Макроэкономическая политика государства: цели и основные направления
Макроэкономическая политика государства – это система мер и мероприятий, направленных на поддержание функционирования экономики, создание и совершенствование условий ее развития.
Основная цель реализации макроэкономической политики – максимизация общественного благосостояния. Достижение этой цели связано с постановкой целей низших уровней, уточняющих и конкретизирующих направления деятельности, к которым можно отнести:
– обеспечение устойчивого экономического роста;
– полную занятость ресурсов;
– стабильность уровня цен;
– сбалансированность государственного бюджета;
– сглаживание циклических колебаний;
– регулирование денежной массы и др.
Все цели макроэкономической политики можно классифицировать по следующим признакам:
1) приоритетности:
– стратегические (конечные),
– тактические (промежуточные, ориентированные на достижение стратегических целей),
– оперативные (направленные на решение текущих задач, способствующих реализации тактических и стратегических целей);
2) масштабу:
– общие (для всей системы),
– частные (для подсистем);
3) времени:
– долгосрочные,
– среднесрочные,
– краткосрочные.
Для реализации поставленных целей могут корректироваться и изменяться институциональные и правовые основы экономической среды, а также применяться различные инструменты:
1) экономические:
– налогово-бюджетные – регулирование посредством налогов и государственных расходов с целью воздействия на совокупный спрос и совокупное предложение,
– денежно-кредитные – изменение денежной массы, ставки рефинансирования, норм резервирования, проведение операций на открытом рынке и т.д.,
– внешнеторговые – регулирование таможенных тарифов, квот и использование нетарифных методов с целью
увеличения или сдерживания экспорта и импорта товаров и услуг,
– государственное предпринимательство: государство является хозяйствующим субъектом, непосредственно участвующим в производственно-коммерческих операциях,
– социальные – установление минимальных ставок оплаты труда, выплата пособий по безработице и т.д.,
– государственное программирование, индикативное планирование;
2) административные: введение запретов, разрешений (лицензирование), стандартов и нормативов, регулирующих деятельность в различных отраслях и секторах экономики;
3) правовые: на основе нормативно-правовых актов устанавливаются правила, принципы ведения экономической деятельности.
Цели макроэкономической политики определяют направления, для реализации которых разрабатываются мероприятия и выбираются определенные инструменты.
Направления макроэкономической политики государства
· Налогово-бюджетная. Регулирование доходной и расходной частей бюджета, стимулирование спроса или предложения и др.
· Денежно-кредитная. Влияние на объем денежной массы на рынке.
· Инвестиционная. Привлечение капитала для расширения производственных возможностей в развиваемых отраслях.
· Структурно-отраслевая. Принятие мер и разработка мероприятий по совершенствованию межотраслевых и внутриотраслевых пропорций, стимулированию развития отраслей, обеспечивающих научно- технический прогресс, повышение конкурентоспособности отечественной продукции.
· Экологическая. Рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов.
· Инновационная. Развитие научно-технического потенциала страны.
· Антимонопольная. Ограничение и предупреждение монополизации рынков, стимулирование конкуренции.
· Внешнеэкономическая. Регулирование внешней торговли, стимулирование или ограничение экспорта и импорта.
· Социальная. Поддержание и улучшение условий жизни населения.
Государственная инвестиционная и инновационная политика
Каждый этап развития государства характеризуется соответствующими социально-экономическими и политическими условиями, уровнем научно-технического прогресса, состоянием материально-производственной базы и т.д. В зависимости от сложившейся ситуации выбираются приоритетные цели и направления макроэкономической политики, наиболее актуальные в данный момент. В последние два десятилетия одним из приоритетных направлений российской экономической политики было сдерживание инфляции.
Преобразования российской экономики непосредственно связаны с перспективами технологического развития. Сложность этой проблемы заключается в том, что для обеспечения устойчивого технологического процесса требуется определить не только его основные направления, в первую очередь требующие поддержки государства, но и технологический уровень, которого они должны достичь. Во всех отраслях экономики России присутствуют элементы нескольких технологических укладов, они переплетаются друг с другом и находятся в своеобразном и тесном взаимодействии. В зависимости от того, на приоритетное развитие какого технологического уклада направит свои усилия государство, возможны принципиально разные варианты технологического и экономического будущего.
Например, индустриализация, проведенная в конце 1920-х годов, была успешно осуществлена во многом благодаря тому, что государственная власть сделала ставку на решительное и быстрое внедрение принципиально нового технологического уклада.
Государственная инвестиционная политика должна формироваться в контексте долговременных целей и задач развития российской экономики. С позиций экономической безопасности необходима разработка объективных критериев государственной поддержки отдельных инвестиционных проектов и программ. Кроме того, необходим четкий механизм управления инвестиционным процессом. Структура и адресность государственной поддержки должны базироваться исходя из промышленной политики государства, определяющей приоритетные направления развития отдельных отраслей промышленности.
Государственная инвестиционная политика включает выбор критериев государственной поддержки в широком смысле, а не обязательно бюджетные инвестиции. Необходимо определить методологическую основу определения этих критериев. Можно выделить два подхода к определению критериев: технократический и экономический’.
Технократический подход исходит из принципа приоритета научно-технического прогресса и, следовательно, ориентирован на отрасли с «прорывными» технологиями.
Экономический подход базируется на экономических принципах применительно к условиям становления рыночного хозяйства. На практике должны использоваться не только экономические, но и «внеэкономические» критерии. Однако анализ инвестиционного потенциала и источников инвестирования показывает, что последние пока еще не определены. Кроме того, государственный и частный инвестиционный капитал ограничен. Поэтому при определении критериев адресной государственной поддержки тех или иных программ пока следует руководствоваться экономическими критериями. По мере роста экономики, интенсивного наращивания инвестиционного потенциала соотношения между критериями будут меняться в сторону «внеэкономических», а государственная поддержка экономических объектов будет ослабевать.
При принятии решений, касающихся государственной поддержки инвестиционных программ, необходимо учитывать перспективы роста платежеспособного спроса (внутреннего и внешнего) на виды продукции или услуги, которые выйдут на рынок. Заслуживает поддержки тот инвестиционный проект, в продукции которого заинтересован платежеспособный потребитель, а также тот, что имеет конкурентные преимущества.
С позиции экономической безопасности необходимо учитывать мультипликативный эффект от реализации того или иного инвестиционного проекта, увеличивающего развитие производства во взаимосвязанных с ним отраслях (сырья, материалов, оборудования и т.п.). Мультипликативные эффекты повышают платежеспособный спрос, увеличивают рабочие места, способствуют росту налоговой базы и в конечном счете ведут к оживлению и последующему подъему экономики.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется в разных формах:
• принятия законов и других нормативных актов, обеспечивающих регулирование отношений и защиту интересов участников инвестиционно-инновационного процесса (в этой области ряд законов принят, однако правовое обеспечение деятельности неполно и несовершенно, что сдерживает приток инвестиций);
• выработки долгосрочной инвестиционной стратегии с учетом показателей экономической безопасности и с определением национальных и региональных приоритетов;
• прямого финансирования (безвозвратного и возвратного) важнейших социальных, экономических, научных, оборонных и других подобных объектов;
• косвенного воздействия на инвестиционный процесс с помощью амортизационной, налоговой, таможенной и иной политики;
• формирования и поддержки инвестиционно-инновационной инфраструктуры, опережающей подготовки и переподготовки персонала;
• приоритетности инвестиционной и инновационной политики на федеральном и региональном уровне.
Можно констатировать, что экономическое развитие в течение 1999—2007 гг. привело к качественно новому социально-экономическому положению России. Однако те факторы, которые лежали в основе роста 1999—2007 гг. фактически больше не действуют. Необходим новый набор факторов экономического роста, который будет определять экономическую динамику. Формирование нового набора факторов зависит от выбранной экономической политики, а следовательно, от выбора новой модели экономического развития. Прежде всего нужна инвестиционная модель, при которой экономический рост основан на масштабном увеличении притока инвестиций в реальный (перерабатывающий) сектор экономики. Инвестиционная модель включает переориентацию внутреннего совокупного спроса с потребления на накопление, а также увеличение иностранных инвестиций.
Будучи страной, богатой природными ресурсами, Россия столкнулась с дилеммой: нефть или промышленность? Это напоминает ситуацию, сложившуюся в Нидерландах в начале 1970 г., когда открытие крупных газовых месторождений сместило вектор занятости от промышленности в сторону деятельности с меньшей добавленной стоимостью. Поскольку рынок не был в состоянии найти точное равновесие, правительство Нидерландов было вынуждено совершить интервенцию при помощи целевой промышленной политики. В конечном счете промышленное «опустошение» было преодолено, и сегодня секторы сферы услуг и высоких технологий ставят экономику Нидерландов в ряд наиболее развитых и диверсифицированных экономик в мире. Россия стоит на подобном перепутье, но она должна преодолеть чрезмерную зависимость от экспорта сырья для реставрации своей экономики. Экономический рост, основанный только на первичном секторе, непостоянен.
Среди сфер, приоритетных для государственного инвестирования, с учетом обеспечения экономической безопасности можно выделить:
• производства, ориентированные на выпуск импортозаменяющей продукции, включая промежуточную, поставки которой были прекращены вследствие нарушения производственно-экономических связей; предоставление поддержки обусловлено важным значением этой продукции (при низком уровне рентабельности таких предприятий финансирование должно осуществляться при активном государственном участии);
• предприятия, ориентированные на выпуск конкурентоспособной продукции; их поддержка связана с необходимостью снижения издержек производства такой продукции по сравнению с уровнем цен, устанавливаемых монопольными структурами;
• производства, на продукцию которых, согласно прогнозным оценкам, долгое время будет сохраняться повышенный спрос;
• предприятия, осваивающие выпуск новых видов продукции или продукции более высокого качества.
Если техническая система совершенствуется на базе неизменного технологического принципа, то с достижением некоторого уровня ее развития стоимость новых ее моделей растет как квадрат (или еще более высокая степень) прироста ее эффективности. Это правило сформулировано применительно к технико-экономической динамике компьютерных систем американским исследователем Грошем. Правило Гроша является конкретным выражением более общего закона «убывающей производительности капитала», согласно которому' прибыль от добавочного вложения капитала определенного размера при неизменных прочих условиях хозяйствования будет меньше, чем прибыль от предшествующего вложения капитала того же размера в то же самое производство.