Государственная инвестиционная и инновационная политика




Макроэкономическая политика государства: цели и основные направления

Макроэкономическая политика государства – это система мер и мероприятий, направленных на поддержание функционирования экономики, создание и совершенствование условий ее развития.

Основная цель реализации макроэкономической политики – максимизация общественного благосостояния. Достижение этой цели связано с постановкой целей низших уровней, уточняющих и конкретизирующих направления деятельности, к которым можно отнести:

– обеспечение устойчивого экономического роста;

– полную занятость ресурсов;

– стабильность уровня цен;

– сбалансированность государственного бюджета;

– сглаживание циклических колебаний;

– регулирование денежной массы и др.

Все цели макроэкономической политики можно классифицировать по следующим признакам:

1) приоритетности:

– стратегические (конечные),

– тактические (промежуточные, ориентированные на достижение стратегических целей),

– оперативные (направленные на решение текущих задач, способствующих реализации тактических и стратегических целей);

2) масштабу:

– общие (для всей системы),

– частные (для подсистем);

3) времени:

– долгосрочные,

– среднесрочные,

– краткосрочные.

Для реализации поставленных целей могут корректироваться и изменяться институциональные и правовые основы экономической среды, а также применяться различные инструменты:

1) экономические:

– налогово-бюджетные – регулирование посредством налогов и государственных расходов с целью воздействия на совокупный спрос и совокупное предложение,

– денежно-кредитные – изменение денежной массы, ставки рефинансирования, норм резервирования, проведение операций на открытом рынке и т.д.,

– внешнеторговые – регулирование таможенных тарифов, квот и использование нетарифных методов с целью

увеличения или сдерживания экспорта и импорта товаров и услуг,

– государственное предпринимательство: государство является хозяйствующим субъектом, непосредственно участвующим в производственно-коммерческих операциях,

– социальные – установление минимальных ставок оплаты труда, выплата пособий по безработице и т.д.,

– государственное программирование, индикативное планирование;

2) административные: введение запретов, разрешений (лицензирование), стандартов и нормативов, регулирующих деятельность в различных отраслях и секторах экономики;

3) правовые: на основе нормативно-правовых актов устанавливаются правила, принципы ведения экономической деятельности.

Цели макроэкономической политики определяют направления, для реализации которых разрабатываются мероприятия и выбираются определенные инструменты.

 

Направления макроэкономической политики государства

· Налогово-бюджетная. Регулирование доходной и расходной частей бюджета, стимулирование спроса или предложения и др.

· Денежно-кредитная. Влияние на объем денежной массы на рынке.

· Инвестиционная. Привлечение капитала для расширения производственных возможностей в развиваемых отраслях.

· Структурно-отраслевая. Принятие мер и разработка мероприятий по совершенствованию межотраслевых и внутриотраслевых пропорций, стимулированию развития отраслей, обеспечивающих научно- технический прогресс, повышение конкурентоспособности отечественной продукции.

· Экологическая. Рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов.

· Инновационная. Развитие научно-технического потенциала страны.

· Антимонопольная. Ограничение и предупреждение монополизации рынков, стимулирование конкуренции.

· Внешнеэкономическая. Регулирование внешней торговли, стимулирование или ограничение экспорта и импорта.

· Социальная. Поддержание и улучшение условий жизни населения.

 

 

Государственная инвестиционная и инновационная политика

Каждый этап развития государства характеризуется соответствующими социально-экономическими и политическими условиями, уровнем научно-технического прогресса, состоянием материально-производственной базы и т.д. В зависимости от сложившейся ситуации выбираются приоритетные цели и направления макроэкономической политики, наиболее актуальные в данный момент. В последние два десятилетия одним из приоритетных направлений российской экономической политики было сдерживание инфляции.

Преобразования российской экономики непосредственно связаны с перспективами технологического развития. Сложность этой проблемы заключается в том, что для обеспечения устой­чивого технологического процесса требуется определить не только его основные направления, в первую очередь требующие поддержки государства, но и технологический уровень, которого они должны достичь. Во всех отраслях экономики России присутствуют элемен­ты нескольких технологических укладов, они переплетаются друг с другом и находятся в своеобразном и тесном взаимодействии. В за­висимости от того, на приоритетное развитие какого технологиче­ского уклада направит свои усилия государство, возможны принци­пиально разные варианты технологического и экономического бу­дущего.

Например, индустриализация, проведенная в конце 1920-х го­дов, была успешно осуществлена во многом благодаря тому, что го­сударственная власть сделала ставку на решительное и быстрое вне­дрение принципиально нового технологического уклада.

Государственная инвестиционная политика должна формировать­ся в контексте долговременных целей и задач развития российской экономики. С позиций экономической безопасности необходима разра­ботка объективных критериев государственной поддержки отдельных инвестиционных проектов и программ. Кроме того, необходим четкий механизм управления инвестиционным процессом. Структура и адрес­ность государственной поддержки должны базироваться исходя из промышленной политики государства, определяющей приоритетные направления развития отдельных отраслей промышленности.

Государственная инвестиционная политика включает выбор кри­териев государственной поддержки в широком смысле, а не обяза­тельно бюджетные инвестиции. Необходимо определить методологи­ческую основу определения этих критериев. Можно выделить два подхода к определению критериев: технократический и экономиче­ский’.

Технократический подход исходит из принципа приоритета науч­но-технического прогресса и, следовательно, ориентирован на отрасли с «прорывными» технологиями.

Экономический подход базируется на экономических принци­пах применительно к условиям становления рыночного хозяйства. На практике должны использоваться не только экономические, но и «внеэкономические» критерии. Однако анализ инвестиционного потенциала и источников инвестирования показывает, что по­следние пока еще не определены. Кроме того, государственный и частный инвестиционный капитал ограничен. Поэтому при опре­делении критериев адресной государственной поддержки тех или иных программ пока следует руководствоваться экономическими критериями. По мере роста экономики, интенсивного наращива­ния инвестиционного потенциала соотношения между критериями будут меняться в сторону «внеэкономических», а государственная поддержка экономических объектов будет ослабевать.

При принятии решений, касающихся государственной поддержки инвестиционных программ, необходимо учитывать перспективы рос­та платежеспособного спроса (внутреннего и внешнего) на виды продукции или услуги, которые выйдут на рынок. Заслуживает под­держки тот инвестиционный проект, в продукции которого заинте­ресован платежеспособный потребитель, а также тот, что имеет конкурентные преимущества.

С позиции экономической безопасности необходимо учитывать мультипликативный эффект от реализации того или иного инвестици­онного проекта, увеличивающего развитие производства во взаимосвя­занных с ним отраслях (сырья, материалов, оборудования и т.п.). Муль­типликативные эффекты повышают платежеспособный спрос, увеличи­вают рабочие места, способствуют росту налоговой базы и в конечном счете ведут к оживлению и последующему подъему экономики.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется в разных формах:

• принятия законов и других нормативных актов, обеспечи­вающих регулирование отношений и защиту интересов участ­ников инвестиционно-инновационного процесса (в этой об­ласти ряд законов принят, однако правовое обеспечение дея­тельности неполно и несовершенно, что сдерживает приток инвестиций);

• выработки долгосрочной инвестиционной стратегии с уче­том показателей экономической безопасности и с определени­ем национальных и региональных приоритетов;

• прямого финансирования (безвозвратного и возвратного) важнейших социальных, экономических, научных, оборон­ных и других подобных объектов;

• косвенного воздействия на инвестиционный процесс с по­мощью амортизационной, налоговой, таможенной и иной политики;

• формирования и поддержки инвестиционно-инновационной инфраструктуры, опережающей подготовки и переподготов­ки персонала;

• приоритетности инвестиционной и инновационной полити­ки на федеральном и региональном уровне.

Можно констатировать, что экономическое развитие в течение 1999—2007 гг. привело к качественно новому социально-эконо­мическому положению России. Однако те факторы, которые лежа­ли в основе роста 1999—2007 гг. фактически больше не действуют. Необходим новый набор факторов экономического роста, который будет определять экономическую динамику. Формирование нового набора факторов зависит от выбранной экономической политики, а следовательно, от выбора новой модели экономического развития. Прежде всего нужна инвестиционная модель, при которой эконо­мический рост основан на масштабном увеличении притока инве­стиций в реальный (перерабатывающий) сектор экономики. Инве­стиционная модель включает переориентацию внутреннего совокуп­ного спроса с потребления на накопление, а также увеличение иностранных инвестиций.

Будучи страной, богатой природными ресурсами, Россия столк­нулась с дилеммой: нефть или промышленность? Это напоминает ситуацию, сложившуюся в Нидерландах в начале 1970 г., когда от­крытие крупных газовых месторождений сместило вектор занятости от промышленности в сторону деятельности с меньшей добавленной стоимостью. Поскольку рынок не был в состоянии найти точное равновесие, правительство Нидерландов было вынуждено совершить интервенцию при помощи целевой промышленной политики. В ко­нечном счете промышленное «опустошение» было преодолено, и се­годня секторы сферы услуг и высоких технологий ставят экономику Нидерландов в ряд наиболее развитых и диверсифицированных эко­номик в мире. Россия стоит на подобном перепутье, но она должна преодолеть чрезмерную зависимость от экспорта сырья для реставра­ции своей экономики. Экономический рост, основанный только на первичном секторе, непостоянен.

Среди сфер, приоритетных для государственного инвестирования, с учетом обеспечения экономической безопасности можно выделить:

• производства, ориентированные на вы­пуск импортозаменяющей продукции, включая промежуточ­ную, поставки которой были прекращены вследствие нару­шения производственно-экономических связей; предоставле­ние поддержки обусловлено важным значением этой продук­ции (при низком уровне рентабельности таких предприятий финансирование должно осуществляться при активном госу­дарственном участии);

• предприятия, ориентированные на выпуск конкурентоспо­собной продукции; их поддержка связана с необходимостью снижения издержек производства такой продукции по срав­нению с уровнем цен, устанавливаемых монопольными структурами;

• производства, на продукцию которых, согласно прогнозным оценкам, долгое время будет сохраняться повышенный спрос;

• предприятия, осваивающие выпуск новых видов продукции или продукции более высокого качества.

Если техническая система совершенствуется на базе неизменно­го технологического принципа, то с достижением некоторого уров­ня ее развития стоимость новых ее моделей растет как квадрат (или еще более высокая степень) прироста ее эффективности. Это пра­вило сформулировано применительно к технико-экономической динамике компьютерных систем американским исследователем Грошем. Правило Гроша является конкретным выражением более общего закона «убывающей производительности капитала», соглас­но которому' прибыль от добавочного вложения капитала определенного размера при неизменных прочих условиях хозяйствования будет меньше, чем прибыль от предшествующего вложения капита­ла того же размера в то же самое производство.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: