СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫдля работы над ВВЕДЕНИЕМ
Составные части ВВЕДЕНИЯ к пояснительной записке
· Актуальность темы.
· Проблема, на решение которой направлена работа.
· Объект (процесс или явление, выбранное для изучения).
· Предмет исследования (конкретная часть объекта, непосредственно подлежащая исследованию в данной работе).
· Цель работы (это предполагаемый результат исследования; формулируется кратко и конкретно).
· Задачи работы (это те действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной цели).
· Гипотеза (предположение или предполагаемое решение проблемы).
· Основные этапы работы (рассматривается последовательность действий в процессе работы, кратко раскрывается содержание каждого этапа).
· Методы исследования (указываются способы сбора и обработки информации, предполагаемые виды деятельности в ходе проведения исследования; формулируются теоретические методы (анализ, синтез, абстрагирование и т.д.) и эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, эксперимент, беседа и т.д).
· Научная новизна исследования (это результаты исследования, которые предполагается получить впервые для данной науки или результаты, реально значимые для данного сообщества).
· Теоретическая и практическая значимость работы (это назначение данной работы, возможные сферы её использования: какая группа людей и при каких условиях может воспользоваться данной работой).
· Предполагаемый проектный продукт.
· Характеристика основных источников получения информации.
Каждый из перечисленных пунктов Введения описывается с нового абзаца без нумерации и без оформления в виде заголовка.
Желательно выделить жирным шрифтом слова: актуальность работы, предмет исследования, объект исследования, цель, задачи и т.п.
|
Актуальность выбранной темы
Актуальность можно выразить словами: Одной из актуальных … в настоящее время является … Огромную важность в наше время приобретают вопросы … Особое значение сегодня приобретает вопрос... Значимость темы определяется … Среди проблем, связанных с…, пристальное внимание исследователей в последние годы привлекает вопрос о … В связи с … большое значение приобрела проблема … Интерес к данной проблеме обусловлен тем, что… |
Например: Тема: Жизнь муравьев Особое значение сегодня приобретает вопрос сохранения, восстановления и расширение зеленого массива в нашем районе, так как с каждым годом увеличивается число пораженных насекомыми и их личинками деревьев. Рыжие лесные муравьи являются «санитарами» леса и могут помочь его сохранению, поэтому проведение моего исследования по изучению жизни муравьев актуально. |
Формулирование проблемы
Проблемные вопросы могут начинаться со слов: Может ли…? Будет…? Возможно ли…? Почему…? Как…? Как можно…? Что случится, если…? Каковы опасности…? Каковы преимущества…? Каково влияние…? Каким образом…?и др. |
Определение объекта и предмета исследования
Определение целей и задач работы
Например: Тема: «Защита земли от крупных астероидов». Проблема: как защитить Землю от столкновения с крупными астероидами. Цель: изучить возможности защиты Земли от крупных астероидов. |
Определить цель работы – значит, ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы ее проводим. |
Примерные формулировки целей: выявить … определить... установить… создать... обосновать… построить уточнить… выяснить... изучить… исследовать… проверить... информировать… и др. |
ЗАЧЕМ? |
ЦЕЛЬ – поиск ответа на вопрос, обозначенный проблемой. |
Примерные формулировки задач: выяснить…, изучить…, провести…, узнать…, найти…, предложить…, выявить…, проанализировать…, исследовать…, определить…, рассмотреть…, измерить…, сравнить…, показать…, собрать…, сделать…, составить…, обобщить…, описать…, установить…, разработать…, познакомиться… и др. |
|
Задачи уточняют цель. Чтобы определить задачи работы, нужно последовательно отвечать себе на вопрос: «Что мне сделать, чтобы достичь цели исследования?». |
ЧТО НАДО СДЕЛАТЬ? |
ЗАДАЧИ – описывают основные шаги по достижению цели. |
Выдвижение гипотез
Выдвигая гипотезы, мы обычно используем следующие слова: - может быть; - предположим; - допустим; - возможно; - что, если…; - так…, как..., то…; - при условии, что…, то… |
Гипотеза должна удовлетворять ряду требований: · быть проверяемой; · быть логически непротиворечивой; · быть обоснованной, то есть подкрепляться научными данными и логическими соображениями; · быть реально опровергаемая или доказуемая. |