Пример 1. Решить транспортную задачу методом потенциалов.




Раздел 2. Транспортная задача

П.2.1. Замкнутая и открытая модели ТЗ

Пример 1. Решить транспортную задачу методом потенциалов.

 

bj ai        
         
         
         

 

1. Проверим, является ли данная задача замкнутой.

Подсчитаем суммарные запасы груза и суммарные потребности заказчиков ,

.

Поскольку , модель транспортной задачи замкнутая, и задача имеет оптимальный план.

2. Построим первый опорный план транспортной задачи методом северо-западного угла.

Начинаем заполнение распределительной таблицы с верхней левой клетки, то есть построение исходного опорного плана начинаем с удовлетворения потребностей первого потребителя b1 за счет запасов первого поставщика a1. Для этого сравниваем запас a1 = 200 с потребностями b1 = 150. Так как a1 > b1, то потребности b1 полностью удовлетворяем за счет a1, и в первую клетку помещаем min (200, 150)=150. У первого поставщика осталось 50 единиц груза. Так как потребности первого получателя груза полностью удовлетворены, исключим из рассмотрения первый столбец, заполнив в нем оставшиеся клетки точками. Далее заполняем таблицу по строкам слева направо и сверху вниз. Следующая самая верхняя левая незаполненная клетка – (1,2). Потребителю b2 поставляем 50 единиц груза, оставшихся у первого поставщика. Поскольку от первого поставщика весь груз вывезен, заполняем оставшиеся клетки первой строки точками. Второму получателю, пока что, недопоставлено 80 единиц груза. Следующая незаполненная клетка – (2,2). Потребителю b2 отправляем недостающие 80 единиц груза, при этом его потребности полностью удовлетворены, поэтому оставшиеся клетки во втором столбце заполняем точками. У второго поставщика a2 осталось еще 100 единиц груза. Аналогичным образом заполняем оставшиеся клетки, пока не удовлетворим всех потребителей и не вывезем все запасы груза у поставщиков.

 

 

bj ai        
      * *
  *     *
  * *    

 

В результате распределения груза получим первый опорный план, в котором x11 = 150, x12 = 50, x22 = 80, x23 = 100, x33 = 50, x34 = 140. Эти переменные соответствуют заполненным клеткам и являются базисными, остальные переменные, соответствующие клеткам с точками, являются свободными (значения свободных переменных равны нулю). Первый опорный план можно представить в матричном виде

 

Число заполненных клеток k = 6. Это число должно равняться рангу системы ограничений r = m + n – 1 = 3 + 4 – 1 = 6. Так как k = r = 6, то построенный план является невырожденным. Подсчитаем затраты на перевозку по этому плану

 

.

 

3. Построим первое опорное решение транспортной задачи методом минимальной стоимости (минимального тарифа).

 

 

bj ai        
  * *    
    * *  
  *   *  

 

Найдем клетку с минимальным тарифом. Это клетка (1,3) с тарифом

c13 =1. Построение исходного опорного плана начинаем с занесения поставки груза в клетку с наименьшей стоимостью c13. Заполняем клетку x13 = 150. Оставшиеся клетки третьего столбца заполняем точками, так как потребности третьего получателя полностью удовлетворены. У первого поставщика осталось 50 единиц груза. Ищем следующую клетку с минимальным тарифом. Таких клеток две: c14 =2, c32 =2. Заполним сначала клетку (3,2). Поставим в нее x32=min (190, 130)=130. Второй столбец заполняем точками. У третьего поставщика осталось 60 единиц груза. Ищем следующую клетку с наименьшим тарифом – это клетка (1,4). В нее помещаем 50 единиц груза, min(50,140)=50. Первую строку заполняем точками, так как от первого поставщика вывезен весь груз. Четвертому получателю недопоставлено 90 единиц. Аналогичным образом распределяем весь имеющийся груз и получаем первый опорный план перевозок.

Подсчитаем затраты на перевозку по этому плану.

.

 

Итак, в каждой строке и в каждом столбце таблицы заполнена хотя бы одна клетка, циклов по заполненным клеткам нет, число заполненных клеток m+n-1=6, следовательно, план опорный и невырожденный.

 

4. Проверка первого опорного плана (решения) на оптимальность. Метод потенциалов

 

После построения исходного опорного плана приступаем к проверке его на оптимальность методом потенциалов, который заключается в последовательном улучшении опорных планов транспортной задачи на основе информации, полученной с помощью чисел, называемых потенциалы поставщиков и потребителей (, - двойственные переменные, то есть переменные задачи, двойственной к транспортной). Потенциалы находим из условия , где cij - тарифы заполненных клеток. Будем проверять на оптимальность первый опорный план, построенный методом минимального тарифа. В двойственной задаче одна свободная переменная, поэтому возьмем одну любую из двойственных переменных и приравняем ее к нулю. Возьмем, например, (выгоднее брать в качестве нулевой переменной ту, которая соответствует строке или столбцу с наибольшим количеством заполненных клеток).

В таблице в дополнительном столбце справа помещаем потенциалы отправителей , а в строке снизу – потенциалы получателей. Составим систему уравнений для определения потенциалов:

Из этой системы находим

 

bj ai        
  * *     =2
    * *   =8
  *   *   =6
 

 

Считаем оценки для свободных клеток:

 

Запишем получившиеся оценки в левом верхнем углу свободных клеток.

 

bj ai        
  9>0 7 * 10>0 8 *     =2
    1>0 5 * 2>0 9 *   =8
  7>0 9 *   -2<0 3 *   =6
 

Так как среди оценок имеются отрицательные , то данный план не является оптимальным. Его можно улучшить перераспределением поставок. Для этого выбираем свободную клетку с наименьшим отрицательным значением (наибольшим по абсолютной величине). В данном случае это клетка (3,3).

 

bj ai        
  * * 1 150-- 2 50+ =2
    * *   =8
  *   *+ 60-- =6
 

 

Сроим цикл пересчета, начиная с клетки (3,3), в которую нужно поместить поставку груза (её отмечают знаком «+»), и двигаясь по занятым клеткам (в данном случае это клетки (3,4), (1,4), (1,3)), поочередно отмечая их знаками «-», «+». Если в клетку (3,3) добавили + , то в смежных по циклу клетках необходимо вычесть для сохранения баланса перевозок по третьей строке и третьему столбцу. Звенья цикла должны быть параллельны строкам или столбцам таблицы, причем в каждой вершине цикла встречаются ровно два звена, одно из которых находится в строке, а другое – в столбце. Количество вершин в цикле должно быть четно. В результате построения цикла в соответствующих строках и столбцах должно быть парное количество знаков «-», «+».

Определяем величину поставки в клетку (3,3), как минимальную величину из поставок, стоящих в отрицательных клетках, то есть . Перераспределяем по циклу поставки на величину . Значение записываем в незанятую клетку (3,3), отмеченную знаком «+», двигаясь по циклу, прибавляем эту величину к поставкам в клетках со знаком «+», вычитаем в клетках со знаком «-».

В результате получаем новое опорное решение или новый опорный план, в котором клетки с грузом, равным величине , становятся свободными.

 

bj ai        
  * *    
    * *  
  *     *

 

Если освобождается больше одной клетки, то есть число заполненных клеток меньше числа m + n - 1, то такой план называется вырожденными, и для определения потенциалов необходимо ввести недостающее количество нулевых элементов в число основных базисных переменных. Свободные клетки заполняют нулевыми поставками так, чтобы они не образовывали цикл по заполненным клеткам, и чтобы в каждой строке и в каждом столбце находилась хотя бы одна заполненная клетка. Проверим новый опорный план на оптимальность. Пусть =0. Тогда найдем все остальные потенциалы, рассматривая только заполненные клетки и помня, что для них , то есть что сумма потенциалов должна быть равна тарифу, стоящему на пересечении соответствующих потенциалам строки и столбца.

 

 

bj ai        
  * *     =0
    * *   =6
  *     * =2
 

 

Число заполненных клеток k=m+n-1, следовательно, план невырожденный. Найдем оценки для всех клеток с точками, где стоят свободные переменные. Данный опорный план не является оптимальным, так как не все оценки для свободных клеток , а именно, .

 

 

bj ai        
  9>0 7 * 8>0 8 *     =0
    -1<0 5 * 2>0 9 *   =6
  9>0 9 *     2>0 6 * =2
 

 

Возьмем клетку (2,2) за начало цикла пересчета. Цикл будет проходить по клеткам (2,2), (3,2), (3,3), (1,3), (1,4), (2,4) и опять вернется в (2,2).

 

bj ai        
  9>0 7 * 8>0 8 * 1 90- 2 110++ =0
    -1<0 5 *+ 2>0 9 * 30- =6
  9>0 9 * 130- 60+ 2>0 6 * =2
 

 

Ищем количество единиц груза , перераспределяемых по циклу пересчета, как минимум по клеткам, помеченных знаком минус. Получаем новый опорный план

 

 

bj ai        
  * *    
      * *
  *     *

 

Проверяем данный опорный план на оптимальность

 

bj ai        
  8>0 7 * 8>0 8 *     =0
      3>0 9 * 1>0 8 * =5
  8>0 9 *     2>0 6 * =2
 

Полученный опорный план является оптимальным, так как все оценки для свободных клеток . Выписываем оптимальный план: x11 = 0; x12 = 0; x13 = 60; x14 =140; x21 = 150; x22 = 30; x23 = 0; x24 = 0; x31 = 0; x32 = 100; x33 = 90; x34 = 0. Или в матричной форме

Высчитываем минимальные затраты на транспортировку продукции:

 

 

Пример 2.

bj ai        
         
         
         

1. Проверим, является ли данная задача замкнутой.

Подсчитаем суммарные запасы груза и суммарные потребности заказчиков ,

.

Поскольку , модель транспортной задачи открытая, и для дальнейшего решения необходимо ввести фиктивного поставщика , так как . Тарифы перевозок для фиктивного поставщика равны нулю.

 

 

bj ai        
         
         
         
         

Далее решаем ТЗ как в Примере 1.

Пример 3.

bj ai        
         
         
         

1. Проверим, является ли данная задача замкнутой.

Подсчитаем суммарные запасы груза и суммарные потребности заказчиков ,

.

Поскольку , модель транспортной задачи открытая, и для дальнейшего решения необходимо ввести фиктивного получателя , так как . Тарифы перевозок для фиктивного получателя равны нулю.

 

 

bj ai          
           
           
           

Далее решаем ТЗ как в Примере 1.

Задача 2.1.1. Автотранспортная фирма “Карланд” обеспечивает доставку одних и тех же строительных блоков с двух железобетонных заводов АО “Бетон” на три строительных площадки. На первую площадку требуется доставить b1, на вторую — b2 и на третью — b3 бетонных блоков. С первого завода должны быть отгружены a1, со второго — a2 бетонных блока. Тарифы на перевозку одного блока с каждого из заводов на соответствующую площадку приведены по вариантам:

Таблица 2.1.1.а

Площад-ка № 1 № 2 № 3 Отгрузка
Завод 1       a1 = 120
Завод 2       a2 = 100
Заказ b1 = 70 b2 = 80 b3 = 70  

Таблица 2.1.1.b

Площад-ка №1 №2 №3 Отгрузка
Завод 1       a1 = 150
Завод 2       a2 = 100
Заказ b1 =110 b2 = 80 b3 = 60  

Таблица 2.1.1.c

Площад-ка № 1 № 2 № 3 Отгрузка
Завод 1       a1 = 120
Завод 2       a2 = 80
Заказ b1 = 70 b2 = 80 b3 = 50  

Таблица 2.1.1.d

Площад-ка № 1 № 2 № 3 Отгрузка
Завод 1       a1 = 150
Завод 2       a2 = 100
Заказ b1 = 50 b2 = 80 b3 =120  

Таблица 2.1.1.e

Площад-ка № 1 № 2 № 3 Отгрузка
Завод 1       a1 = 100
Завод 2       a2 = 140
Заказ b1 = 80 b2 = 90 b3 =70  

Выполните следующие задания:

1. Составьте математическую модель ТЗ.

2. Выпишите матрицу системы ограничений.

3. Определите ранг полученной матрицы.

4. Найдите первый опорный план

а) методом северо-западного угла;

б) методом минимальных тарифов.

5. Решите задачу методом потенциалов.

Задача 2.1.2. С трех складов, расположенных в Химках, на Сходне и в Ховрино, необходимо доставить в пять магазинов сахарный песок в соответствии с заявкой каждого магазина. Объёмы запасов песка, имеющегося на складах, объёмы заявок магазинов и тарифы на поставку одной тонны груза со складов в магазины даны в транспортных таблицах по вариантам:

Таблица 2.1.2.а

Магазины Склады №1 №2 №3 №4 №5 Объём запаса
Химки            
Сходня            
Ховри-но            
Заявки            

 

Таблица 2.1.2.б

Магазины Склады №1 №2 №3 №4 №5 Объём запаса
Химки            
Сходня            
Ховри-но            
Заявки            

Таблица 2.1.2.в

Магазины Склады №1 №2 №3 №4 №5 Объём запаса
Химки            
Сходня            
Ховри-но            
Заявки            

Таблица 2.1.2.г

Магазины Склады №1 №2 №3 №4 №5 Объём запаса
Химки            
Сходня            
Ховри-но            
Заявки            

Таблица 2.1.2.д

Магазины Склады №1 №2 №3 №4 №5 Объём запаса
Химки            
Сходня            
Ховри-но            
Заявки            

 

 

Таблица 2.1.2.е

Магазины Склады №1 №2 №3 №4 №5 Объём запаса
Химки            
Сходня            
Ховри-но            
Заявки            

Таблица 2.1.2.ж

Магазины Склады №1 №2 №3 №4 №5 Объём запаса
Химки            
Сходня            
Ховри-но            
Заявки            

Таблица 2.1.2.з.

Магазины Склады №1 №2 №3 №4 №5 Объём запаса
Химки            
Сходня            
Ховри-но            
Заявки            

Таблица 2.1.2.и

Магазины Склады №1 №2 №3 №4 №5 Объём запаса
Химки            
Сходня            
Ховри-но            
Заявки            

Таблица 2.1.2.к

Магазины Склады №1 №2 №3 №4 №5 Объём запаса
Химки            
Сходня            
Ховри-но            
Заявки            

Выполните задания 1 — 5 задачи 2.1.1.

 

Задача 2.1.3. Решить транспортную задачу методом потенциалов:

(а)

bj ai        
         
         
         

 

 

(б)

bj ai            
             
             
             
             

(в)

bj ai        
         
         
         

 

 

(г)

bj ai        
         
         
         

(д)

bj ai        
         
         
         

(e)

bj ai        
         
         
         

Задача 2.1.4. Решить открытую транспортную задачу:

(а)

bj ai        
         
         
         

 

(б)

bj ai          
           
           
           
           

 

(в)

bj ai        
         
         
         

 

(г)

bj ai          
           
           
           
           

(д)

bj ai      
       
       
       
       

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: