В ряде случаев определение положения детали в машине не требует наложения на нее всех шести координатных связей. В этом случае схема базирования оказывается неполной, и деталь в момент базирования не сохраняет одну или несколько степеней свободы. К таким случаям относятся все схемы базирования подвижных деталей, примером которых служит любой вал, установленный на подшипники. Вал лишен пяти степеней свободы, вращение вокруг продольной оси ему сохранено для выполнения служебного назначения. Поэтому схема базирования вала – неполная. Использовать неполные схемы базирования очень выгодно, так как это позволяет упростить конструкцию деталей и машины в целом.
Применение неполных схем базирования имеет целью либо обеспечение работы подвижных соединений, либо упрощение конструкции соединяемых деталей или технологической оснастки.
В неполных схемах базирования всегда присутствует неопределенность базирования в некоторых координатных направлениях. Возможные смещения базируемой детали в таких схемах ограничивается в случае подвижных соединений гарантированными зазорами в них. Во всех других случаях они не ограничены ничем, но это не приводит к снижению качества работы детали или качества обработки.
Следует использовать всякую возможность применения неполных схем базирования и добиваться на этой основе упрощения и удешевления конструкции деталей и технологических операций.
Оценка достигнутого положения детали.
Погрешность установки
Поскольку под установкой понимается реализация схем базирования и закрепления, ее результат, как и у всякого реального процесса, в какой-то степени приближается к идеально намеченному, но не совпадает с ним. Это означает необходимость количественной оценки степени приближения достигнутого положения к требуемому. Такая оценка может быть дана размером установки, который представляет собой расстояние (относительный поворот) между достигнутым и требуемым положением основной базы базируемой детали в определенном координатном направлении.
|
При реализации партии соединений размер установки не сохраняет своей величины в каждой следующей паре соединяемых деталей и получает рассеяние по некоторому полю , которое называют погрешностью установки.
Причины появления погрешности установки следующие:
1. основная база имеет погрешность изготовления ,
2. выбранная система координат материализуется некоторым набором реальных погрешностей базирующих деталей, каждая из которых имеет погрешность изготовления ,
3. в схему базирования может быть заложена неопределенность базирования с погрешностью ,
4. достигнутое базированием положение детали фиксируется силовым замыканием, которое является источником погрешности .
Таким образом, в общем случае = f (, , , ), т.е. элементарные погрешности суммируются и формируют погрешность установки.