Характерные черты романского стиля




Интерьер в китайском стиле – это отсутствие острых углов, чрезмерно Интерьер в китайском стиле – это отсутствие острых углов, чрезмерно громоздкой мебели, но большое ее разнообразие

 

 

№34

Общая характеристика Романского стиля

Для романского стиля характерна массивность, строгость и отсутствие излишеств, а также суровость внешнего облика. Романская архитектура знаменита тяжеловесными замками и храмами, скорее напоминающие неприступную крепость в духе Средневековья. В романском стиле доминируют мощные стены, массивные полукруглые двери, толстые колонны, кресто- или бочкообразные своды, полукруглые или круглые окна. Пол – мрамор, плитка с рисунком. Зеркала – шифоновая бронза. Стены – венецианская штукатурка. Роспись (религиозные мотивы).

В интерьере романского стиля также скорее мощь, нежели изящество. Все элементы интерьера производят ощущение простоты и тяжести, почти отсутствие декоративных украшений комнат.

Для романских зданий характерны мощные стены и колонны за счет тяжелых сводов. Основной мотив интерьера — полуциркульные арки. В целом заметна рациональная простота конструкций, однако ощущение тяжести романского собора носит угнетающий характер.

Строительные особенности романского стиля

В архитектуре романского стиля используются различные строительные материалы. В ранний период не только жилые дома, но монастыри и церкви строят из дерева, но основным строительным материалом в средние века становится все же камень. Сначала он употреблялся лишь при строительстве храмов и крепостей, а позднее и для построек светского характера. Легко обрабатываемый известняк, залежи которого находились в областях вдоль Луары, давал благодаря своей относительной легкости возможность перекрывать сводами небольшие пролеты без устройства громоздких подмостей. Он использовался также для орнаментальной кладки наружных стен.

В Италии было много мрамора который особенно часто использовался для облицовки стен. Разноцветный мрамор светлых и темных тонов, применяемый в различных эффектных комбинациях, становится характерной чертой итальянской романской архитектуры.

Камень был или отесанный в виде блоков, из которых делалась так называемая тесовая кладка, или бутовый, пригодный для кладки стен, когда требовалось усилить конструкции, снаружи облицованные плитами и блоками из тесаного камня. В отличие от античности, в средние века использовались камни меньшего размера, которые было проще добыть в каменоломне и доставить на стройку.

Там, где недоставало камня, использовался кирпич, который был несколько толще и короче употребляемого сегодня. Кирпич того времени был обычно очень твердый, сильно обожженный. Кирпичные постройки романского периода сохранились прежде всего в Италии, Франции, Германии и Англии.

Характерные черты романского стиля

Важной задачей романского строительного искусства стало преобразование базилики с плоским деревянным перекрытием в сводчатую. Вначале сводом перекрывались небольшие пролеты боковых нефов и апсиды, позднее сводом стали перекрывать и главные нефы. Толщина свода иногда была довольно значительной, поэтому стены и пилоны проектировались толстыми с большим запасом прочности. В связи с потребностью в больших перекрытых пространствах и развитием строительной технической мысли конструкцию первоначально тяжелых сводов и стен стали постепенно облегчать.

Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки. Наиболее простым по форме и конструктивному исполнению является цилиндрический свод, который, не раздвигая стен, давит на них сверху огромной тяжестью, и потому требует особенно массивных стен. Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе - во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр - Дам дю Пор в Клермоне). Позднее полукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую. Так, неф кафедрального собора в Отюн (начало XII в.) перекрыт стрельчатым сводом с так называемыми гуртовыми арками.

Основой для новых типов сводов стал старый римский прямой крестовый свод над квадратным в плане помещением, получаемый пересечением двух полуцилиндров. Нагрузки, возникающие от этого свода, распределяются по диагональным ребрам, а с них передаются на четыре опоры по углам перекрываемого пространства. Первоначально ребра, возникающие на пересечении полуцилиндров, играли роль арок - подкружал, что давало возможность облегчить всю конструкцию (собор св. Стефана в Кане, 1064 - 1077; монастырская церковь в Лорш - первая полностью перекрытая сводами базилика).

Если увеличить высоту свода настолько, чтобы диагональная кривая пересечения из эллиптической превратилась в полукруглую, можно получить так называемый повышенный крестовый свод.

Своды чаще всего имели полнотелую кладку, что, как мы говорили, требовало возведения массивных пилонов. Поэтому большим шагом вперед стал романский составной пилон: к основному пилону добавлялись полуколонны, на которые опирались гуртовые арки, и в результате уменьшался распор свода. Значительным конструктивным достижением стало распределение нагрузки от свода на несколько определенных точек за счет жесткого соединения поперечных гуртовых арок, ребер и пилонов. Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон - каркасом стены.

В более позднее время сначала выкладывались торцевые (щековые) арки и ребра. Эта конструкция получила название ребристого крестового свода. В период расцвета романского стиля этот свод делался повышенным, а его диагональная арка приобретала остроконечную форму (церковь св. Троицы в Кане, 1062 – 1066гг.).

Для перекрытия боковых нефов вместо крестового свода иногда применялись полуцилиндрические своды, очень часто используемые в гражданском строительстве. Романские конструкции - это прежде всего повышенный ребристый свод, остроконечная арка и погашение косых боковых распоров от сводов системой опор. Они создают основу для последующего готического стиля в архитектуре.

№33

И так в романском стиле доминируют массивные стены, тяжёлые полукруглые двери, толстые колонны, крестовые либо бочкообразные своды, полукруглые или круглые не большие окна (бойницы). На полы применяли мрамор или большого размера плитку с рисунком. Стены отделывали венецианской штукатуркой или камнем. В росписи прослеживались религиозные мотивы. В романском интерьере было больше мощи, чем изящества. Все детали интерьера передают ощущения монументальной простоты, мало используются декоративные украшения. Главный мотив романского интерьера это полуциркульные арки. Рациональная простота конструкций, в тоже время ощущение тяжести романского собора, носит некий угнетающий характер.

Хотелось бы отметить основные элементы романского стиля: лаконичность и простата форм, рельефная плоскость. Цветовая гамма: красный, коричневый, зелёный, белый, серый, чёрный. Линии преобладают: горизонтальные и вертикальные, прямые, полуциркульные. Простые формы: цилиндрическая и прямоугольная. В интерьерах такие детали: повторяющийся растительный либо геометрический рисунок, полуциркульный фриз. Залы в романском стиле были с открытыми потолочными балками, по центру помещения стояли мощные опоры. Конструкции с толстыми стенами, каменные, массивные. Во всём правит замковая и рыцарская тематика: оружие, доспехи, факелы, гербы и т п. Архитектурные строения романского периода имеют вид крепостей. В средние века романские церкви могли служить убежищем, а также выдержать осаду во время междоусобных войн. На возвышенностях строились рыцарские замки, которые обносились высокими стенами и глубоким рвом, для лучшей защиты от неприятеля. Основные типы сооружения романской эпохи это храм-крепость и замок-крепость. Ведущим элементом композиции монастыря и замка является башня – донжон, а затем вокруг неё располагались другие постройки, составляя весь ансамбль из не сложных геометрических форм кубов, призм, цилиндров.

Мебель романского стиля это грубые столы, скамьи, табуреты на трёх или четырёх ножках, высокие стулья, тяжёлая кровать на резных ножках, дополненная балдахином. В романском стиле мебель украшают резьбой и коваными железными деталями. Мягкая мебель отсутствует в романском интерьере, в те годы мебель покрывали краской, обтягивали холстом, потом наносили слой гипса, а затем расписывали краской. Мебель изготавливали из дуба, ели и кедра. Лидером среди предметов обихода в романском интерьере является сундук, позже появились сундуки с ножками и дверцами, так называемые прародители современных шкафов.

Впервые в романском стиле появляется такое понятие как шторы. В сооружения ранней христианской эпохи, делали маленькие окна из цветного стекла, такие интерьеры не требовали штор. Архитектура романского стиля, имеет тяжелый замковый характер, и не большое количество окон полукруглой и круглой формы, тем не менее, их стали украшать поперечными занавесями. Карниз и жердь соответственно были круглыми, повторяя типичную форму окна в романском интерьере. Предметы мебели, а также карниз и жердь изготавливали из тёмного дерева, в одной цветовой гамме. Как дополнение к поперечным шторам в романском стиле используют ковры и тяжёлые драпировки.

В качестве украшения стен в романском стиле применяют такие предметы декора: картины, гобелены, настенные светильники, имитирующие свечи. Особый акцент при выборе люстры это её массивность, (тяжёлый и кованый метал, цепи), всё это удачно подчеркнёт романский стиль. В скульптуре романской эпохи преобладающим видом являлся рельеф. Рельефные изображения, большие вазы с рисунками, маленькие терракотовые статуэтки (тапаграми) прекрасно сочетаются с расписным кессонным потолком. К интерьеру в романском стиле замечательно подойдут предметы рыцарской тематики: доспехи, оружие, факелы. Разумеется, в романском интерьере обязательно должен присутствовать камин.

Церкви и соборы были либо: продольные в плане сооружения, прямоугольной формы с представленной апсидой с восточной стороны или базилики (круглые в плане здания с регулярно размещенными аспидами). Внутри пространство храмов образуется соединением чётко обособленных, в большинстве случаев квадратных пространственных ячеек. Появляется новая система понимания организации внутреннего пространства. Изменился характер перекрытий: исчезают деревянные фермы, их сменяет каменный свод (преимущественно полуциркульный, крестовой). В самом начале романского стиля, сводом перекрывались небольшие пролёты боковых нефов и апсиды, а затем им стали перекрывать и главные нефы. Порой толщина свода была очень внушительна, именно поэтому стены и пилоны проектировались со значительным запасом прочности. Любимым элементом романского экстерьера были массивные башни. Настенная живопись господствовала в ранней романской эпохе, а в конце 11 и в начале 12 веков, когда стены и своды начали обретать конфигурацию посложней, главным элементом декора стали монументальные рельефы, ими украшали порталы, не редко и фасадную стену, в интерьере сосредоточенные на капителях. Плоский рельеф меняется на выпуклый, со светотеневыми эффектами, он неизменно сохраняет связь со стеной, как бы вырастает из неё. Романская эпоха была периодом рассвета книжной миниатюры,развитием таких прикладных искусств: как чеканка, литьё, резьба по кости, эмальерное дело, ковроделие, художественное ткачество, ювелирное мастерство. В живописи и скульптуре романского стиля присущи моменты, связанные с представлением о безграничном могуществе Бога (Страшный суд, Христос во славе и так далее). В строгих симметричных композициях фигура Христа, доминировала, по сравнению с остальными фигурами, заметно превосходя их в размерах. Циклы изображений на библейские и евангельские, житейские, редко на исторические сюжеты, принимали более свободное и динамичное настроение. В романском искусстве используют узоры, геометрические или с мотивами флоры и фауны (с применением звериного стиля, служит неким напоминанием о языческом прошлом европейских народов). Во Франции большое распространение имели трёхнефные базилики с цилиндрическими сводами в среднем нефе и крестообразными в боковых нефах, паломнические церкви с хором, окруженным обходной галереей с радиальными капеллами (в Тулузе церковь Сен Сернен, 1096г.1250гг.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: