Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию




Часть 1

Задания 1–3, 10, 12 оцениваются 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.

Правильное выполнение заданий 4–9, 11, 13–20 оценивается 2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) – 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) – 0 баллов.

 

№ задания Ответ
  Материальная культура
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
 
 
134

   
   
   
   
   
   
   

Часть 2

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом

Почему делает данную работу сельскохозяйственный рабочий крупного поместья? На основе хозяйственного плана управляющего поместьем. Почему домашняя хозяйка покупает сегодня 50 килограммов картофеля? Потому что это соответствует ее хозяйственному плану. Почему рабочий В. работает сегодня токарем по металлу на машиностроительном заводе? На основе своего хозяйст­венного плана или — если он делает это по директиве центральных государст­венных властей — претворяя в жизнь хозяйственный план этих властей. Почему настоятель Санкт-Галленского монастыря повелел в 980 г. выращивать опреде­ленные плоды? Опять же на основе своего хозяйственного плана. Это же отно­сится к руководителю какого-нибудь египетского храмового хозяйства в 500 г. до н.э. Во все времена и повсюду ведение хозяйства человеком сводилось к со­ставлению и осуществлению хозяйственных планов. На планах, таким образом, покоится вся экономическая деятельность...

Отдельный план и его осуществление — вот с чего следует начинать сис­темный анализ чистых формообразующих элементов, из которых построены все существовавшие в истории экономические структуры.

Такой способ позволяет прежде всего точно осмыслить обе чистые основ­ные формы, которые обнаруживает историческое исследование во всех эпохах: идеальные типы неменовой «централизованно управляемой экономики» и «ме­новой экономики». Система «централизованно управляемой экономики» харак­теризуется тем, что вся повседневная экономическая жизнь общества регулиру­ется планами, исходящими из одного центра. Если же экономика общества состоит из двух и более отдельных хозяйств, каждое из которых составляет и проводит в жизнь свои планы, то это — система «меновой экономики».

Следы других экономических систем — помимо этих двух — не удается обнаружить ни в современной экономической действительности, ни в прошлом; вряд ли можно себе представить, что они будут найдены и в будущем.

В. Ойкен

 

 
К чему, по мнению автора, сводилась во все времена хозяйственная
деятельность человека? Что выступает в тексте основой экономической
деятельности людей?

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Ответ должен содержать следующие положения: 1) указание на то, что во все времена хозяйственная деятельность человека сводилась к составлению и осуществлению хозяйственных планов; 2) указание на то, что план(ы) выступает (-ют) основой экономической деятельности людей.  
Правильно указаны оба положения  
Правильно указано одно положение  
Ответ неправильный  
Максимальный балл  

 

Какие две основные формы экономической деятельности людей выделены
автором?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Ответ должен содержать следующие позиции: 1) централизованно управляемая экономика 2) меновая экономика  
Правильно названы все формы  
Правильно названы любые две-три формы  
Правильно названа только одна форма ИЛИ Ответ неправильный  
Максимальный балл  

 

 
Предложите известные вам названия двух экономических систем,
описанных автором, и укажите по одному не названному в тексте
отличительному признаку каждой из них.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Ответ должен содержать следующие позиции: 1) названы экономические системы: плановая (или командная) и рыночная экономика; 2) указаны по одному не названному в тексте признаку этих систем, например: для плановой (командной) системы: - господство государственной формы собственности; - централизованное принятие решений; - цены устанавливаются государством. для рыночной экономики: - конкуренция товаропроизводителей; - свободные цены. Могут быть указаны иные признаки плановой и рыночной экономики.  
   
Приведены названия систем (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу), указаны один или более признаков.  
Правильно приведены только названия систем  
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный  
Максимальный балл  

 

 

 
Автор называет выявленные им формы (типы) экономики «иде­альными»

и обращает внимание на «формообразующие элементы, из которых

построены все существовавшие в истории экономиче­ские структуры».

Существуют ли эти типы и формы в чистом ви­де? Как указанные
формообразующие элементы представлены в различных экономических

системах? Для чего, на ваш взгляд, нужно их выделение (определение) в

экономической теории?

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Ответ должен содержать следующие элементы: 1) в чистом ви­де в реальной жизни та или иная системы не существуют, но всегда можно говорить о доминировании «формообразующих элементов» одной из них; 2) в реальной жизни возможны сочетания «формообразующих элементов», и если в хозяйственной жизни они представлены в одинаковой степени, тогда принято говорить о смешанной экономике; 3) выделение «формообразующих элементов» необходимо для анализа или научного исследования. Элементы ответа могут быть даны в иных формулировках  
Правильно приведены все элементы ответа  
Правильно названы два элемента  
Элементы ответа названы частично  
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный  
Максимальный балл  

 

 
 
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социально-экономический конфликт»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о причинах социально-экономического конфликта, и одно предложение о сторонах социально-экономического конфликта.

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
1) Раскрыт смысл понятия, например: Социальный конфликт, предметом которого является экономическое благо. 2) два предложения, например: - наиболее распространенной причиной социально-экономических конфликтов является уровень заработной платы, а также уровень цен на товары и услуги; - в социально-экономических конфликтах основными противоборствующими сторонами являются работодатели и наемные рабочие. Могут быть составлены другие положения.  
Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия  
Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия. ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия  
Правильно раскрыт только смысл понятия. ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия  
Смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа. ИЛИ Ответ неправильный  
Максимальный балл  

 

 

Раскройте на примере теоретическое положение о том, что на социальное познание оказывает влияние совпадение субъекта и объекта познания. Сформулируйте два положения и каждое из них проиллюстрируйте примером.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В ответе может быть приведен пример социального познания: Изучение Миклухо-Маклаем жизни туземных племен. В качестве иллюстраций могут быть приведены следующие положения: - на социальное познание оказывают влияние особенности личности познающего субъекта (его интересы, направленность); - на социальное познание оказывают влияние интересы различных социальных сил, групп и т.д.  
Правильно сформулированы положения, приведены корректные примеры  
Правильно сформулировано одно положение или пример неправильный.  
Правильно сформулировано одно положение, примеры не приведены  
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный  
Максимальный балл  

 

 
В трудах философов Нового времени, таких как Г. Гроций, Т. Гоббс, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, появляется и находит все обоснование идея об обществе, существующим внутри государства и являющимся по отношению к государству относительно самостоятельным. Условиями существования такого общества являются формальное равенство граждан, невмешательство публичной власти в отношения, складывающиеся между частными лицами. Назовите общество, идею которого обосновали философы Нового времени. Укажите любые два условия, необходимых для существования этого общества, которые не названы в тексте задания.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В ответе может быть указано: 1) Название общества: гражданское. 2) Первое условие: существование экономической свободы и рыночных отношений. 3) Второе условие: наличие политического и идеологического плюрализма.  
Оба ответа верные  
Оба ответа верные, приведено менее двух условий  
Верный один ответ, приведены два и более условий  
Верный только один ответ ИЛИ Ответ неправильный  
Максимальный балл  

 

 

 
Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрнутый ответ по теме «Гражданско-правовая от­вет­ствен­ность и её виды». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунктов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в подпунктах.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
При анализе ответа учитывается: – соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа; – наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу; – корректность формулировок пунктов плана. Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании В ответе может быть указано: Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы: 1. По­ня­тие юри­ди­че­ской от­вет­ствен­но­сти и её виды: 1.1 уголовная; 1.2 административная; 1.3 гражданская; 1.4 дисциплинарная. 2. По­ня­тие гражданско-правовой ответственности. 3. При­зна­ки гражданско-правовой ответственности: 3.1 яв­ля­ет­ся имущественной; 3.2 носит ком­пен­са­ци­он­ный характер; 3.3 яв­ля­ет­ся сред­ством пре­ду­пре­жде­ния граж­дан­ских пра­во­на­ру­ше­ний в бу­ду­щем и т. д. 4. Виды гражданско-правовой ответственности 4.1 солидарная; 4.2 суб­си­диар­ная и т. д. Отсутствие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу  
Критерии оценивания ответа на задание 28 Баллы
28.1 1. Раскрытие темы  
План содержит два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Один из этих пунктов детализирован в подпунктах  
План содержит один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу. Этот пункт детализирован в подпунктах. ИЛИ План содержит два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Ни один из этих пунктов не детализирован в подпунктах  
Все иные ситуации  
Указание по оцениванию: Если по критерию 28.1 (раскрытие темы), выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов
28.2 2. Количество пунктов плана  
  Указание по оцениванию: Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно- формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании  
  Не менее трёх, два из которых детализированы в подпунктах  
Все иные ситуации  
28.3 3. Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана  
Формулировки пунктов и подпунктов плана не содержат ошибок и неточностей  
В формулировках пунктов и/или подпунктов плана содержатся неточности и/или ошибки  
Максимальный балл  

 

 
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе

напишите мини-сочинение. Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их).

При раскрытии обозначенной(-ых) вами основной(-ых) идеи(-й),

в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания

(соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их

фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов. Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов /примеров из различных источников. Каждый приводимый факт / пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением,

рассуждением, выводом.

Философия
«В созидании культуры участвуют многие поколения людей» (Д.С.Лихачев).
29.1

 

29.2
29.4
29.5
Правоведение
«В джунглях законов расцветает закон джунглей» (Я.Вейрох).
Экономика
«Экономическая проблема: как у всех отнять, чтобы каждому прибавить». (Х.Ягодзиньский)
Социология, социальная психология
«Сжимая кулак для драки, ты готовишься проиграть разуму». (И.Павлов).
Политология
«Демократия умирает не из-за слабости законов, а из-за слабости демократов» (Д.Латтман).
29.3

 

 


Критерии оценивания ответа на задание 29 Баллы
29.1 1. Раскрытие смысла высказывания  
  Смысл высказывания раскрыт: верно выделена основная идея, связанная с содержанием обществоведческого курса и/или сформулирован тезис в контексте высказывания, который требует обоснования  
Смысл высказывания не раскрыт: основная идея не выделена/тезис не сформулирован  
Указание по оцениванию: Если по критерию 29.1 (раскрытие смысла высказывания), выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов
29.2 2. Теоретическое содержание мини-сочинения (Объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), наличие теоретических положений, рассуждений, выводов)  
В контексте каждой выделенной идеи/ тезиса приведены связанные между собой объяснение ключевого (-ых) понятия (-ий), теоретические положения, рассуждения, выводы  
В контексте каждой выделенной идеи/ тезиса приведены отдельные, не связанные между собой рассуждениями понятия и/или положения. ИЛИ В ответе наряду с относящимися к одной или нескольким идеям/тезисам приведены понятия и /или положения, не относящиеся к ним  
Теоретическое содержание мини-сочинения отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснён; теоретические положения, рассуждения, выводы отсутствуют или не связаны с темой)  
29.3 3. Корректность использования понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов  
  Отсутствуют ошибочные с точки зрения научного обществознания положения  
  В ответе имеются ошибочные с точки зрения научного обществознания положения  
29.4 4. Качество приводимых фактов и примеров  
  Указание по оцениванию: 1. При оценивании могут быть зачтены только факты/примеры, явно связанные с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом. 2. При оценивании засчитываются только сформулированные развёрнуто корректные факты /примеры. 3. Факты/примеры, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания и свидетельствующие о непонимании используемого исторического, литературного, географического и (или) другого материала, не засчитываются при оценивании.
  Приведено не менее двух фактов/примеров из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения. Примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников  
  Приведён только один факт/пример. ИЛИ Приведены факты/примеры из источников одного типа  
  Факты/ примеры отсутствуют. ИЛИ Ни один из приведённых фактов/примеров явно не связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом. ИЛИ Ни один из приведённых фактов/примеров не сформулирован развёрнуто  
  Максимальный балл  

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: