Все конструкторские, технологические и метрологические задачи по базированию можно подразделить на два типа:
1) анализ принятой схемы базирования детали в конструкции изделия, технологическом процессе его изготовления или при измерении;
2) разработка схемы базирования в соответствии с возникшей задачей на каком-либо этапе создания машины.
При решении задач типа 1) необходимо:
- из условий задачи выявить назначение баз и систему координат, относительно которой осуществлено базирование;
- выявить состав поверхностей детали, заготовки и т.п., участвующих в базировании;
- проанализировать функции, выполняемые этими поверхностями в базировании, мысленно сопоставить найденные базы с типовыми комплектами и установить соответствие с одним из них;
- определить названия найденных баз, используя свои знания типовых комплектов баз и их классификации;
- показать теоретическую схему базирования на эскизе или чертеже.
При решении задач типа 2) необходимо:
- из условий задачи выяснить назначение комплекта баз и систему координат, относительно которой необходимо придать детали, заготовке и т.п. требуемое положение;
- выявить состав связей, которые необходимо создать в соответствии с условиями решаемой задачи;
- разработать конструктивные формы поверхностей баз (при конструировании) или выявить поверхности (при решении технологических или измерительных задач), позволяющие осуществить базирование и решить поставленную задачу;
- определить состав комплекта баз и их название, обратившись к типовым комплектам и классификации баз;
- нанести теоретическую схему базирования на чертеж или эскиз.
Определенность и неопределенность базирования.
|
Силовое замыкание
После того как положение одной детали относительно другой (или других) определено с требуемой точностью, его необходимо сохранить или на все время работы детали в машине, или на время ее обработки или измерения.
В реальности же при соединении деталей положение базируемой детали может измениться, если возникнут силы и моменты сил, нарушающие контакт поверхностей детали с шестью опорными точками, определяющими ее положение.
Следовательно, для сохранения полученного при базировании правильного положения детали необходимо обеспечить непрерывность контакта сопряженных баз деталей.
Под определенностью базирования детали понимается неизменность ее положения относительно поверхностей другой детали, которая определяют ее положение при работе в машине или в процессе изготовления.
Для обеспечения определенности базирования к детали прикладываются силы, создающие силовое замыкание между соединенными деталями. Силы и их моменты, создающие силовое замыкание и обеспечивающие непрерывность контакта, должны быть больше сил и их моментов, стремящихся нарушить этот контакт в процессе работы детали в машине или в процессе ее обработки.
Без соблюдения этого условия невозможно выполнение деталью, а нередко и машиной, их служебного назначения и совершенно исключено достижение требуемой точности детали в процессе ее обработки.
Для создания силового замыкания используются:
1) упругие силы материала отдельных крепежных деталей или целых механизмов;
|
2) силы трения;
3) сила тяжести деталей;
4) магнитные и электромагнитные силы;
5) силы сжатого воздуха, жидкости и т. п.;
6) сочетания перечисленных сил.
Например, для обеспечения контакта между поверхностями ряда деталей машин используются упругие силы крепежных болтов. В результате затягивания крепежных болтов в их материале возникают внутренние упругие силы, стремящиеся восстановить первоначальную длину болтов. Этому препятствуют упругие силы материалов соединяемых деталей. Таким образом, упругие силы материалов болтов и соединяемых деталей создают силовое замыкание, обеспечивая контакт между сопрягаемыми поверхностями соединяемых деталей.
Сила собственного веса деталей для обеспечения определенности их базирования нередко используется в процессе сборки машин при установке деталей на горизонтальные поверхности.
В технологии механической обработки сила собственного веса деталей используется для силового замыкания при обработке на станках тяжелых деталей, когда силы резания или создаваемые ими моменты значительно меньше силы веса детали и создаваемых ею моментов.
Другие из перечисленных сил используются главным образом для создания определенности базирования в процессе обработки на различных видах оборудования и рабочих местах.
При приведении в соприкосновение поверхностей соединяемых деталей действительные поверхности, по которым происходит контакт, составляют обычно некоторую часть номинальных или расчетных размеров поверхностей. Объясняется это макро- и микропогрешностями сопрягаемых поверхностей. Вследствие этого, приложение сил, необходимых для обеспечения контакта между сопрягаемыми поверхностями, вызывает контактные деформации, вносящие добавочные погрешности в требуемое относительное положение соединяемых деталей.
|
Таким образом, для соблюдения условия определенности базирования детали необходимы:
1) правильное создание или выбор надлежащих базирующих поверхностей детали;
2) создание правильного силового замыкания;
3) уменьшение контактной деформации путем расчета, установления и выдерживания при обработке необходимых допусков на отклонения поверхностей от теоретически правильной геометрической формы и класса чистоты;
4) выбор точек приложения сил, создающих контакт между сопрягаемыми поверхностями деталей, по возможности против опорных точек, для уменьшения собственных деформаций деталей;
5) установление последовательности приложения сил, чтобы не вызвать изменение положения детали во время ее закрепления.
Некоторые детали отличаются недостаточной жесткостью в одной или двух координатных плоскостях. Например, валики большой длины при малых диаметрах отличаются недостаточной жесткостью в двух перпендикулярных плоскостях. То же самое можно сказать о тонких дисках, кольцах, клиньях, различных планках, рычагах. Некоторые детали деформируются даже под влиянием собственного веса. При этом деформации нередко выходят за пределы поля допуска, установленного на отклонения детали от правильной геометрической формы.
При установке такого рода деталей для обработки на станке в приспособлении или на рабочих местах приходится увеличивать жесткость детали созданием дополнительного числа опор в плоскостях недостаточной жесткости детали. Например, при установке для обработки тонких валиков к ним подводится необходимое количество дополнительных опор в виде люнетов.
Из приведенных рассуждений относительно реализации схем базирования можно сделать следующие важные выводы:
Весь процесс определения положения реальной детали в машине не может ограничиться только собственно базированием, но обязательно включает в себя и закрепление как процесс фиксации положения, достигнутого при базировании, путем приложения силового замыкания. Совокупность процессов базирования и закрепления принято называть установкой.
Необходимость силового замыкания приводит к усложнению конструкции машины за счет введения в них специальных деталей и механизмов, развивающих необходимые силы.
Силовое замыкание является источником погрешности достигнутого положения базируемой детали (заготовки).