Статус медицины в науке.




Медицина в системе наук представляет собой некое проблемное поле естествознания, обществоведения и гуманитарных наук, прежде всего философии. Последняя способствует совершенствованию понятийного аппарата всего практического здравоохранения. Более того, она развивает научно-мировоззренческие взгляды врача и эвристический (творческий) потенциал в целостной системе материальной и духовной культуры медиков. И вообще, как показывает практика, без философии имидж самой медицины как важнейшей сферы общечеловеческой культуры заметно тускнеет. Медицина совместно с философией постигает сложный мир жизни человека, управляет его здоровьем. При этом она и сама становится объектом специального философского познания. Общие контуры медицины в критериях античной философии обозначил еще великий Гиппократ. Оформление медицины в самостоятельную естественнонаучную и гуманитарную сферу воздействия на человека относится к Новому времени, когда она стала органично связываться с философскими концепциями жизни философии Ф.Бэкона, И.Канта и других мыслителей.

Сегодня можно говорить о том, что медицина – это не только искусство практического врачевания, но и интеграционная наука, да и к тому же, не столь эмпирическая, сколько теоретическая. Стремление теоретически обобщить и философски интегрировать эмпирические знания, то есть критически осмыслить богатый арсенал опытных данных, в медицине наблюдается с давних времен.

Медицина принципиально отличается как от известных общественных наук, так и от общественно-научных и гуманитарных дисциплин. Она представляет собой уникальное единство познавательных и ценностных форм умственного отражения и практического преобразования человеческой жизни. Последнее сближает медицину с философией.

Работа врача начинается с диагностики. Наблюдение, оценка выявляемых симптомов и умозаключение – таковы обязательные ступени на пути к распознаванию болезней и постановке диагноза. В соответствии с этим содержание диагностики можно разделить на несколько разделов. Первый включает методы наблюдения и обследования больного – врачебная диагностическая техника. Второй посвящен изучению симптомов, обнаруживаемых исследованием, – семиология, или семиотика. В третьем выясняются особенности мышления врача при построении диагностических заключений – методика диагноза. Первые два раздела подробно разработаны и составляют основное содержание руководств по диагностике. Третьему разделу диагностического процесса – логике врачебного мышления — уделяется значительно меньше внимания.

Соблюдение законов и правил формальной логики имеет решающее значение для достоверности мыслительного процесса. Диагностический процесс – это прежде всего процесс врачебного мышления, наивысшей рационализации которого можно добиться, только опираясь на законы логики. Логические законы должны применяться на всех стадиях и при всех формах мыслительных операций врача, определяя качество диагностического процесса. Без знания логических законов невозможно установить истинность врачебного мышления. "Правильное построение и формулировка диагноза представляют собой сложный процесс оперирования умозаключениями, суждениями и понятиями. И каждая из этих форм мышления требует неукоснительного соблюдения законов логики. Успешность, правильность и достоверность врачебных заключений появляются тогда, когда заключения доказаны, когда они глубоко продуманы, проанализированы и осознаны. Анализ же мыслительного процесса невозможен без учета законов логики".

В то же время необходимо сознавать, что законы формальной логики – это не законы объективной действительности, которые изучает диалектическая логика, а законы мышления, форма познания, функция разума. "Логическое основание (основание познания) не следует смешивать с реальным (причиной). Причина касается действительных вещей, логическое основание – только представлений". Формальная логика не занимается индуктивными рассуждениями, она исследует дедуктивный вывод. Ее предмет – дедуктивное доказательство с точки зрения его достоверности.

Индуктивное рассуждение основывается на наблюдении и эксперименте, опираясь на сбор и последующее обобщение фактов. Дедукция же представляет собой выведение заключений, которые с достоверностью следуют из аксиом или утверждений о фактах уже известных. Говоря о доказательстве, в логике имеют в виду дедуктивное доказательство: вывод является достоверным, если невозможно, чтобы его посылки были истинными, а заключение ложным. Правила формальной логики нигде и ни при каких обстоятельствах не могут оказаться несостоятельными, если их правильно применять.

Методология диагноза – это, по сути, методика обследования больного по определенному алгоритму, включающему систему операций, применяемых по определенным правилам, которая должна приводить к правильному клиническому диагнозу:

Расспрос.

Непосредственное (клиническое) обследование больного.

Предварительный диагноз.

Дополнительные методы обследования.

Клинический диагноз.

Данная схема диагностического процесса является дедуктивной

От симптома к синдрому, от синдрома к диагнозу. Выявление симптомов еще не определяет болезнь. Необходимо установить связь и единство всех обнаруженных явлений как следствие сущности патологического процесса. Отдельный симптом имеет смысл только в связи с общим состоянием организма. Вторым этапом диагностического процесса является объединение симптомов в синдромы. Синдром — группа симптомов, связанных единым патогенезом. При отсутствии патогенетической связи любая группа симптомов носит название "симптомокомплекс". Синдром должен являться промежуточной ступенью диагноза. В период выявления синдромов происходит переход от простой констатации симптомов к установлению более глубоких связей и причинных зависимостей между ними. Уточнение этиологии, как третий этап диагностики, способствует восхождению к высшей ступени диагностического процесса – установлению нозологической формы болезни.

 

Заключение.


Итак, медицина как наука прошла своеобразный путь развития. Открывались все новые заболевания, их распознавание и лечение. Знакомство с болезнями немыслимо без знания целого ряда наук. Прежде всего, необходимо знакомство с анатомией; одна часть её изучает соответственное расположение частей и органов — топографическая анатомия; изучение мельчайшего строения тканей — гистология; наука о развитии тканей и всего тела — эмбриология. Исследованием отправлений в здоровом состоянии занимается физиология, а изучением расстройств их — общая патология, изучением же расстройств их в зависимости от мельчайших грибков — бактериология. Действие лекарств сделалось содержанием фармакологии, действие ядов и противоядий — токсикологии, знание ботанических и химических свойств лекарственных средств достигается при помощи фармации. Представление о том, чем страдал больной, доказывается окончательно лишь при вскрытии трупа больного; выводы, достигаемые при помощи вскрытий, обсуждаются патологической анатомией; она же приносит громадную пользу, подвергая микроскопическому исследованию частички отторгнутых тканей и дает в руки врача основы для правильного распознавания болезней. Изучению химического состава тканей и отделений посвящена физиологическая химия. Настоящие трудности для врача начинаются у кровати больного; здесь он призван применить все свои знания, всю свою опытность к отдельному случаю, здесь он имеет дело уже не с отвлеченной болезнью, а с больным, с особенностями его телосложения, припадков, социального положения и т. д. Нет двух совершенно одинаковых больных с совершенно одинаковыми расстройствами органов, а потому врачебное воздействие меняется от больного к больному. Призванный к больному, врач определяет, на основании расспроса и некоторых признаков, предыдущее состояние здоровья и предыдущие болезни (анамнез), расспрашивает о болезненных ощущениях (субъективное исследование) и затем открывает расстройства, применяя свои органы чувств (в помощь которым служат различные приспособления), также пользуясь микроскопом и приемами химии (объективное исследование). Лишь после этого врач может поставить распознавание (диагноз) болезни, также сделать предсказание о возможном ходе расстройства в последующее время; руководясь подобными выводами, он назначает лечение. Такими особенностями отличается научное, или рациональное, лечение от эмпирического; при последнем лекарство дается без всякого знания больного. Значение медицины, а, следовательно, и врачей, во все времена было велико; нет сомнения, что оно будет возрастать с общими успехами естественных наук. Наверняка в скором времени человечество ждет еще множества открытий в сфере медицины. Уже сегодня говорят о том, что практически найдено средства против рака и СПИДа. Также много открытий совершается в менее глобальных отраслях, но от этого не менее значимых.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: