Распоряжение от 8 декабря 2011 года N 2227-р (Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года), с изменениями на 18 октября 2018 года.
Реализация Стратегии предусматривается в два этапа.
На первом этапе (2011—2013 гг.) решается задача повышения восприимчивости бизнеса и экономики к инновациям путем осуществления следующих мероприятий:
- — повышение инвестиционной привлекательности перспективных высокотехнологичных секторов экономики, приоритеты развития которых определены Президентом РФ;
- — содействие перетоку капитала и привлечение наиболее квалифицированных кадров в эти секторы с помощью реализации комплекса мер налогового, тарифного и других типов государственного регулирования, а также различных типов финансовой поддержки;
- — модернизация секторов экономики, в которых у России нет краткосрочных перспектив достижения мирового лидерства, в том числе за счет налогового стимулирования технического перевооружения, благоприятного таможенного режима ввоза импортного оборудования и усиления требований технического регулирования;
- — развитие конкуренции в секторах экономики, стимулирование инновационного поведения компаний с государственным участием и естественных монополий, в том числе повышение качества корпоративного управления, формирование требований к инновационной составляющей их инвестиционных программ и улучшение качества внешней экспертизы таких программ;
- — устранение в системе государственного регулирования (включая техническое, таможенное и налоговое регулирование) барьеров, препятствующих инновационной активности;
- — наращивание расходов на софинансирование инновационных проектов частных компаний (в том числе с помощью совершенствования регулирования отрасли венчурного финансирования, реализации проекта поддержки кооперации бизнеса и вузов, учреждений науки), а также выстраивание работы с государственными компаниями по разработке и реализации ими программ инновационного развития;
- — расширение поддержки недавно образованных инновационных компаний институтами развития;
- — реализация региональных программ поддержки малого бизнеса, а также поддержки конкретных проектов в рамках соответствующих государственных программ и подпрограмм, разработанных для высокотехнологичных секторов экономики.
На указанном этапе реализации Стратегии начнется осуществление пилотных проектов по отработке механизмов поддержки масштабных инновационных программ бизнес-структур, в частности поддержка кластерных инициатив и формирование технологических платформ.
|
На втором этапе (2014— 2020 гг.) доля расходов на инновации в бюджете страны будет увеличиваться. Кроме того, предусматривается рост доли частного финансирования в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки.
- 1. За счет высвобождения финансовых ресурсов, предусматриваемых для поддержки бизнес-проектов, существенно увеличится финансирование образования, науки и модернизации инфраструктуры инновационной экономики (в том числе необходимых для этого объектов транспортной, телекоммуникационной и жилищно-коммунальной инфраструктуры).
- 2. На базе заделов, сформированных на первом этапе реализации Стратегии, будет проведено масштабное перевооружение и модернизация промышленности. В основных секторах экономики российские предприятия по используемым технологиям выйдут на средний уровень развитых стран. В этих целях планируется введение необходимых налоговых и иных стимулов, направленных на вытеснение старого технологического оборудования.
- 3. При этом сохранится в необходимых объемах поддержка реализации крупных проектов в рамках приоритетов технологического развития, а также приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации, которые обеспечат технологическое лидерство страны в перспективе.
- 4. Особый акцент делается на модернизации и достройке необходимых элементов инновационной инфраструктуры и повышении их эффективности. На втором этапе реализации Стратегии предполагается полностью сформировать целостную и работоспособную национальную инновационную систему, адекватную расширяющемуся спросу на инновации со стороны секторов экономики, обеспечивающую поддержку инновационной активности на всех стадиях инновационного цикла.
- 5. На данном этапе реализации Стратегии также предусматривается увеличение поддержки продвижения российской инновационной продукции (услуг) и технологий на мировые рынки, включая увеличение объемов финансирования на предоставление кредитной и гарантийной поддержки, а также на софинансирование расходов бизнес-структур.
- 6. Предполагается обеспечение опережающего роста расходов на обновление научной и приборной базы, усиление роли институтов развития в финансировании исследований и разработок и продолжение увеличения программной составляющей в бюджетных расходах на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы гражданского назначения. В сфере научно-технического сотрудничества ресурсы будут сконцентрированы на ограниченном количестве проектов международной кооперации на основе разделения рисков.
Стимулирование инновационной активности молодежи, в том числе научно-технического творчества школьников и студентов, является важнейшим направлением инновационного развития России. Для этого предполагается расширить предоставляемую на конкурсной основе поддержку организаций дополнительного образования детей и молодежи, реализующих инновационные образовательные программы высокого уровня в области научно-технического творчества молодежи.
|
|
В табл. 7.4 показаны целевые индикаторы реализации направлений совершенствования инновационной политики в России.
Целевые индикаторы реализации направлений совершенствования инвестиционно-инновационной политики РФ
Наименование индикатора | 2010 г. | 2016 г. | 2020 г. |
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме экспорта товаров, работ, услуг, % | 7,0 | ||
Объем отгруженных товаров, работ, услуг, связанных с нанотехнологиями, млрд руб. | |||
Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций: | |||
всего, из них: | 8,0 | ||
— добывающие, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 9,6 | ||
— связь, деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий | 10,9 | ||
Вновь внедренные или подвергавшиеся значительным технологическим изменениям инновационные товары, работы, услуги, новые для рынка (в % от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг) | 0,4 | 5,0 | 8,0 |
Количество соучрежденных образовательными и научными бюджетными учреждениями малых инновационных предприятий |
Основные рекомендации российских экспертов заключаются в необходимости сконцентрировать ресурсы на ключевых направлениях инновационного развития. Кроме того, требуется усилить внимание к внутренним ресурсам инновационного развития, провести детальный анализ и инвентаризацию имеющихся элементов инновационной системы, в том числе четко определить современное состояние сохранившегося советского научно-технического потенциала и наработок, реализованных в последние десятилетия. В ближайшем будущем такая работа может быть осуществлена только за счет крупномасштабного исследования научной системы, основанного на наиболее передовых методах, включая современные опросные техники, прогрессивные подходы и теории, количественный и статистический анализ.
Сегодня основное препятствие на пути эффективного инновационного развития России большинство экспертов видит не в недостатке финансирования академического сектора, а в институциональных и культурных условиях научной деятельности, не отвечающих требованиям времени. Было бы целесообразно создать систему независимой оценки и рецензирования работы всех организаций и лиц, задействованных в инновационной экономике. Весьма важно также перераспределить контролирующие функции элементов инновационной системы в процессе реализации научной политики, провести значительную работу по усовершенствованию российского законодательства, регулирующего инновационную деятельность.