Тема урока: «Образы киномузыки»




Урок музыки в 6 «Б» классе

Тип урока: урок формирования новых знаний

Цель: показать роль музыки в кинофильмах, способствовать формированию музыкальной культуры и музыкального вкуса.

Оборудование: рояль, ноутбук, мультимедийный проектор, музыкальный центр

Музыкальный материал: Г.Свиридов «Тройка» фрагмент кинофильма В.Басова «Метель», Р.Рождерс «Звуки музыки», Нино Рота фрагмент кинофильма Ф. Дзеффирелли «Ромео и Джульетта», И.Дунаевский музыка из кинофильма «Дети капитана Гранта».

Ход урока:

Вход под музыку И.Дунаевского «Дети капитана Гранта».

Музыкальное приветствие.

Учитель: Сегодня на уроке мы обратимся к некоторым музыкальным произведениям, написанным к кинофильмам. Кино – искусство XX века. С самого рождения оно неразрывно связано с музыкой. Великим называли немое кино, когда оно еще не было звуковым. Зрители не могли услышать с экрана ни одного слова, но воспринимать фильм им помогала музыка. Обычно в кинотеатре служил тапёр – пианист, который сопровождал игрой на фортепиано показ кинофильма. Музыка помогала пережить события фильма: она грустила и радовалась; бывала нежной, грациозной и грозной, серьезной и смешной.

Как вы думаете, в какой стране появился первый кинофильм?

Ответы детей.

Учитель: Первый фильм появился во Франции и назывался он «Прибытие поезда». Его создателями были братья Люмьер.

Большой вклад в киномузыку внесли русские и зарубежные композиторы. В кинофильме «Метель» режиссера В.Басова по повести А.С.Пушкина звучит музыка Г.Свиридова. Вслушайтесь, с какой музыкальной интонацией начинает свою повесть Пушкин:

Кони мчатся по буграм,

Топчут снег глубокой...

Вот, в сторонке божий храм

Виден одинокой.

................................

Вдруг метелица кругом;

Снег валит клоками;

Черный вран, свистя крылом,

Вьется над санями;

Вещий стон гласит печаль!

Кони торопливы

Чутко смотрят в темну даль,

Воздымая гривы...

Жуковский.

 

Просмотр видеофрагмента к/ф «Метель».

Учитель: Удалось ли композитору почувствовать поэтическую интонацию в повести Пушкина и передать ее в музыке?

Ответы детей: Звучание симфонического оркестра создает образ метели, зимы.

Учитель: Что преобладает в музыкальном образе: душевное состояние человека или показ тройки, которая торопливо мчится?

Ответы детей: В музыкальном образе преобладает душевное состояние, но мы слышим и образ тройки, которая мчится.

Учитель: Как вы считаете, увиденные вами кадры фильма снимал сам режиссер?

Ответы детей: Кинооператор.

Учитель: А теперь послушайте мелодию и скажите, в каком кинофильме она звучит, и определите, кто ее исполняет?

Учитель играет мелодию песни из к/ф «Звуки музыки»

Ответы детей: Она звучит в к/ф «Звуки музыки» и ее исполняет воспитательница, которая учит детей петь звукоряд.

Учитель: Каков сюжет этого фильма?

Ответы детей: В фильме рассказывается о жизни детей, о их занятиях музыкой.

Учитель: Правильно, в этом веселом фильме показано, как любовь к музыке сделала друзьями шаловливых ребят и их молодую воспитательницу. Она придумала для них захватывающую и не очень сложную музыку. Мелодия вырастала из простых интонаций, даже из обыкновенной гаммы. Как вы думаете, кто стал главным действующим лицом музыкального фильма?

Ответы детей: Музыка.

Задание: По нотной записи найти эпизоды в песне, построенной на ступенях гаммы До мажор.

Исполнение песни.

Учитель: Послушайте музыкальные фрагменты из кинофильмов и скажите, знакома ли вам эта музыка?

Звучат фрагменты музыки И.Дунаевского из к/ф «Волга-Волга», «Веселые ребята», «Дети капитана Гранта», «Цирк».

Ответы детей.

Исполнение песни «Песенка о капитане» с солистами.

Учитель: А теперь посмотрите фрагмент фильма, определите его название. Как вы думаете, кого из героев характеризует неоднократно повторяющаяся в фильме музыкальная тема.

Ответы детей: Повторяющаяся тема показывает глубокое чувство любви между Джульеттой и Ромео.

Учитель: Правильно, это фильм «Ромео и Джульетта» итальянского режиссера Ф.Дзеффирелли. Главные роли в фильме исполняли Оливия Хасси и Леонард Уайтинг.

Как вы понимаете смысл слов У.Шекспира «Они ушли во тьму, но не исчез их след»?

Ответы детей: История Ромео и Джульетты – это яркий пример вечной любви.

Учитель: И закончим мы сегодняшний урок исполнением главной темы из к/ф «Ромео и Джульетта».

Исполнение темы в виде вокализа.

Итог урока: Сегодня на уроке вы познакомились с музыкой из разных кинофильмов, посмотрели фрагменты этих фильмов. Мне хотелось бы, чтобы после сегодняшнего урока у вас появилось желание посмотреть эти замечательные шедевры мирового кинематографа.

Выход: музыка из к/ф «Цирк» И.Дунаевский.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: