своем произведении и потом стать свободным от долга памяти. Настоящий творец переосмысливает произошедшее, создавая в воображении свой миф, который помогает избавить от иррациональности настоящее, а его произведения соединяют прошлое, память о котором надо хранить, и будущее, которое должно быть лучше настоящего, и становятся мостом между художником и миром.