в истории социальной психологии




В иссле­довании малых групп выделяют три основных направления, сложившиеся в руслах различных исследо­вательских подходов: 1) социометрическое, 2) социологическое, 3) школа «групповой динамики».

Социометрическое направление в изучении малых групп связа­но с именем Дж. Морено. Он исходил из идеи, что в обществе можно выделить две струк­туры отношений: макроструктуру (по Морено, «пространственное» размещение индивидов в различных формах их жизнедеятельности) и микроструктуру - структуру психологических отношений индивида с окру­жающими его людьми. Согласно Морено, все напряжения, кон­фликты, в том числе социальные, обусловлены несовпадением микро- и макроструктур: система симпатий и антипатий, выража­ющих психологические отношения индивида, часто не вмещается в рамки макроструктуры, а ближайшим окружением оказывается не обязательно окружение, состоящее из приемлемых в психоло­гическом отношении людей. Следовательно, задача состоит в пере­страивании макроструктуры таким образом, чтобы привести ее в соответствие с микроструктурой.

На основании применения этой методики возникло целое направление исследований малых групп, фокус которых сужался до исследования лишь структуры психологи­ческих, т.е. межличностных отношений, непосредственных эмо­циональных контактов между людьми.

Социологическое направление изучения малых групп связано с традицией, которая была заложена в экспе­риментах Э. Мэйо в Хоторне (1924-1936). Мэйо предположил, что сам факт учас­тия работниц в эксперименте: осознание своего участия в мероприятии, внимания к себе при­вело к большему включению в производственный процесс и росту производительности труда, даже в тех случаях, когда отсутствова­ли объективные улучшения. Мэйо истолковал это как проявление особого чувства социабильности — потребности ощущать себя «при­надлежащим» к какой-то группе.

Второй линией интерпретации явилась идея о существовании внутри рабочих бригад не­формальных отношений, которые как раз и обозначились, как только было проявлено внимание к нуждам работниц, к их лич­ной «судьбе». Мэйо сделал вывод о наличии наряду с формальной еще и нефор­мальной структуры в бригадах, и о возможности использования ее как фактора воздействия на бригаду в интересах компании.

После Хоторнских экспериментов возникло целое направление в исследовании малых групп, связанное пре­имущественно с анализом каждого из двух типов групповых струк­тур, выявления соотносительного значения каждого из них в сис­теме управления группой.

Школа «групповой динамики » представляет собой наиболее «психологическое» направление исследований малых групп и свя­зана с именем К. Левин а, опиралось на создан­ную Левином «теорию поля ». Центральная идея теории поля – в том, что законы социального поведения следует искать через познание пси­хологических и социальных сил, его детерминирующих. Важнейшим методом анализа психо­логического поля явилось создание в лабораторных условиях групп с заданными характеристиками и последующее изучение функци­онирования этих групп. Вся совокупность этих исследований по­лучила название «групповой динамики». Основная проблематика сводилась к следующему: какова природа групп, каковы условия их формирования, какова их взаимосвязь с индивидами и с други­ми группами, каковы условия их успешного функционирования. Большое внимание уделялось проблемам образования таких характеристик группы, как нормы, сплоченность, соотношение индивидуальных мотивов и групповых целей, наконец, ли­дерство в группах.

Отвечая на главный вопрос о том, какие потребности двигают социальным поведением людей, «групповая динамика» исследовала проблему внутригрупповых конфликтов, сопостав­ляла эффективность групповой деятельности в условиях коопера­ции и конкуренции, способы вынесения групповых решений. Практически весь набор проблем малой группы был представлен в работах этого на­правления.

Как и все психологическое наследие К. Левина, «групповая динамика» оказала большое влияние на последующее развитие социально-психологической мысли. В рамках этого направления были высказаны чрезвычайно важные идеи относительно групповых процессов, тщательно исследованы некоторые из них, разработаны весьма оригинальные методики, сохраняющие свое значение до сих пор.

Каждое из трех направлений задало определенную линию в изу­чении малых групп. Но ни одно из них не анализировало группу с точки зрения содержания групповой деятельности. Ни в одном из них не задан в качестве осно­вополагающего принцип реализации в малой группе определен­ного вида общественных отношений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: