Сущность, причины возникновения и распространения ТНК. Виды ТНК.




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «мировая экономика»

на тему:

«Роль транснациональных корпораций (ТНК) в мировом инвестиционном процессе »

План

Введение...................................................................................................... 3

1. Сущность, причины возникновения и распространения ТНК. Виды ТНК 4

2. Положительные и отрицательные последствия деятельности ТНК для стран размещения.................................................................................................. 8

Тесты......................................................................................................... 15

Заключение............................................................................................... 17

Список использованной литературы.................................................... 18

 

 

Введение

В настоящее время человечество занимают проблемы глобализации, влияющие на все сферы жизни человеческого общества: экономические, социальные, политические, культурные, в том числе на социально-экономическую и политическую географию мира, регионов, отдельных стран и местностей. Процесс глобализации имеет объективный характер, являясь неизбежным результатом эволюции мировой экономики, усиления мирохозяйственных связей. По мере формирования общемирового рынка, мировой системы капитализма и установления господства в ней транснациональных корпораций (ТНК) была выдвинута концепция «отмирания» национальных государств как участников экономического процесса. Согласно этой концепции в условиях роста гигантских корпораций «национальное государство как экономическая единица приближается к своему концу». «Экономическое будущее мира находится в руках крупных корпораций, которые интегрируют мир». Кульминацией такого процесса должна стать «экономическая организация мира под эгидой крупных корпораций». «Глобализирующий эффект» технологических достижений в области коммуникаций и транспорта проявляется в повышении экономической эффективности деятельности транснациональных корпораций. ТНК сочетают торговые операции и вывоз капитала, используют выгоды межцехового разделения труда в глобальных масштабах, размещая производства отдельных комплектующих узлов и деталей в разных странах и сосредотачивая выпуск конечной сложной продукции в одной из них. ТНК – это новые «глобальные субъекты», крупнейшие из которых превосходят по финансово-экономическому и технологическому потенциалу большинство малых и средних государств мира.

 

Сущность, причины возникновения и распространения ТНК. Виды ТНК.

 

Процесс транснационализации рассматривается как процесс расширения международной деятельности промышленных фирм, банков, компаний сферы услуг, их выхода за национальные границы отдельных стран, что приводит к перерастанию национальных компаний в транснациональные. Для него характерно переплетение капиталов за счет поглощения фирм других стран, создание совместных компаний, привлечение финансовых средств иностранных банков, установление прочных долговременных связей за рубежом промышленных компаний и банков одной и той же страны.

ТНК — особая форма организации хозяйственной деятельности фирмы, основанной на кооперации труда работников предприятий, расположенных в разных странах мира и объединенных единым титулом собственности на средства производства, причем такая деятельность направлена на подавление конкуренции и усиление господства на мировых товарных рынках, что является сутью экономической политики ТНК.

На ТНК приходится примерно половина мирового промышленного производства, 63% внешней торговли. ТНК контролируют до 80% патентов и лицензий на новую технику, технологии и «ноу-хау». Под контролем ТНК находится 90% мирового рынка пшеницы, кофе, кукурузы, лесоматериалов, табака, джута и железной руды, 85% — рынка меди и бокситов, 80% — рынка чая и олова, 75% — сырой нефти, натурального каучука и бананов. Половина экспортных операций США осуществляется американскими и иностранными ТНК, в Великобритании этот показатель составляет 80%, в Сингапуре — 90% [2, с. 203-204].

Система международной производственной кооперации в настоящее время в наибольшей степени определяется функционированием ТНК, так как эти компании на основании колебаний спроса и предложения перемещают свое производство с фабрики на фабрику по всему миру, сводят к минимуму простои мощностей, продлевают жизнь своих изделий: сначала организуют производство в своих странах, затем, по мере насыщения собственного рынка, перемещают прибавочный продукт в развивающиеся страны и страны с переходной экономикой (к которым, в частности, относится Республика Узбекистан).

Основные признаки, присущие ТНК:

· Годовой оборот (объем продаж) более одного млрд. долларов США;

· Наличие филиалов не менее чем в 6 странах;

· Доля зарубежных активов должна составлять 25-30% в общей стоимости активов компании;

· От одной трети до одной пятой всего оборота компании должно приходиться на внешние операции, то есть реализовываться за пределами головного офиса ТНК.

Каковы причины возникновения транснациональных корпораций?

Наиболее общей причиной их возникновения является интернационализация производства и капитала на основе развития производительных сил, перерастающих национально-государственные границы.

Интернационализация производства и капитала приобретает характер экспансии хозяйственных связей путем создания крупнейшими компаниями собственных отделений за границей и превращения национальных корпораций в транснациональные. Вывоз капитала становится важнейшим фактором в формировании и развитии международных корпораций.

К числу конкретных причин возникновения транснациональных корпораций следует отнести стремление к получению сверхприбыли. В свою очередь, жесткая конкуренция, необходимость выстоять в этой борьбе также способствовали концентрации производства и капитала в международном масштабе и появлению ТНК.

Виды транснациональных корпораций:

· Традиционные ТНК — это корпорации, имеющие головную (материнскую) компанию и зависимые от нее филиалы в различных странах.

· Многострановые ТНК — это корпорации, имеющие головную (материнскую) компанию и относительно независимые от нее филиалы в различных странах;

· Интегрированные ТНК — это корпорации, представляющие своим зарубежным филиалам максимальную свободу действий, в частности, в области предпринимательства;

· Сетевые ТНК — это корпорации, которые предпочитают развивать отношения с другими компаниями на основе внутрифирменных отношений (разделение сферы деятельности и влияния), обычно включаясь в консорциум.

Организационная структура управления ТНК:

Первое звено — председатель Совета директоров; Совет директоров, избираемый общим собранием акционеров; подотчетные Совету директоров центральные службы. Функции первого звена заключаются в: разработке стратегии развития, программ бюджета и инвестиций корпорации, политике цен, подборе кадров управляющих высшего и среднего звена, осуществлении научных исследований, контроля за деятельностью фирмы в целом;

Второе звено — региональные объединения, находящиеся в подчинении Совета директоров. Управление осуществляется через президентов и вице-президентов и их службы. За ними закрепляются определенные функции (например, выпуск готовой продукции и ее сбыт) или же они ответственны за управление, сгруппированными по определенному признаку отделениями корпорации.

Третье звено — отделения за границей, филиалы, дочерние и ассоциированные фирмы и их управление. Контроль за управлением каждой оперативной единицы в регионе осуществляется территориальным отделением корпорации [1, с. 137].

Как один из транснациональной корпорации можно привести пример возникновения и развития международной корпорации – сосредоточившая в своих руках 25% мирового рынка бытовых электроприборов и промышленного оборудования ТНК “Электролюкс”. Возникшая в 1912 г. в результате слияния двух шведских компаний, “Электролюкс” уже в конце 20-х годов вышла на рынок Австралии и Новой Зеландии, организовав там свое производство.В последнее десятилетие “Электролюкс” приобрела компанию “Уайт Консолидейтед” — третьего в США производителя бытовой техники под маркой “Вестингауз”, “Гибсон” и др., “Занусси” — крупнейшего производителя электротоваров в Италии и всей Южной Европе, а также “АЭГ” — главного производителя электротоваров в ФРГ.

После присоединения этих трех фирм “Электролюкс” превратилась в мирового лидера в своей отрасли, обладающего Развитой системой производства, сбыта и обслуживания бытовой электротехники в 75 страдах мира. В середине 90-х годов на предприятиях этой транснациональной корпорации трудится свыше 110 тыс. человек, годовой оборот в 1994 г. составил 16 млрд. долл [4, с. 99-100].

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: